Бедность завела железную дорогу в тупик. "РосБизнесКонсалтинг". 9 сентября 2014
10.09.2014 в 08:29 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Лейтмотивом прошедшего во вторник в целом довольного вялого заседания Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области стала острая нехватка средств на реализацию намеченных ранее проектов. Основная интрига, как обычно, была связана с закрытой от публики и журналистов частью заседания. В этот раз "закрыли" обсуждение перспектив реализации Генеральной схемы развития железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Как рассказал РБК один из участников совещания РЖД, ссылаясь на нехватку средств, заявила о намерении сократить свою инвестиционную программу.
Невыполненные обещания
Эта проблема была обозначена еще на прошлом заседании Координационного совета в апреле, когда представители РЖД заявили, что разработанная ранее Генеральная схема обеспечена финансированием только на 18%, а возникший дефицит средств на ее реализацию оценивается на уровне 626 млрд руб. Было объявлено, что если не удастся изыскать недостающие средства, то будет отменен или по крайней мере заморожен целый ряд проектов, в том числе, вынос грузового двора со станции "Санкт-Петербург Финляндский" на станцию "Парнас" или "Капитолово", строительство грузового железнодорожного терминала в Шушарах для ОАО "Трансконтейнер" для переноса туда грузовой работы со станции "Санкт-Петербург Товарный Витебский", как и реконструкция этой станции и др. Помимо прочего, "зависла" реконструкция третьего участка (Манушкино-Лосево) маршрута пропуска грузовых поездов в обход скоростного участка в направлении Финляндии, являющегося частью крупнейшего в регионе комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги", финансируемого федеральным Инвестфондом и РЖД.
Участник сегодняшнего совещания рассказал РБК-Петербург, что РЖД обозначила, что средства найдены не были, так что все эти проекты приостанавливаются. Обострилась ситуация и с путепроводами на реконструируемой линии Выборг-Каменногорск этого же проекта. По данным источника, представители РЖД твердо заявили, что строить их не будут. Поскольку у Минтранса денег на это тоже нет (как, впрочем, и на другие путепроводы, даже на примыкания к КАД), то единственным более или менее реальным вариантом сейчас считается привлечение частных инвестиций. Всерьез обсуждается возможность строительства путепроводов в формате ГЧП, предполагающем взимание платы за проезд по ним или передачу инвесторам в коммерческое использование прилегающих территорий. Некоторые застройщики, реализующие крупные жилищные проекты вблизи КАД, готовы за свой счет строить примыкания к кольцевой дороге. Но тут возникает опасность попасть в "московскую ловушку". Эксперты говорят, что если строить слишком много примыканий (на расстоянии менее 5 км друг от друга), то КАД "захлебнется" - как третье кольцо в Москве. В Петербурге и Ленобласти уже сейчас расстояние между некоторыми путепроводами равно 3,5 км, а если пойти навстречу пожеланием отдельных застройщиков, то появятся путепроводы на расстоянии 1,5 км от соседних.
В ОЖД пока официально не прокомментировали, какие темы обсуждались на закрытой части заседания.
Влияние мундиаля
Хотя Минфин еще в июле объявил о профиците госбюджета по итогам первого полугодия на уровне 649 млрд руб. (что равняется 1,9% ВВП) с прогнозом его увеличения до конца года до 1 трлн руб., правительство РФ пока не гарантирует исполнение обещаний перед Минтрансом. Дело дошло до того, что министр транспорта Максим Соколов не смог заверить собравшихся в Петербурге, что действительно будут выделены 10 млрд руб. на строительство железнодорожной линии аэроэкспресса между аэропортом Пулково и Балтийским вокзалом в Петербурге, необходимого для обслуживания чемпионата мира по футболу в 2018 году. На это, как утверждает источник РБК, представители РЖД твердо заявили, что пока не будет стопроцентной уверенности в выделении средств, линию строить не начнут. Хотя проектирование в этом году должно завершиться. Впрочем, генеральный директор АНО "Дирекция по развитию транспортной системы СПб и ЛО" Кирилл Поляков успокоил журналистов: "Задача обеспечения рельсовой связи Пулково с центром города должна быть решена к чемпионату 2018 года в любом случае". Судя по некоторым высказываниям, чиновничья мысль уже готова примириться с тем, что эту "рельсовую связь" можно будет обеспечить "малой кровью" - строительством легкорельса между аэропортом и станцией метро "Купчино". А отдельные эксперты даже высказывают мысль, что строить обе эти линии вообще нецелесообразно – не хватит пассажиропотока, особенно после завершения ЧМ, так что одна из них, а скорее всего, даже обе, будут приносить только убытки и никогда не окупятся.
Программа минимум
Нехватка средств побудила обоих присутствовавших на заседании губернаторов предложить высокому собранию одобрить консервативный вариант Программы развития транспортной системы СПб и ЛО на период до 2020 года, предполагающий реализацию только самых необходимых проектов – "реализация которых в ближайшее время обеспечит максимальный комплексный социально-экономический эффект для обоих субъектов РФ", сформулировал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко поддержал коллегу: "Целевой вариант Программы не подтвержден бюджетным финансированием. Его надо включить в программы развития как РФ, так и двух субъектов. Иначе будет декларация, а не программа". Однако вероятность исполнения консервативной программы не стопроцентная – консервативный вариант рассчитан с дефицитом в 300 млрд руб., которые губернаторы и министр все же рассчитывают получить от федерального правительства в ходе корректировки бюджета РФ.
Невыполненные обещания
Эта проблема была обозначена еще на прошлом заседании Координационного совета в апреле, когда представители РЖД заявили, что разработанная ранее Генеральная схема обеспечена финансированием только на 18%, а возникший дефицит средств на ее реализацию оценивается на уровне 626 млрд руб. Было объявлено, что если не удастся изыскать недостающие средства, то будет отменен или по крайней мере заморожен целый ряд проектов, в том числе, вынос грузового двора со станции "Санкт-Петербург Финляндский" на станцию "Парнас" или "Капитолово", строительство грузового железнодорожного терминала в Шушарах для ОАО "Трансконтейнер" для переноса туда грузовой работы со станции "Санкт-Петербург Товарный Витебский", как и реконструкция этой станции и др. Помимо прочего, "зависла" реконструкция третьего участка (Манушкино-Лосево) маршрута пропуска грузовых поездов в обход скоростного участка в направлении Финляндии, являющегося частью крупнейшего в регионе комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги", финансируемого федеральным Инвестфондом и РЖД.
Участник сегодняшнего совещания рассказал РБК-Петербург, что РЖД обозначила, что средства найдены не были, так что все эти проекты приостанавливаются. Обострилась ситуация и с путепроводами на реконструируемой линии Выборг-Каменногорск этого же проекта. По данным источника, представители РЖД твердо заявили, что строить их не будут. Поскольку у Минтранса денег на это тоже нет (как, впрочем, и на другие путепроводы, даже на примыкания к КАД), то единственным более или менее реальным вариантом сейчас считается привлечение частных инвестиций. Всерьез обсуждается возможность строительства путепроводов в формате ГЧП, предполагающем взимание платы за проезд по ним или передачу инвесторам в коммерческое использование прилегающих территорий. Некоторые застройщики, реализующие крупные жилищные проекты вблизи КАД, готовы за свой счет строить примыкания к кольцевой дороге. Но тут возникает опасность попасть в "московскую ловушку". Эксперты говорят, что если строить слишком много примыканий (на расстоянии менее 5 км друг от друга), то КАД "захлебнется" - как третье кольцо в Москве. В Петербурге и Ленобласти уже сейчас расстояние между некоторыми путепроводами равно 3,5 км, а если пойти навстречу пожеланием отдельных застройщиков, то появятся путепроводы на расстоянии 1,5 км от соседних.
В ОЖД пока официально не прокомментировали, какие темы обсуждались на закрытой части заседания.
Влияние мундиаля
Хотя Минфин еще в июле объявил о профиците госбюджета по итогам первого полугодия на уровне 649 млрд руб. (что равняется 1,9% ВВП) с прогнозом его увеличения до конца года до 1 трлн руб., правительство РФ пока не гарантирует исполнение обещаний перед Минтрансом. Дело дошло до того, что министр транспорта Максим Соколов не смог заверить собравшихся в Петербурге, что действительно будут выделены 10 млрд руб. на строительство железнодорожной линии аэроэкспресса между аэропортом Пулково и Балтийским вокзалом в Петербурге, необходимого для обслуживания чемпионата мира по футболу в 2018 году. На это, как утверждает источник РБК, представители РЖД твердо заявили, что пока не будет стопроцентной уверенности в выделении средств, линию строить не начнут. Хотя проектирование в этом году должно завершиться. Впрочем, генеральный директор АНО "Дирекция по развитию транспортной системы СПб и ЛО" Кирилл Поляков успокоил журналистов: "Задача обеспечения рельсовой связи Пулково с центром города должна быть решена к чемпионату 2018 года в любом случае". Судя по некоторым высказываниям, чиновничья мысль уже готова примириться с тем, что эту "рельсовую связь" можно будет обеспечить "малой кровью" - строительством легкорельса между аэропортом и станцией метро "Купчино". А отдельные эксперты даже высказывают мысль, что строить обе эти линии вообще нецелесообразно – не хватит пассажиропотока, особенно после завершения ЧМ, так что одна из них, а скорее всего, даже обе, будут приносить только убытки и никогда не окупятся.
Программа минимум
Нехватка средств побудила обоих присутствовавших на заседании губернаторов предложить высокому собранию одобрить консервативный вариант Программы развития транспортной системы СПб и ЛО на период до 2020 года, предполагающий реализацию только самых необходимых проектов – "реализация которых в ближайшее время обеспечит максимальный комплексный социально-экономический эффект для обоих субъектов РФ", сформулировал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко поддержал коллегу: "Целевой вариант Программы не подтвержден бюджетным финансированием. Его надо включить в программы развития как РФ, так и двух субъектов. Иначе будет декларация, а не программа". Однако вероятность исполнения консервативной программы не стопроцентная – консервативный вариант рассчитан с дефицитом в 300 млрд руб., которые губернаторы и министр все же рассчитывают получить от федерального правительства в ходе корректировки бюджета РФ.