Чешский экспортный банк возобновит финансирование ямальского проекта ТЭС "Полярная". "РБК-Тюмень". 15 мая 2015
18.05.2015 в 09:49 | РБК-Тюмень | Advis.ru
Проблемы при реализации крупнейшего на Ямале энергетического проекта, от финансирования которого Чешский экспортный банк отказался еще в начале 2013 года, обсуждались на встрече лидеров двух стран — Владимира Путина и президента Чехии Милоша Земана. Как сообщает URA.Ru, которому стали известны подробности частного разговора двух президентов, Земан сообщил, что осведомлен о проблемах финансирования ТЭС "Полярная", и пообещал, что чешская сторона выполнит свои обязательства.
Напомним, проект был инициирован в 2009 году. Суммарная мощность ТЭС должна составить 268 МВт, проект запланирован для нужд ОАО "Корпорация развития" ("КР", бывший "Урал промышленный — Урал Полярный") и энергообеспечения Салехарда. Для строительства было учреждено юридическое лицо — ООО "Энергетическая компания УП-УП", в уставный капитал которого входят на 25% средства "Корпорации развития", на 75% — офшорной компании Galileo Investments SA (Люксембург, собственником 85% считается гражданин Швеции Владимир Белевич, согласно неофициальной информации, его контролировал бывший гендиректор "КР" Александр Белецкий).
Предполагалось, что первая очередь ТЭС начнет работать в 2013 году, вторая — в 2014 году. Первоначальная стоимость проекта составляла около 17 млрд рублей. 1,5 млрд рублей было предоставлено в виде кредита ОАО "Международный финансовый клуб", 335 млн долларов (15 млрд рублей) — Чешским экспортный банком, который входил в проект при условии, что генподрядчиком станет чешская компания PSG International. "КР" стала субподрядчиком. Всего на стройке было освоено около 60% заемных средств (10,7 млрд рублей).
Однако у иностранных партнеров возникли сомнения в экономической чистоте проекта, и финансирование было остановлено. Вскоре начался украинский кризис, и решить проблему сторонам не удавалось. Сейчас, по данным источников URA.Ru, представитель "Корпорации Развития" находится в Чехии, где обсуждаются условия возобновления стройки.
По сведениям инсайдеров, одним из ключевых условий является выход Galileo Investments SA из акционерного капитала "Энергетическая компания УП-УП". Предполагается, что 100% долей будут консолидированы "Корпорацией развития" — юридически процесс практически завершен.
Заместитель генерального директора "Корпорации Развития" по маркетингу и связям со СМИ Тимур Хакимов подтвердил факт "положительных сдвигов" в проекте и сообщил, что возобновление финансирования проекта и строительства ожидается в третьем квартале текущего года. "В энергетической компании сменился весь руководящий состав — гендиректор, финансовый директор, главный бухгалтер. Договор о передаче 75% будет подписан с МФК в тот же день, как ЧЭБ подпишет документ о возобновлении кредитной линии".
Он также отметил, что основное оборудование закуплено на 100 процентов. Оно находится в России, на теплых складах, сроки гарантии не истекли. В ближайшее время будет закуплено также вспомогательное оборудование. Скорее всего, у российских производителей. Во-первых, отечественные аналоги ни в чем не уступают иностранным, а по ряду позиций превосходят. Кроме того, это позволит сэкономить на валютных колебаниях. Российское оборудование также может быть дешевле в эксплуатации и обслуживании", — сказал Хакимов.
На этой неделе директор департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО Михаил Гилёв был на рабочей встрече в министерстве энергетики РФ, где докладывал о состоянии проекта. "Я думаю, что будут проведены дополнительные балансовые и финансовые исследования. Речь шла как раз о том, что если ЧЭБ закончит финансирование в запланированном объеме, проект будет завершен. В законе о бюджете региона отражены 2,5 млрд рублей госгранатий по кредитам „Корпорации Развития" на ТЭС [договор с „КР" еще не подписан, и юридически они пока не предоставлены — прим. ред.]. Когда это решение было принято, это было важно для ЧЭБ, потому что стало подтверждением того, что власть его поддерживает", — пояснил г-н Гилёв.
Он отметил, что ТЭС — это стратегический проект, который важен для региона и федерального округа с точки зрения развития территории. "Развивать энергетику надо сейчас, иначе через 10 лет произойдёт катастрофа. Этому проекту неоднократно вменяли в вину, что сейчас он не нужен: появляется линия Надым — Салехард, и потребности Салехарда можно обеспечить перетоками, но это — не государственный подход. С учетом того, что мы собираемся кардинальным образом изменить транспортную структуру, построить заводы по производству СПГ — потребность в электроэнергетике будет колоссальная", — говорит эксперт.
Напомним, что в начале текущего года губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин на встрече с президентом получил подтверждение строительства мостового перехода через Обь и федеральной поддержки запуска Северного широтного хода. Новая транспортная концепция России предполагает перераспределение огромного грузопотока (порядка 24 млн тонн в год) с Транссиба на Северный морской путь по железной дороге.
Фактически сейчас часть магистрали Свердловской железной дороги и участок, проходящий по территории Ямала, — это неэлектрифицированный отрезок пути, "таскать" грузы по которому будет возможно только составами на солярке. Это приведет к колоссальным затратам, сделает экономику такой перевозки отрицательной, поэтому дорогу необходимо обеспечить энергомощностями. В этом контексте ТЭС "Полярная" станет единственным гарантом энергетической стабильности территории.
Напомним, проект был инициирован в 2009 году. Суммарная мощность ТЭС должна составить 268 МВт, проект запланирован для нужд ОАО "Корпорация развития" ("КР", бывший "Урал промышленный — Урал Полярный") и энергообеспечения Салехарда. Для строительства было учреждено юридическое лицо — ООО "Энергетическая компания УП-УП", в уставный капитал которого входят на 25% средства "Корпорации развития", на 75% — офшорной компании Galileo Investments SA (Люксембург, собственником 85% считается гражданин Швеции Владимир Белевич, согласно неофициальной информации, его контролировал бывший гендиректор "КР" Александр Белецкий).
Предполагалось, что первая очередь ТЭС начнет работать в 2013 году, вторая — в 2014 году. Первоначальная стоимость проекта составляла около 17 млрд рублей. 1,5 млрд рублей было предоставлено в виде кредита ОАО "Международный финансовый клуб", 335 млн долларов (15 млрд рублей) — Чешским экспортный банком, который входил в проект при условии, что генподрядчиком станет чешская компания PSG International. "КР" стала субподрядчиком. Всего на стройке было освоено около 60% заемных средств (10,7 млрд рублей).
Однако у иностранных партнеров возникли сомнения в экономической чистоте проекта, и финансирование было остановлено. Вскоре начался украинский кризис, и решить проблему сторонам не удавалось. Сейчас, по данным источников URA.Ru, представитель "Корпорации Развития" находится в Чехии, где обсуждаются условия возобновления стройки.
По сведениям инсайдеров, одним из ключевых условий является выход Galileo Investments SA из акционерного капитала "Энергетическая компания УП-УП". Предполагается, что 100% долей будут консолидированы "Корпорацией развития" — юридически процесс практически завершен.
Заместитель генерального директора "Корпорации Развития" по маркетингу и связям со СМИ Тимур Хакимов подтвердил факт "положительных сдвигов" в проекте и сообщил, что возобновление финансирования проекта и строительства ожидается в третьем квартале текущего года. "В энергетической компании сменился весь руководящий состав — гендиректор, финансовый директор, главный бухгалтер. Договор о передаче 75% будет подписан с МФК в тот же день, как ЧЭБ подпишет документ о возобновлении кредитной линии".
Он также отметил, что основное оборудование закуплено на 100 процентов. Оно находится в России, на теплых складах, сроки гарантии не истекли. В ближайшее время будет закуплено также вспомогательное оборудование. Скорее всего, у российских производителей. Во-первых, отечественные аналоги ни в чем не уступают иностранным, а по ряду позиций превосходят. Кроме того, это позволит сэкономить на валютных колебаниях. Российское оборудование также может быть дешевле в эксплуатации и обслуживании", — сказал Хакимов.
На этой неделе директор департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО Михаил Гилёв был на рабочей встрече в министерстве энергетики РФ, где докладывал о состоянии проекта. "Я думаю, что будут проведены дополнительные балансовые и финансовые исследования. Речь шла как раз о том, что если ЧЭБ закончит финансирование в запланированном объеме, проект будет завершен. В законе о бюджете региона отражены 2,5 млрд рублей госгранатий по кредитам „Корпорации Развития" на ТЭС [договор с „КР" еще не подписан, и юридически они пока не предоставлены — прим. ред.]. Когда это решение было принято, это было важно для ЧЭБ, потому что стало подтверждением того, что власть его поддерживает", — пояснил г-н Гилёв.
Он отметил, что ТЭС — это стратегический проект, который важен для региона и федерального округа с точки зрения развития территории. "Развивать энергетику надо сейчас, иначе через 10 лет произойдёт катастрофа. Этому проекту неоднократно вменяли в вину, что сейчас он не нужен: появляется линия Надым — Салехард, и потребности Салехарда можно обеспечить перетоками, но это — не государственный подход. С учетом того, что мы собираемся кардинальным образом изменить транспортную структуру, построить заводы по производству СПГ — потребность в электроэнергетике будет колоссальная", — говорит эксперт.
Напомним, что в начале текущего года губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин на встрече с президентом получил подтверждение строительства мостового перехода через Обь и федеральной поддержки запуска Северного широтного хода. Новая транспортная концепция России предполагает перераспределение огромного грузопотока (порядка 24 млн тонн в год) с Транссиба на Северный морской путь по железной дороге.
Фактически сейчас часть магистрали Свердловской железной дороги и участок, проходящий по территории Ямала, — это неэлектрифицированный отрезок пути, "таскать" грузы по которому будет возможно только составами на солярке. Это приведет к колоссальным затратам, сделает экономику такой перевозки отрицательной, поэтому дорогу необходимо обеспечить энергомощностями. В этом контексте ТЭС "Полярная" станет единственным гарантом энергетической стабильности территории.