Минпромторг вписал в стратегию развития торговли поддержку малых игроков.
03.10.2014 в 15:09 | INFOLine, ИА (по материалам Министерства промышленности и торговли) | Advis.ru
Минпромторг решил разработать нормативы количества торговых площадей, чтобы в каждом населенном пункте создать "условия для конкуренции разных торговых форматов". Этот вопрос поднял глава Минпромторга Денис Мантуров на заседании Правительства.
Вчера на заседании Правительства премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что "серьезные диспропорции в развитии форматов" мешают России достичь показателей стран – лидеров в розничной торговле. "Доля сетевых ретейлеров продолжает расти, вплотную приблизившись к четверти общего объема розницы, а доля розничных рынков и ярмарок снижается", – сказал Медведев.
Минпромторг в росте сетей увидел среди прочего и причины общего замедления российской торговли: в 2011 году объем розницы рос на 7,1%, а в 2013 году – на 3,9%. По мнению чиновников, прежде всего это связано с замедлением роста доходов россиян. Другая причина – сетевая торговля "стала забирать себе долю оборота других форматов, из-за чего те перестали развиваться".
По данным Росстата, за январь–август российская продовольственная розница увеличила оборот на 0,3% против 2,6% за тот же период годом ранее, сообщают "Ведомости". Выручка лидеров рынка растет быстрее: "Магнит" за это время нарастил продажи на 29,5%, "Дикси" – на 25%. Очевидно, крупные игроки растут за счет вытеснения мелких торговых форматов, а не того, что забирают долю рынка друг у друга, говорит аналитик Verno Capital Наталья Загвоздина. К августу удельный вес оборота торговых сетей в обороте розницы вырос до 26,3% с 24,1% в августе 2013 года.
В 2010–2012 годах количество магазинов традиционного типа сокращалось в среднем на 1,9% в год, крытых рынков – на 10% в год, киосков – на 2,8% (данные Nielsen для проспекта IPO ретейлера "Ленты"). При этом число магазинов так называемых современных форматов, в частности, супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров, росло в среднем на 10% в год. "Рост современных форматов, как ожидается, будет опережать рост рынка в целом за счет [отбора доли] традиционных форматов", – сообщала "Лента" инвесторам в феврале 2014 года.
"Для устранения инфраструктурных перекосов, обеспечения роста экономики и предпринимательской активности, а также построения прозрачного торгового бизнеса необходимо сформировать так называемую матрицу торговых форматов как модель многоформатной торговли", – говорится в стратегии развития торговли, подготовленной Минпромторгом.
Сейчас нормативы не учитывают тип магазина. "Построив один крупный торговый центр и не открыв ни одного малоформатного магазина, можно достичь заданного норматива", – сообщил в своем докладе Денис Мантуров. Ведомство хочет сделать три типа нормативов: для торговых объектов в зависимости от масштаба населенного пункта, по количеству рынков и ярмарок и по числу хозяйствующих субъектов.
"Мы работаем в формате гипермаркетов, но готовы развивать и магазины у дома, и магазины в переходах, и супермаркеты "Атак", которые также составляют конкуренцию магазинам "Продукты", – говорит представитель Auchan Мария Курносова. "Малый бизнес может конкурировать с нами, поддерживая качество продуктов и обслуживания, обеспечивая знание в лицо своих клиентов, а места для развития даже в Москве еще достаточно", – считает она.
"Мы поддерживаем многоформатную торговлю, на рынке есть место для всех форм ретейла", – поддерживает ее президент группы "Дикси" Илья Якубсон. Главное – соблюдать принципы единства санитарных, правовых и прочих требований ко всем участникам рынка, крупным и мелким, добавляет он.
Господдержка не должна существенно изменить расстановку сил на рынке, считает Наталья Загвоздина: небольшие ретейлеры, которые предлагают потребителям хорошее обслуживание, не страдают от крупных сетей. "Рост цены на полке в крупном ретейле по конкретным продуктам обычно ниже инфляции по этому виду продукта на рынке в целом. Вряд ли правительству инфляция в 10% важна меньше, чем обеспечение работой периодических ярмарок", – добавляет она.
Вчера на заседании Правительства премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что "серьезные диспропорции в развитии форматов" мешают России достичь показателей стран – лидеров в розничной торговле. "Доля сетевых ретейлеров продолжает расти, вплотную приблизившись к четверти общего объема розницы, а доля розничных рынков и ярмарок снижается", – сказал Медведев.
Минпромторг в росте сетей увидел среди прочего и причины общего замедления российской торговли: в 2011 году объем розницы рос на 7,1%, а в 2013 году – на 3,9%. По мнению чиновников, прежде всего это связано с замедлением роста доходов россиян. Другая причина – сетевая торговля "стала забирать себе долю оборота других форматов, из-за чего те перестали развиваться".
По данным Росстата, за январь–август российская продовольственная розница увеличила оборот на 0,3% против 2,6% за тот же период годом ранее, сообщают "Ведомости". Выручка лидеров рынка растет быстрее: "Магнит" за это время нарастил продажи на 29,5%, "Дикси" – на 25%. Очевидно, крупные игроки растут за счет вытеснения мелких торговых форматов, а не того, что забирают долю рынка друг у друга, говорит аналитик Verno Capital Наталья Загвоздина. К августу удельный вес оборота торговых сетей в обороте розницы вырос до 26,3% с 24,1% в августе 2013 года.
В 2010–2012 годах количество магазинов традиционного типа сокращалось в среднем на 1,9% в год, крытых рынков – на 10% в год, киосков – на 2,8% (данные Nielsen для проспекта IPO ретейлера "Ленты"). При этом число магазинов так называемых современных форматов, в частности, супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров, росло в среднем на 10% в год. "Рост современных форматов, как ожидается, будет опережать рост рынка в целом за счет [отбора доли] традиционных форматов", – сообщала "Лента" инвесторам в феврале 2014 года.
"Для устранения инфраструктурных перекосов, обеспечения роста экономики и предпринимательской активности, а также построения прозрачного торгового бизнеса необходимо сформировать так называемую матрицу торговых форматов как модель многоформатной торговли", – говорится в стратегии развития торговли, подготовленной Минпромторгом.
Сейчас нормативы не учитывают тип магазина. "Построив один крупный торговый центр и не открыв ни одного малоформатного магазина, можно достичь заданного норматива", – сообщил в своем докладе Денис Мантуров. Ведомство хочет сделать три типа нормативов: для торговых объектов в зависимости от масштаба населенного пункта, по количеству рынков и ярмарок и по числу хозяйствующих субъектов.
"Мы работаем в формате гипермаркетов, но готовы развивать и магазины у дома, и магазины в переходах, и супермаркеты "Атак", которые также составляют конкуренцию магазинам "Продукты", – говорит представитель Auchan Мария Курносова. "Малый бизнес может конкурировать с нами, поддерживая качество продуктов и обслуживания, обеспечивая знание в лицо своих клиентов, а места для развития даже в Москве еще достаточно", – считает она.
"Мы поддерживаем многоформатную торговлю, на рынке есть место для всех форм ретейла", – поддерживает ее президент группы "Дикси" Илья Якубсон. Главное – соблюдать принципы единства санитарных, правовых и прочих требований ко всем участникам рынка, крупным и мелким, добавляет он.
Господдержка не должна существенно изменить расстановку сил на рынке, считает Наталья Загвоздина: небольшие ретейлеры, которые предлагают потребителям хорошее обслуживание, не страдают от крупных сетей. "Рост цены на полке в крупном ретейле по конкретным продуктам обычно ниже инфляции по этому виду продукта на рынке в целом. Вряд ли правительству инфляция в 10% важна меньше, чем обеспечение работой периодических ярмарок", – добавляет она.