Эффект ожидания. "РосБизнесКонсалтинг". 24 сентября 2015
24.09.2015 в 09:46 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru

Зачем нужна новая дорога
Необходимость в этой магистрали продиктована давно исчерпанной пропускной способностью старого Ленинградского шоссе М10. Трасса узкая и проходит через огромное количество населенных пунктов. В тех же Химках, Солнечногорске, Клину и других городах расширять шоссе уже некуда, тем более что с финансированием у Федерального дорожного агентства сейчас есть определенные проблемы — все новые дорожные стройки в 2015 году заморожены, ведется только ремонт и поддержание покрытия в рабочем виде. Идея построить дублер Ленинградки впервые появилась еще в 1970-х (дорога была заложена в Генплан Москвы). Уже тогда инженеры понимали, что одно шоссе не справится с возрастающим трафиком в сторону Ленинграда. Однако разработка конкретного проекта началась только в 2000-х годах. В 2013 году появился проект международного транспортного коридора из Северной Европы в Западный Китай: вместе с будущей трассой М11 в его состав попадают участок Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, часть строящейся Центральной кольцевой автодороги в Московской области, новый дублер М7 Москва — Казань, участки от Казани до Оренбурга (их построят к 2025 году на деньги китайских инвесторов), а также дороги в Казахстане и Китае.
Эффект от запуска первых участков
Строительство М11 началась в 2010 году, однако работы были заморожены на год из-за протестов общественности против вырубки Химкинского леса. После вмешательства премьера Дмитрия Медведева и урегулирования конфликтов стройка продолжилась. Первые два участка дороги — 74-километровый обход Вышнего Волочка (258–334-й км трассы, строила компания "Мостотрест") и 15–58-й км от МКАД до Солнечногорска (строила Северо-западная концессионная компания) — ввели в строй в декабре 2014 года, и оба до недавнего времени функционировали в бесплатном режиме. Эффект стал заметен сразу: появилась возможность доехать до Шереметьево, Зеленограда и Солнечногорска без пробок и разгрузилась старая Ленинградка на участке от МКАД до пересечения с М11 в районе Пешек. К апрелю 2015 года интенсивность движения по М10 снизилась на 30% (замер проводился по датчикам), значительная часть грузовиков и легковых автомобилей переместилась на новую Ленинградку. При этом общая привлекательность направления в сторону Санкт-Петербурга выросла: трафик уже после слияния М10 и М11 увеличился на 4% и продолжает расти. Похожая ситуация и с обходом Вышнего Волочка: раньше М10 делила его пополам, ежедневно через город с остановками на светофоры шли транзитом до 30 тыс. машин. Теперь 11 тыс. автомобилей едут по М11, из них 41% — грузовики.

"Как логистический оператор, работающий в сфере экспресс-доставки грузов, мы заинтересованы в подобных участках дорог, — говорит начальник отдела логистических операций компании DPD в России Дмитрий Воеводин. — Решение о запуске участка дороги правильное и нужное. Первые 60 км от Москвы всегда были проблемой, так как шли через крупные областные города и населенные пункты. Движение до Солнечногорска порой занимало от одного до двух с половиной часов, теперь же этот участок дороги можно пройти за 15–25 минут". Объездной участок в районе Вышнего Волочка, по словам Воеводина, заслуживает отдельного внимания: дорога позволила сократить транзитное время на один-два часа: "Здесь удается значительно сэкономить не только время, но и топливо, так как движение по прямой с постоянной скоростью всегда экономичнее езды по населенным пунктам со светофорами. Это существенный плюс, который дает нам экономию на первой и последней милях". Выгоду от введения в строй трасс М11 и обхода Волочка подсчитать очень просто, говорит директор по стратегическому развитию транспортно-экспедиционной компании ПЭК Иван Варламов: "Себестоимость перевозки состоит из двух основных компонентов: расход топлива и зарплата водителя. На них приходится до 60–70% всей себестоимости. Поэтому выбор маршрута — это абсолютно счетная величина. Зарплата водителя — это ставка за километр или час работы, а расход топлива — это пробег, умноженный на потребление в соответствующем режиме движения. В случае скоростной магистрали потребление топлива уменьшается на 20–30% по сравнению со смешанным циклом. Время в пути также меньше, но есть затраты на проезд. В итоге получаем простейшее математическое уравнение, из которого следует выбор одного или другого маршрута".
Новая трасса и грузоперевозчики Несмотря на очевидные преимущества трассы, ряд вопросов остается открытым. Главный — будущая стоимость проезда. Если говорить о самом популярном участке 15–58-й км, то в первый и последний раз тарифы называл в конце 2014 года глава администрации президента России Сергей Иванов: для легковых автомобилей проезд от МКАД до Шереметьево обойдется в 100 руб., а от МКАД до Солнечногорска — в 300 руб. Для грузовиков цены не назывались. С тех пор эти данные не актуализировались.
"Тарифы установлены концессионером, исходя из обычного бизнес-расчета, — поясняет старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерина Решетова. — Нужно вернуть вложенные на строительство средства, в том числе процент по обслуживанию кредита плюс определенная норма прибыли на вложенные средства. Вряд ли в текущих экономических реалиях тарифы будут снижаться. Это выйдет боком концессионеру, а для него сегодня ситуация не сладкая. Хотя в принципе возможна ситуация снижения тарифов за проезд, в случае если трафик окажется заметно ниже прогнозируемого". Глава госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах говорил, что плату за проезд на участке 15–58-й км введут осенью, но сначала нужно протестировать все пункты взимания платы, а это может занять несколько месяцев. На момент сдачи номера оборудование только устанавливали. С объездом Вышнего Волочка ясности больше: с 21 сентября эта дорога перешла в платный режим. Владельцам легковых машин проезд в ночное время обойдется в 150 руб. (с 0.00 до 09.00), днем — в 240 руб. (то есть 3 руб. за километр). Для большегрузов тарифы следующие: 360 руб. днем для среднегабаритных транспортных средств (высотой не более 2,6 м, две оси), 480 руб. — для грузовиков, перевозящих тяжелые грузы (высота более 2,6 м, две оси) и 920 руб. — для автобусов и автопоездов (высота более 2,6 м, три и более осей). Ночной тариф примерно на 30% ниже.

В пресс-службе госкомпании "Автодор" пояснили, что из опыта эксплуатации платных участков автомобильных дорог можно предположить, что 20–30% трафика уйдет с обхода Вышнего Волочка на бесплатную альтернативу. Тем не менее порядка 25–30% всех грузовых транспортных средств в составе транспортных потоков будут пользоваться объездом, который позволяет сэкономить час времени. "Любой интерес может сойти на нет при отсутствии экономической привлекательности, — подчеркивает Дмитрий Воеводин из DPD. — Но дополнительную финансовую нагрузку нам придется делить с клиентами, к чему мы все не готовы".
"Тариф до тысячи рублей мы считаем вполне приемлемым, потому что время — деньги, — добавляет руководитель транспортной службы транспортно-экспедиционной компании ПЭК Игорь Алексашов. — Прохождение Волочка ранее занимало два часа, теперь — 30 минут. Выехать из Москвы все сложнее, тратить от трех до шести часов на выезд из города на коротком транспортном плече — непозволительная роскошь для транспортных компаний". Цена за проезд должна быть справедливой и прозрачной, подчеркивает генеральный директор FM Logistic в России Кристоф Менивар: "Предположим, экономия бензина составляет 10 л, соответственно, 350 руб. в денежном выражении. Это предельная стоимость проезда, хотя, конечно, еще можно учесть некоторую плату за скорость и комфорт".
Судьба остальной части трассы
Остальные участки М11 сейчас находятся в процессе строительства. Обход Торжка (208–258-й км) в Тверской области строит компания "Мостотрест" — в ноябре 2014-го с ней был подписан контракт. В ходе работ подрядчик обещает восстановить 63 км местных дорог, которыми активно пользовались строители для доставки материалов. Аналогичный статус у участка 334–543-й км Тверской области (обходы населенных пунктов Бологое, Угловка и Окуловка) и 543–684-й км в Новгородской и Ленинградской областях (обход Чудово и Тосны) — там работы в активной фазе. Позже всех начнется строительство участка 58–149-й км в Московской и Тверской областях: подрядчик еще не выбран, но конкурс уже объявлен, а его итоги подведут в ноябре. Общая протяженность всей будущей трассы М11 составит 669 км, пропускная способность — 56 тыс. автомобилей в сутки. Проезд от Москвы до Санкт-Петербурга по ней займет около 5,5–6 часов при скорости 120–130 км/ч.
"Мы с нетерпением ждем ввода в эксплуатацию этой трассы — с ее помощью мы рассчитываем поднять показатели оборачиваемости нашего транспорта и снизить нагрузку на водительский состав", — говорит Иван Варламов из ПЭК. Тарифы на грузоперевозки могут даже сократиться, считает он, но все зависит от итоговой стоимости проезда: "Если снижение затрат на топливо и фонд оплаты труда компенсирует стоимость проезда, то мы с удовольствием поделимся выгодой с нашими клиентами". Кристоф Менивар уверен, что после запуска всей трассы цены на грузоперевозки не вырастут. "На тариф в большей степени влияет сезонность, — объясняет он. — Доля стоимости перевозки в цене товара сильно зависит от стоимости последнего и может составлять от 1,5 до 5%".
Возможные проблемы
Проблема, столкнуться с которой опасаются грузоперевозчики, — использование транспондеров, специальных устройств, привязанных к счету. Они позволяют быстро проезжать пункты оплаты: информация считывается прямо на ходу, шлагбаум сразу открывается, останавливаться при этом не нужно, а оплата происходит автоматически. По словам Дмитрия Воеводина, сейчас эти устройства не имеют единой базы и настраиваются под определенного оператора. Кроме того, нет единой системы оплаты по всем участкам платных дорог (наряду с объездом Вышнего Волочка в центральном регионе есть еще объезд Одинцово и М4 "Дон"), поэтому приходится снабжать водителей несколькими транспондерами. "Оплата наличными занимает много времени и требует больших расходов на содержание персонала, — поясняет Дмитрий Воеводин. — К тому же образуются очереди. Гораздо эффективнее будет объединить существующую платную сеть дорог в единую транспондерную сеть с взиманием платы за факт проезда без абонентской платы". Он напомнил, что с ноября 2015 года будет взиматься плата за проезд грузовиков массой более 12 т по всем федеральным дорогам, для чего там уже установлены считыватели, а камеры интегрированы с базами данных. "Как будет при этом взиматься плата и будут ли вычитать пробег по платным участкам, ответа, к сожалению, нет, — говорит Дмитрий Воеводин. — Вся или большая часть экономии от быстрого проезда может пойти на закупку транспондеров и плату за проезд". При этом компании подчеркивают, что сами транспондеры необходимы. "С возвращением жителей из летних отпусков и, соответственно, усилением трафика альтернативы данным участкам дорог не останется, — отмечает Игорь Алексашов из ПЭК. — Мы сами будем закупать транспондеры и рекомендовать это своим партнерам, так как положительный опыт работы со специальным оборудованием уже есть".
Для справки: Название компании: Российские автомобильные дороги (Автодор), Государственная компания Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]