Руководитель управления Роспотребнадзора по Воронежской области Игорь Механтьев: "Мы не изводим проверками бизнес, просто обязаны ответить на каждое обращение". "ABIREG". 9 декабря 2015
10.12.2015 в 09:35 | ABIREG | Advis.ru
Воронежское облуправление Роспотребнадзора за последний год не раз уличало крупных местных производителей в фальсифицировании продукции, а ритейлеров – в ненадлежащей реализации товаров. Впрочем, работа самого ведомства тоже подвергалась критике: Семилукский огнеупорный завод заявлял о чрезмерном "внимании" служб, выражающемся в постоянных проверках, а прокуратура, напротив, - о бездействии службы в области защиты прав потребителей в кредитно-банковской сфере. О результатах работы, ходе проверок, а также изменениях в работе за последний год рассказал "Абирегу" руководитель управления Игорь Механтьев.
- В связи с введением новых запретов на продукцию - теперь уже турецкого производства - ожидается ли новая волна попыток провезти запрещенный груз через границу?
- Мы уже долгое время не находим продукцию из стран ЕС или Америки - полагаю, что поставщики перестали пытаться провезти товары в обход запрета потому, что при обнаружении их будут сразу утилизировать. Впрочем, пока мы все еще находим в торговых сетях обезличенную продукцию с отсутствующей маркировкой. С начала года мы изъяли из оборота свыше 5 тыс. кг подобных товаров, а также продуктов с истекшим сроком годности.
- В последнее время как только в России вводится запрет на ввоз продукции из других стран, то именно в этих продуктах обнаруживают опасные для здоровья вещества. Есть ли какое-то указание от правительства подвергать особо тщательным проверкам продукцию каких-либо стран и как часто удается выявить наличие вредных веществ в продукции?
- Подобного указания нет и не было. В случае проведения проверок на безопасность и качество продукции микробные загрязнения были найдены в среднем в 1% случаев. Санитарная химия (такая, как нитраты, пестициды, антибиотики) - в 0,08%.
- Расскажите, как именно проходят проверки крупных ритейлеров и какие чаще всего выявляются нарушения?
- В основном, конечно, проверки проводятся внеплановые, по заявлению потребителей. Кстати, с начала года в соответствии с измененным законодательством мы можем не уведомлять заранее о начале проведения внеплановой проверки в компаниях с оборотом пищевой продукции. По нашей оценке, именно из-за этих поправок количество выявленных нарушений значительно возросло: компании просто не успевают подготовиться. Очень часто обнаруживается фальсификация продукции – когда на упаковке указано одно содержание веществ, а на деле оно оказывается совершенно другим. Еще одно часто встречающееся нарушение – совместное хранение готовой продукции и сырья из-за недостатка холодильного оборудования или превышения объемов закупленной продукции. Такие нарушения были найдены в магазинах сетей "Перекресток", "Тандер", "Гринн", "Окей".
- Как часто крупные ритейлеры оспаривают подобные претензии службы?
- Есть важный нюанс: после выявления нарушения проверяющие решают, кого привлечь к ответственности – руководителей магазина или юридическое лицо. Когда штраф вменяется физлицу, чаще всего никакого обжалования не происходит. А вот юрлицо куда чаще обращается в суд для признания наказания недействительным. Связано это с тем, что головная компания находится не на территории Воронежской области и зачастую не знает об этих нарушениях. В то же время мы используем это как способ изменить ситуацию сразу во всех магазинах сети: когда штраф получает юрлицо, то компания самостоятельно организует внутренние проверки и изменяет ситуацию сразу во всех торговых точках.
- В августе текущего года воронежская прокуратура внесла вам представление в связи с бездействием по защите прав потребителей в кредитно-банковской сфере в связи с тем, что ни одного иска от управления так и не было принято к производству в связи с низким качеством оформления. Как изменилась ситуация?
- Потребитель после обращения в Роспотребнадзор может отстаивать свои права двумя способами. Первый - это обращаться в суд самостоятельно, привлекая наше управление для дачи заключения как уполномоченный орган. Второй вариант – когда Роспотребнадзор самостоятельно подает в суд от имени гражданина. Если дело не в нашей компетенции – перенаправляем его в компетентные органы. Мы рекомендовали потребителям обращаться в суды, но большая часть отказалась, в связи с этим исков было так мало. Мы учли все претензии прокуратуры и в текущем году было составлено 17 исков в суды непосредственно от управления и 45 заключений по делам граждан.
- Есть ли какие-то послабления для компаний, которые реализуют крупные инвестпроекты на территории Воронежа?
- Ну какие могут быть послабления? Сами подумайте – мы же надзорный орган, мы должны проверять по каждому обращению. Да и мы, можно сказать, помогаем компаниям. Если мы своевременно не найдем нарушение, то продукт может быть опасным для здоровья потребителей, соответственно, компания получит иск и проблемы с дальнейшей работой. Поэтому наша работа позволяет этого избежать.
- Расскажите, почему некоторые компании не проверяются годами, а другие - едва ли не каждый месяц?
- Мы обязаны проводить проверки по каждому обращению. И каждая проверка осуществляется только после согласования с прокуратурой. Конечно, бывает и так, что после проведенной проверки не обнаружены нарушения, а гражданин продолжает слать жалобы. Если в его обращениях нет новых доводов для инициирования проверки, мы пользуемся своим правом такую переписку прекратить. Если несколько обращений поступили в службу в одних временных рамках, то мы обобщаем жалобы. Поэтому могу сказать, что служба действует исключительно в соответствии с регламентом.
- В связи с введением новых запретов на продукцию - теперь уже турецкого производства - ожидается ли новая волна попыток провезти запрещенный груз через границу?
- Мы уже долгое время не находим продукцию из стран ЕС или Америки - полагаю, что поставщики перестали пытаться провезти товары в обход запрета потому, что при обнаружении их будут сразу утилизировать. Впрочем, пока мы все еще находим в торговых сетях обезличенную продукцию с отсутствующей маркировкой. С начала года мы изъяли из оборота свыше 5 тыс. кг подобных товаров, а также продуктов с истекшим сроком годности.
- В последнее время как только в России вводится запрет на ввоз продукции из других стран, то именно в этих продуктах обнаруживают опасные для здоровья вещества. Есть ли какое-то указание от правительства подвергать особо тщательным проверкам продукцию каких-либо стран и как часто удается выявить наличие вредных веществ в продукции?
- Подобного указания нет и не было. В случае проведения проверок на безопасность и качество продукции микробные загрязнения были найдены в среднем в 1% случаев. Санитарная химия (такая, как нитраты, пестициды, антибиотики) - в 0,08%.
- Расскажите, как именно проходят проверки крупных ритейлеров и какие чаще всего выявляются нарушения?
- В основном, конечно, проверки проводятся внеплановые, по заявлению потребителей. Кстати, с начала года в соответствии с измененным законодательством мы можем не уведомлять заранее о начале проведения внеплановой проверки в компаниях с оборотом пищевой продукции. По нашей оценке, именно из-за этих поправок количество выявленных нарушений значительно возросло: компании просто не успевают подготовиться. Очень часто обнаруживается фальсификация продукции – когда на упаковке указано одно содержание веществ, а на деле оно оказывается совершенно другим. Еще одно часто встречающееся нарушение – совместное хранение готовой продукции и сырья из-за недостатка холодильного оборудования или превышения объемов закупленной продукции. Такие нарушения были найдены в магазинах сетей "Перекресток", "Тандер", "Гринн", "Окей".
- Как часто крупные ритейлеры оспаривают подобные претензии службы?
- Есть важный нюанс: после выявления нарушения проверяющие решают, кого привлечь к ответственности – руководителей магазина или юридическое лицо. Когда штраф вменяется физлицу, чаще всего никакого обжалования не происходит. А вот юрлицо куда чаще обращается в суд для признания наказания недействительным. Связано это с тем, что головная компания находится не на территории Воронежской области и зачастую не знает об этих нарушениях. В то же время мы используем это как способ изменить ситуацию сразу во всех магазинах сети: когда штраф получает юрлицо, то компания самостоятельно организует внутренние проверки и изменяет ситуацию сразу во всех торговых точках.
- В августе текущего года воронежская прокуратура внесла вам представление в связи с бездействием по защите прав потребителей в кредитно-банковской сфере в связи с тем, что ни одного иска от управления так и не было принято к производству в связи с низким качеством оформления. Как изменилась ситуация?
- Потребитель после обращения в Роспотребнадзор может отстаивать свои права двумя способами. Первый - это обращаться в суд самостоятельно, привлекая наше управление для дачи заключения как уполномоченный орган. Второй вариант – когда Роспотребнадзор самостоятельно подает в суд от имени гражданина. Если дело не в нашей компетенции – перенаправляем его в компетентные органы. Мы рекомендовали потребителям обращаться в суды, но большая часть отказалась, в связи с этим исков было так мало. Мы учли все претензии прокуратуры и в текущем году было составлено 17 исков в суды непосредственно от управления и 45 заключений по делам граждан.
- Есть ли какие-то послабления для компаний, которые реализуют крупные инвестпроекты на территории Воронежа?
- Ну какие могут быть послабления? Сами подумайте – мы же надзорный орган, мы должны проверять по каждому обращению. Да и мы, можно сказать, помогаем компаниям. Если мы своевременно не найдем нарушение, то продукт может быть опасным для здоровья потребителей, соответственно, компания получит иск и проблемы с дальнейшей работой. Поэтому наша работа позволяет этого избежать.
- Расскажите, почему некоторые компании не проверяются годами, а другие - едва ли не каждый месяц?
- Мы обязаны проводить проверки по каждому обращению. И каждая проверка осуществляется только после согласования с прокуратурой. Конечно, бывает и так, что после проведенной проверки не обнаружены нарушения, а гражданин продолжает слать жалобы. Если в его обращениях нет новых доводов для инициирования проверки, мы пользуемся своим правом такую переписку прекратить. Если несколько обращений поступили в службу в одних временных рамках, то мы обобщаем жалобы. Поэтому могу сказать, что служба действует исключительно в соответствии с регламентом.