Свинина своя, одежда — нет: импорт каких товаров удалось заместить с 2010 года. "Forbes". 4 июля 2022

Рынок продуктов питания » Рынок мяса
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Масложировая промышленность
Рынок продуктов питания » Мучная, хлебоперкарная промышленность
Рынок продуктов питания » Слабо и безалкогольные напитки
Рынок продуктов питания » Кондитерская промышленность
Рынок продуктов питания » Крепкие алкогольные напитки
Рынок продуктов питания » Консервы
Рынок продуктов питания » Замороженные полуфабрикаты
Рынок продуктов питания » Мороженое
Рынок продуктов питания » Снеки
Парфюмерно-косметический рынок » Парфюмерно-косметический рынок
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
Рынок продуктов питания » Упаковка и тара
Рынок продуктов питания » Рынок зерновых
Рынок продуктов питания » Рынок сахара
Рынок продуктов питания » Рынок рыбы
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Рынок продуктов питания » Овощи и фрукты
Свинина своя, одежда — нет: импорт каких товаров удалось заместить с 2010 года. Forbes. 4 июля 2022
Агентство INFOLine проанализировало итоги импортозамещения товаров потребительского сектора в России с 2010-го по 2021 год. Определенных успехов за этот период удалось добиться в секторе продуктов питания -- доля импорта в свинине, птице и овощах значительно сократилась. Но среди непродовольственных товаров доля привезенных из-за рубежа не уменьшилась, а выросла. Импорт в одежде, обуви, компьютерах и электронике по-прежнему доминирует
Доля импорта в общем объеме продовольственных товарных ресурсов розничной торговли с 2010-го по 2021 год снизилась на 10%, говорится в исследовании (есть в распоряжении Forbes) аналитического агентства INFOLine. Если в 2010 году соотношение отечественных продуктов питания и импорта было 66% на 34% соответственно, то в 2021-м уже 76% на 24%. Больше всего импортных продуктов питания и напитков (в 2021 году) шло из стран Евросоюза (44%) и ЕАЭС (28%).
Свинину заменили полностью: с 2010-го по 2021 год доля импорта здесь сократилась с 47% до ноля. Неплохие показатели по птице: с 2019 года доля импорта сократилась с 18% до 5%, в овощах с 50% до 15%. Самыми зависимыми от импорта оказались категории фрукты, алкоголь, кондитерские изделия и шоколад, сыры. Доля импорта в сырах падала до 2015 года, а последние шесть лет, вопреки "антисанкциям", только росла.
Ситуация на рынке непродовольственных товаров за это время усугубилась: соотношение отечественных товаров и импорта с 2010-го по 2021 год изменилось с 50% на 50% до 47% и 53% соответственно. В сегменте одежды и обуви импорт преобладает (90%), поскольку велика зависимость от импортного сырья, фурнитуры и оборудования. Крупнейший поставщик Китай (40%), страны Евросоюза (14%), ЕАЭС (7%).
Зависим от импорта и рынок косметики и парфюмерии (70%). Основной импортер — Евросоюз (до 60%), Китай и Южная Корея (по 7%). 80% бытовой техники тоже импортные, основные поставщики: Китай (65%), страны Евросоюза (13%), Вьетнам (6%).
В разбивке по товарам 86% розничных продаж компьютеров и электроники приходится на импорт. 44% холодильников и 19% стиральных машин также импортируется, но, например, 80% телевизоров, представленных на российском рынке, производится на территории России.
"Импортозависимость в целом по рынкам все еще довольно высокая. Но в сегменте продукты очевидно [ситуация]лучше, — поясняет глава агентства INFOLine Иван Федяков. — По нашим оценкам, в эту категорию с 2014-го по 2021 год было инвестировано более 6 трлн рублей и реализовано около 2000 крупных инвестиционных проектов. Крупнейшими инвесторами этого сектора можно назвать агрохолдинги "ЭкоНива", "Эфко", "Русагро" и производителя мясной продукции "Мираторг". Инвестиции в непродовольственную сферу в разы скромнее, продолжает он: всего порядка 1,2 трлн рублей, инициировано около 800 проектов. Локализация предприятий в непродовольственной сфере ограничилось отверточной сборкой из импортных компонентов".
Курс на импортозамещение декларируется в России с 2014 года после введения взаимных со странами запада санкций. По мнению профессора факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексея Портанского, импортозамещение как один из вариантов внешнеэкономической политики государства ранее использовался с разной степенью эффективности, в странах Латинской Америки и Восточной Азии.
"В России волна импортозамещения имела больше политический характер, что привело к серьезному перекосу: в большинстве отраслей мы не можем заместить то, что получали по импорту, — объясняет эксперт. — Россия встроена в международные производственные цепочки, разрыв которых чреват колоссальными потерями во всех отраслях — как в продовольственной так и не продовольственной сфере. Что мы видим в электронике, в автоотрасли — полный провал. Россия не производит чипы, в отличие от Тайваня, который ими снабжает полмира. Логистические цепочки разрушены, и запчасти и комплектующие нам сейчас недоступны. В сельском хозяйстве то же самое — нет посевного материала, присадок, медицинских сельхозпрепаратов".
По мнению Портанского, сам процесс импортозамещения нуждается в серьезных инвестициях: "Например, в текстильной и обувной промышленности суммы исчисляются сотнями миллионов долларов, средства необходимых для закупки оборудования".
"Российская экономика все еще нуждается в импорте, несмотря на объявленный ранее курс на импортозамещение, — считает директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития Александр Кнобель. — Отказаться от импорта слишком сложно, а в целом практически невозможно и крайне неэффективно — страна пока просто не в состоянии производить высокотехнологичное оборудование, необходимое для развития промышленности и транспортной инфраструктуры. В среднесрочной перспективе имеет смысл искать замещение одного импорта другим".
Почему получилось с продовольствием? "Такой товар заместить проще, — объясняет эксперт. — Поэтому и инвестиции в сектор выше. Производство продовольствия имеет меньше рисков для бизнеса: всегда найдется возможность сбыть продукцию. Высокотехнологичное машиностроение, возможно, более высокомаржинально, но и более рискованно".
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Рынок мяса», «Рынок молока», «Масложировая промышленность», «Мучная, хлебоперкарная промышленность», «Слабо и безалкогольные напитки», «Кондитерская промышленность», «Крепкие алкогольные напитки», «Консервы», «Замороженные полуфабрикаты», «Мороженое», «Снеки», «Парфюмерно-косметический рынок», «FMCG сети», «DIY & Household Retail», «Общественное питание», «Сети бытовой техники», «Прочие торговые сети», «Сети компьютерной техники», «Упаковка и тара», «Рынок зерновых», «Рынок сахара», «Рынок рыбы», «Рынок птицы», «Овощи и фрукты» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233