Крым чей. "Retailer.RU ". 30 сентября 2015

С марта 2014 г. в Крыму не открылось ни одного магазина крупных российских продуктовых ретейлеров. Хотя два региона с 2,5 млн жителей генерируют очень заметный оборот в рознице: 239,2 млрд руб., из которых 137,7 млрд руб. приходится на food-сегмент.
Вместе с тем, там успешно работают международные сети — французский Auchan, немецкое Metro, а также украинская Fozzy Group.
Логика наложенных Евросоюзом санкций на Россию и Крым предполагает строгое наказание для тех, кто пожелает инвестировать и работать на спорных территориях под управлением российских властей. Во многом поэтому крупный российский бизнес либо полностью отказывается работать в Крыму, либо делает это через третьи фирмы.
Однако Auchan, Metro и Fozzy никаких нехороших последствий пока почему-то не боятся.
Все три эти сети работали в Крыму еще до марта 2014 г. После присоединения Крыма к России руководство Auchan долго думало, к какому подразделению отнести гипермаркет в Симферополе — российскому или украинскому. В итоге в центральном офисе компании во Франции приняли решение передать магазин российской "дочке". По сути, это было решение о том, продолжать ли там работу: смог бы магазин работать в Крыму с украинской "пропиской" — большой вопрос. В любом случае, теперь гипермаркет в Симферополе работает под тем же юрлицом, что и все остальные "Ашаны" в России — ООО "Ашан".
В штаб-квартире Auchan пока не ответили на вопрос Retailer.RU о работе симферопольского "Ашана" в режиме санкций. В московском офисе компании заявили, что товары в магазин доставляются через Керченскую паромную переправу. Однако ставка на паромы может привести к перебоям в поставках, потому что это далеко не самый надежный канал: из-за штормов и во время массовых перемещений туристов машины стоят в очередях на паромы по несколько суток.
Немецкий ретейлер Metro, чьи два гипермаркета также находятся на полуострове, нашел другой выход из ситуации. В апреле 2014 г. компания закрыла свои магазины в Симферополе и Севастополе, а позже вновь открыла, но уже под другим юридическим лицом, зарегистрированным в Крыму. В российском подразделении Metro сообщили, что крымские магазины к ним не относятся. В центральном офисе компании в Дюссельдорфе на запрос Retailer.RU не ответили.
После присоединения Крыма к России украинская Fozzy Group закрыла четыре принадлежащих ей магазина "Фора", которые работали на полуострове. Однако другие торговые сети компании сохранили свое присутствие в регионе. На официальном сайте Fozzy Group сказано, что в Симферополе работает гипермаркет Fozzy, а также два супермаркета "Сильпо". Помимо этого, "Сильпо" работают в Севастополе, Керчи и Ялте (всего десять магазинов). В пресс-службе Fozzy Group сообщили, что не могут предоставить информацию о магазинах, работающих в Крыму под их брендами.
"Про Крым пока не говорим"
В июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме глава Севастополя Сергей Меняйло заявил, что к полуострову присматриваются российские сети "Лента" и "Магнит". "У нас в Крыму есть сети "Метро" и "Ашан", а "Лента" и "Магнит" пока ведут разведку", — сказал он тогда.
Однако в "Ленте" сообщили, что конкретных планов по развитию сети в Крыму у компании пока нет. В "Магните" не ответили на запрос Retailer.RU.
Другие российские продуктовые ретейлеры пока тоже не задумываются об открытии на полуострове своих магазинов. В ГК "Дикси" заявили, что стратегия развития компании не подразумевает выход на розничный рынок Крыма. В "О’Кее" заявили, что открывать магазины в Крыму пока не планируется. Представители ретейлера пояснили, что компания рассматривает регионы с налаженной логистикой. "Про Крым мы пока не говорим", — добавили они. Видимо, Керченский пролив и украинские пункты пропуска в Херсонской области отнести к надежным логистическим каналам не удается.
Продуктовый дискаунтер "Верный" предпочитает открывать новые точки на уже освоенных территориях. "Есть территории, на которых мы спокойно можем открывать магазины. В основном это наши территории, на которых мы уже работаем", — сообщил гендиректор "Верного" Олег Высоцкий. На вопрос о сложностях доставки товаров на паромах он ответил, что "пока у компании нет планов открыть магазин в Крыму, поэтому фантазировать о доставке паромом не хочется".
Отсутствие господдержки и безналичного расчета
Одна из причин, по которой российские ретейлеры не спешат идти в Крым — это отсутствие безналичного расчета, считает вице-президент по развитию Sela Эдуард Остроброд. "Безналичный расчет — это 15–20% оборота", — подчеркнул он.
Не исключено также, что российские ретейлеры мешкают с экспансией на полуостров из-за отсутствия поддержки со стороны государства. Заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов недавно косвенно дал понять, что в ближайшее время правительство не будет поддерживать выход российских сетей в Крым. В разговоре с корреспондентом Retailer.RU он сказал, что на территории полуострова активно развиваются малые торговые форматы и рыночная торговля. Видимо, по замыслу министерства, этого должно хватить, чтобы обеспечить продовольствием 2,5 млн жителей региона.
В то же время в Министерстве промышленной политики Крыма заявили, что со стороны местных властей нет препятствий для развития на полуострове российских тоговых компаний. В ведомстве не смогли оперативно ответить, ведет ли кто-то из российских продуктовых ретейлеров сейчас переговоры с крымским правительством об открытии магазинов на территории полуострова.
Отсутствие поддержки со стороны правительства — не единственная проблема российских ретейлеров. 20 сентября украинские активисты начали продовольственную блокаду Крыма. Они перекрыли дороги на трех пропускных пунктах — Чонгар, Каланчак и Чаплинка, отказавшись пропускать на полуостров грузовики с украинскими товарами. Они считают "аморальными" поставки продовольствия на территорию, которая с точки зрения Украины является оккупированной.
Чем кончились попытки российских ретейлеров выйти на рынок Украины
Российские ретейлеры еще задолго до нынешнего политического кризиса несколько раз заходили на украинский рынок и уходили с него, жалуясь на высокую конкуренцию и низкие доходы.
В 2007 г. сеть "О’Кей" открыла четыре магазина в Киеве, Кривом Роге, Запорожье и Харькове общей площадью 36 тыс. кв. м. По итогам 2008 г. их выручка составила 740 млн гривен. Это около $140–150 млн по курсу на тот момент, примерно столько же в среднем давал один гипермаркет "О’Кей" в России. Свой пятый гипермаркет компания планировала открыть в Симферополе, однако в 2009 г. она закрыла все магазины и ушла с украинского рынка. Недостроенную точку "О’Кей" продал французскому Auchan.
Сеть "Перекресток", которая сейчас входит в X5 Retail Group, вышла на украинский рынок в 2005 г. через покупку франчайзинговых магазинов международного ретейлера Spar. Через три года менеджмент компании заявил о прекращении активного развития на Украине с сохранением своего присутствия (десять магазинов в Киеве). В 2014 г., после года поисков покупателя на свои украинские точки, X5 продала их местной компании Varus.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233