Дорогой вагон: операторы о диктате со стороны заводов-производителей. "ИА РЖД-Партнер.ру". 1 июня 2023

Всего 13 участков готовы оказывать услуги по ремонту и обслуживанию эластомерных поглощающих аппаратов на всей сети РЖД. Этого количества явно недостаточно, но "если рассмотреть каждого производителя аппаратов отдельно, то картина становиться намного хуже", об этом на Транспортном форуме, который организовал и провел РЖД-Партнер рассказали операторы.
Подорожник для поглощающих аппаратов
Все поглощающие аппараты имеют срок службы в 32 года, но при условии прохождения через 16 лет капитального ремонта. Законодатель запретил установку под вагоны поглощающих аппаратов, не прошедших капитальный ремонт. Ограничения действуют с января 2023 года. Однако, чтобы провести капитальный ремонт сервисный центр или ремонтный участок должен иметь разрешение ФАЖТа с присвоением компании условного номера (клейма) на ремонт каждой модели поглощающего аппарата.
"Для ремонта и обслуживания эластомерных поглощающих аппаратов существует всего 13 ремонтных участков и этого количества конечно недостаточно. Но если рассмотреть каждого производителя аппаратов отдельно, картина становиться намного хуже", — говорит Андрей Соболев, председатель А ОЖдПС.
Где и как ремонтировать поглощающие аппараты? Участники рынка разводят руками. На железнодорожной сети эксплуатируют почти 2,5 млн. грузовых вагонов, оснащенных поглощающими аппаратами класса Т1, Т2 и Т3. В 2024 году на капитальный ремонт отправят 50 тыс. вагонов, в 2025 – 70 тыс. И даже потребности в ремонте будут только нарастать, но подчеркивает Андрей Соболев.
Вагонмаш с 2005 по 2009 годы выпустил 150 тыс. ед. поглощающих аппаратов. Если в 2023 году на капитальный ремонт отправить все аппараты выпущенные компанией за эти четыре года, то, собственники вагонов должны потратить, почти 4 млрд рублей, говорит Андрей Соболев.
"Мы посчитали одного производителя аппаратов класса Т1", — добавляет он.
Фактор роста затрат на содержание вагонного парка
На сети эксплуатируют почти 2,6 млн грузовых вагонов, под которыми установлены поглощающие аппараты. Из них класса Т3 – 133 тыс. единиц. В 2023 году стоимость его составляет, в среднем, 78 тыс. руб. Аппаратов класса Т1 много больше, 1,7 млн, стоимость их, в среднем, 42 тыс. рублей. Стоимость капитального ремонта аппарата класса Т1 без учета доставки к месту ремонта и без учета НДС– около 26 тыс. руб. Неисправные поглощающие аппараты или аппараты, достигшие срока службы 16 лет, оператор должен направить на капитальный ремонт или на завод изготовитель или в сервисный центр. Выбор у оператора небольшой, сервисные центры есть только у заводов изготовителей. И ни одно из вагоноремонтных предприятий не оказывает услуги по ремонту эластомерных поглощающих аппаратов, констатирует Андрей Соболев.
"Почему так мало сервисных центров? Во-первых, и наверное самое главное, производители не хотят давать свое согласие на аттестацию ремонтных участков и не предоставляют ремонтную документацию. Во-вторых, необходимо получать разрешение от ФАЖТа на каждую модель поглощающего аппарата", — добавляет он.
Тенденция привела к отсутствию независимой конкуренции на рынке ремонта поглощающих аппаратов, что, конечно же, вылилось в высокую стоимость капитального ремонта аппаратов, продолжает А. Соболев. Эксперт говорит о создании фактической монополии на ремонт поглощающих аппаратов. Чтобы избежать диктата в капитальном ремонте от завода производителя операторы вынуждены соглашаться на покупку нового поглощающего аппарата, который произвел этот же завод производитель. А это значит, рынок переживает фактическое снижение срока службы поглощающего аппарата до 16 лет и искусственное провоцирование спроса на новые поглощающие аппараты, резюмирует Соболев.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Железнодорожное машиностроение» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233