Крупнейшего инвестора выводят из Титановой долины как резидента-пустышку. "РБК-Екатеринбург". 18 октября 2019

Крупнейшего инвестора выводят из Титановой долины как резидента-пустышку. РБК-Екатеринбург. 18 октября 2019
Полгода назад крупнейший инвестор Свердловской области заявил о выходе из состава резидентов "Титановой долины". Владелец компании Александр Ебралидзе написал соответствующее письмо на имя директора ОЭЗ Артемия Кызласова и министра инвестиций и развития Виктории Казаковой в марте 2019 г. Однако руководство "Титановой долины" и курирующий этот проект первый вице-губернатор Алексей Орлов до сих пор отрицают этот факт.
В частности, г-н Орлов заявил в беседе с корреспондентом ЕАН, что с резидентом нет соглашения о расторжении отношений. Нет даже соответствующего официального обращения от него. "Этот резидент не вышел на самом деле. То, что сегодня в прессе информация появилась, — это неправда, абсолютно ответственно это заявляю", — добавил первый вице-губернатор.
Постановлением правительства в октябре 2009 года СТОД был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. В июле 2017 г. на "Иннопроме" компания и правительство Свердловской области подписали соглашение о развитии северных территорий Урала, в рамках которого в "Титановой долине" будет открыто два производства. В августе 2017 г. сертификат резидента Александру Ебралидзе вручал зампред правительства РФ Дмитрий Козак.
Тем не менее в июле "СТОД-Урал" расторгнул договор аренды земельного участка и полностью свернул деятельность в "Титановой долине". Зная об этом, Министерство инвестиций и развития (МИР) провело внеплановую проверку (16–29 сентября 2019 года) деятельности компании. "На дату проведения проверки отмечено отставание ООО "СТОД-Урал" по срокам выполнения мероприятий плана-графика реализации проекта и объему финансирования проекта, предусмотренному бизнес-планом", — рассказали РБК Екатеринбург в пресс-службе МИР. Вероятнее всего, это означает, что расторжение соглашения с резидентом произойдет не по соглашению сторон, а через суд.
МИР и "Титановая долина" обвинили СТОД в невыполнении бизнес-плана
Отрицательное заключение проверки МИР позволяет взыскать с резидента неустойку в 5 млн руб. Об этом штрафе писал гендиректор ОЭЗ Артемий Кызласов в ответ на мартовское обращение Александра Ебралидзе. Также он добавил, что "СТОД-Урал" при досрочном расторжении соглашения должен будет возместить расходы, которые понесла "Титановая долина" при инженерной подготовке участка.
По сути, своей проверкой МИР поставило "СТОД-Урал" в один ряд с резидентами-пустышками, которые не смогли (или даже не планировали) запустить производство в ОЭЗ. По суду "Титановая долина" расторгла соглашения уже с пятью компаниями. Последний пример — "Уральский оптический завод", который через суд лишен статуса резидента в августе 2019 года. Результаты проверки Минэкономразвития России показали, что компания за семь лет резидентства даже не заключила договор аренды земельного участка, не говоря уже о капитальных инвестициях в строительство производства.
С момента запуска "Титановая долина" расторгла соглашения с пятью компаниями. Причиной стало неисполнение резидентами обязательств.
"Синерсис"
"Стройдизель-Композит"
"Праксайр Титановая долина"
"Инферком — Урал"
"Уральский оптический завод"
До конца 2019 года из состава резидентов выйдут еще четыре компании:
"СТОД-Урал"
"ВСМПО-Новые технологии" (не инвестор, техническая компания, которая реализовывала проект UBM. Будет ликвидирована собственниками)
"АС-Пром" (не инвестировал в проект)
"НордБазальт" (не инвестировал в проект)
Однако сравнение "СТОД-Урал" с резидентами-пустышками как минимум несправедливо. Первую очередь комбината "Эпаминонд" СТОД должен был открыть на площадке ОЭЗ "Титановая долина" в Верхней Салде в конце 2021 года. Компания собиралась создать 800 новых рабочих мест и производить 300 тыс. кубометров OSB плиты в год. Цена проекта — 10,6 млрд руб. Это самые большие вложения частного инвестора в экономику региона как минимум за последние пять лет. Для сравнения, Ural Boeing Manufacturing — якорный резидент ОЭЗ, о котором так любят говорить представители "Титановой долины" и региональные чиновники, вложил в свое предприятие 5,5 млрд руб.
После запуска OSB производства ГК "Талион" (ей принадлежит СТОД) собиралась инвестировать еще порядка 5 млрд руб. в изготовление клееного бруса (мощность 80 тыс. куб. м LVL балок в год). К слову, СТОД — крупнейший производитель LVL-бруса в Европе. За серьезность намерений Александра Ебралидзе говорит еще тот факт, что компания уже вложила около 200 млн руб. в проектирование первой очереди комбината. И теперь готова их потерять.
"Титановая долина" не выполнила обязательства перед резидентом
Причина в том, что правительство Свердловской области и "Титановая долина" не смогли прогарантировать "СТОД-Урал" строительство железнодорожной ветки для отгрузки готовой продукции. Об этой проблеме РБК Екатеринбург писал 30 сентября.
"На региональном инвестсовете мы предоставили график строительства завода и потребовали гарантий по железнодорожным путям. Почему было такое жесткое условие? Потому что в марте 2019 года мы должны были внести немецкому поставщику оборудования авансовый платеж. Это очень большая сумма. Мы до последнего момента ждали, что получим гарантии и график строительства, но этого так и не произошло. Значит, мы не могли быть уверены, что, запустив в 2021 году завод, сможем отправлять продукцию потребителям, а не забивать ей склад в Салде", — говорит бывший замдиректора "СТОД-Урал" Николай Рощупкин. К его словам можно добавить, что СТОД собирался финансировать проект на Урале за счет заемных средств.
Общие инвестиции в заводы на Урале должны были превысить 15 млрд руб. Бизнес-план предусматривает перечисление в бюджет около 2,7 млрд руб. налоговых отчислений до 2030 года.
Никаких гарантий того, что к 2021 году объездные пути будут готовы, резидент не получил. Единственное, что имел на руках СТОД, — письмо за подписью Алексея Орлова о том, что вопрос будет решен. В разговоре с агентством ЕАН г-н Орлов сказал, что очень много времени провел и в предварительных переговорах, и в решении вопросов, которые возникали. "На входе одни параметры заявлялись, потом они корректировались, мы на каждую их просьбу реагировали незамедлительно. Изначально резидент, кстати, не говорил про то, что ему нужны ж/д пути, — он планировал все перевозки осуществлять лесовозами", — заявил первый заместитель губернатора изданию.
Действительно "СТОД-Урал" планировал использовать лесовозы, но в основном для доставки сырья с лесосек по дороге Алапаевск — Верхняя Салда, которая, к слову, сегодня не готова вынести трафик в 200–400 лесовозов в сутки, необходимый СТОД. Николай Рощупкин подчеркивал, что готовую продукцию можно вывозить исключительно железнодорожным транспортом.
В бизнес-плане "СТОД-Урал" написано, что отгрузка OSB плит потребителям должна происходить на условиях франко-склад (при внутрироссийских поставках) и EXW (при поставках на экспорт) железнодорожным транспортом в течение всего года, ежесуточный объем — не более 7 грузовых платформ. Потребность в жд инфраструктуре компания указала в заявке МИР перед тем, как получить статус резидента ОЭЗ.
Железная дорога нужна не только СТОД
К настоящему времени правительство Свердловской области, "Титановая долина" и РЖД лишь подписали соглашение о сотрудничестве, которое предполагает "совместное развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения деятельности особой экономической зоны". Подписи под документом стороны поставили в начале июня 2019 года на Петербургском международном экономическом форуме.
Возможно, инвестор мог остаться на Урале, если бы область заключила с РЖД договор концессии, но МИР готовит его уже больше года и, по информации РБК Екатеринбург, подпишут его в середине 2020 года. Причем все стороны согласны, проект строительства новой железнодорожной ветки в Салде готов и прошел госэкспертизу.
Сегодня Алексей Орлов утверждает, что концессия будет реализована вне зависимости от того, останется ли СТОД в проекте: "Вот сегодня как раз обсуждали с руководством РЖД все вопросы по концессионному соглашению — у нас все параметры понятны. В 2022 году мы запустим железную дорогу. И СТОД об этом прекрасно знает. К 2030 году ж/д дорога должна перевозить на этой ветке не менее 500 тыс. тонн грузов. При этом потребность "Евраза" составляет 200 тыс. — то есть на начальном этапе только их потребности обеспечат загрузку".
Фактически своим заявлением г-н Орлов подтвердил уверенность "СТОД-Урал" в том, что к запуску завода "Эпаминонд" в 2021г. жд ветка не была бы готова. Также интересно, что вице-губернатор упоминает проект Evraz Group: с компанией подписано соглашение о намерениях и она выбирает, какой из двух перспективных проектов будет заявлен в ОЭЗ. Как и в случае со СТОД, ключевое условие — наличие железнодорожных путей. То же самое касается и завода финской компании "Хухтамаки" по производству биоразлагаемой упаковки.

Для справки: Название компании: Современные технологии обработки древесины, ООО (СТОД, ТМ Ultralam) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Деревообработка», «Строительство железных дорог», «Торгово-административное строительство РФ», «Отделочные материалы» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233