Александров не отдает Смольному "Метрострой". "Фонтанка.ru". 22 сентября 2014
22.09.2014 в 11:10 | Фонтанка.ru | Advis.ru

В конце 2009 года правительство Петербурга получило 21%-ную долю в уставном капитале "Метростроя" от Росимущества. Как указано в указе тогдашнего президента Дмитрия Медведева, город получил их для "реализации мероприятий по проектированию и строительству объектов метрополитена". Обязательным условием получения пакета было увеличение уставного капитала "Метростроя" на сумму "не менее 400 млн рублей" – в качестве инвестиций в развитие компании.
Кроме того, после допэмиссии в 400 млн рублей государство получило бы полный контроль над "Метростроем". В настоящее время уставный капитал компании составляет 147 тысяч рублей, который разделен на 295 тысяч акций. Смольный через КУГИ и ГУП "Петербургский метрополитен" контролирует 46% уставного капитала и 61% акций. Такой доли недостаточно для принятия ключевых решений, в том числе для одобрения крупных сделок и изменений в устав: согласно действующему законодательству, они должны быть одобрены 75% голосов. По этой причине Смольному приходится считаться с мнением других акционеров: бессменного директора "Метростроя" Вадима Александрова (17% акций), его сына и заместителя Николая (7,4%), председателя совета директоров Клименти Касрадзе (7,2%).
Учитывая, что указ Дмитрия Медведева появился в самом конце 2009 года, в бюджете на 2010 год необходимые 400 млн рублей заложены не были. В следующем, 2011 году они появились в бюджете, и в ноябре состоялось заседание общего собрания акционеров "Метростроя", на которое был вынесен вопрос о проведении допэмиссии путем закрытой подписки. При закрытой подписке право выкупа имеют все акционеры. Теоретически это означало бы, что свой пакет сможет нарастить не только Смольный, но и миноритарии, и решение принято не было. Отметим, что для утверждения формата допэмиссии требуется 75% голосов.
Повторно 400 млн были закреплены за КУГИ в бюджете 2013 года. Тогда же Счетная палата, проведя проверку "Метростроя", заявила, что считает возможным вернуть 21 долю в уставном капитале обратно в Росимущество, так как город не выполнил указ Дмитрия Медведева. Вслед за этим жестким предписанием в августе 2013 года состоялось еще одно общее собрание акционеров "Метростроя". Как рассказывала "Фонтанка", ему предшествовала встреча в Смольном, на которой присутствовали представители КУГИ, комитета по развитию транспортной инфраструктуры и самого "Метростроя". Стороны предварительно договорились, что совет директоров вынесет на собрание акционеров вопрос о проведении допэмиссии путем открытой подписки. В таком случае, согласно действующему законодательству, у Смольного было бы преимущественное право выкупа акций как у владельца самого большого пакета.
Однако на совет директоров, который состоялся в начале августа, неожиданно не пришли представитель КУГИ и Петербургского метрополитена. Они отправили свои предложения о проведении допэмиссии в письменном виде. Однако миноритариям удалось отклонить их и провести решение о выкупе акций путем закрытой подписки в следующей пропорции: КУГИ – 38 095 акций, Николай Александров – 8991, Клименти Касрадзе – 9810, возглавляемое Касрадзе ЗАО "Компакт" – 19 048. При таком раскладе помимо Смольного свой пакет нарастил бы и топ-менеджмент "Метростроя". По этой причине представители города не утвердили данное предложение на собрании акционеров, а 400 млн уже во второй раз остались не потраченными.
В третий раз их заложили уже в бюджет 2014 года. В начале января состоялась очередная встреча акционеров, на которой на голосование поставили вопрос о допэмиссии путем открытой подписки. Однако оно вновь не было принято: кто именно голосовал против, в протоколе не указано, однако собеседники в Смольном указывают, что это решение выгодно представителям топ-менеджмента. Споры между акционерами затянулись, и в итоге город не сможет увеличить уставный капитал "Метростроя" и в этом году: как рассказали "Фонтанке" в КУГИ, за оставшиеся три месяца провести все необходимые процедуры не удастся, поэтому сейчас рассматривается возможность направить эти 400 млн на другие нужды.
Например, их могут использовать для выкупа у инвесторов объектов социальной инфраструктуры, построенных в новых жилых кварталах (по такой схеме, например, возводятся школы и детские сады в квартале "Славянка"). А вот 21%-ной доли в "Метрострое" город теперь может лишиться, о чем Счетная палата предупреждала Смольный еще год назад.
Для справки: Название компании: Метрострой, ОАО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]