Сбалансированный обмен. "ИА РЖД-Партнер.ру". 23 сентября 2014

Минтранс России готовит предложения, направленные на регулирование численности существующего парка подвижного состава, находящегося в собственности российских операторов, в том числе путем покупки новых вагонов в обмен на старые или при приобретении инновационных. Фактически речь может идти об ограничении парка, курсирующего на сети РЖД.
Стратегическая задача регуляторов, как рассказал заместитель директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Борис Бабушкин, заключается в том, что если до 2010 года их работа была ориентирована на ликвидацию отставания отрасли и развитие ее конкурентоспособности, то сейчас в приоритете безопасность железнодорожных перевозок. Так, правительством уже предусмотрено стимулирование приобретения новых вагонов с большей нагрузкой на ось и увеличенным межремонтным пробегом. Также принято постановление о субсидировании лизинговым компаниям процентных ставок при приобретении инновационного подвижного состава.
Еще одним шагом в этом направлении стал регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", предполагающий, что продлить срок службы вагона теперь можно только при его модернизации, включив старый подвижной состав в перечень сертифицируемой продукции. Это значительно удорожает саму процедуру продления срока службы и заставляет собственника задумываться о том, насколько это в принципе целесообразнее приобретения новых вагонов.
В целом, как считает начальник управления корпоративных коммуникаций ОАО "ПГК" Дмитрий Бауков, выпуск нового подвижного состава без одновременного списания старого имеет негативный эффект для железнодорожной отрасли, так как ведет к росту профицита вагонов на сети и, как следствие, к дальнейшему снижению эффективности железнодорожного транспорта. "Реализация предложений Минтранса позволит операторам и ОАО "РЖД" улучшить качество сервиса для грузоотправителей, в том числе за счет своевременности доставки грузов. При этом важно, что приобретение вагонов будет происходить взамен выбывающего парка, обеспеченного грузовой базой", – считают в ПГК.
В результате на рынке остановится рост вагонного парка кэптивных операторов вагоностроителей, которые из-за недостатка грузовой базы перегружают сеть излишними порожними вагоноотправками в поисках груза, что ведет к потере эффективности всей системы железнодорожных перевозок. "Мы полагаем, что в случае принятия предложения Минтранса крупнейшие операторы подвижного состава могут быть заинтересованы в приобретении инновационных вагонов с одновременным списанием старого парка в объеме, достаточном для полноценной загрузки мощностей вагоностроителей инновационного подвижного состава", – подчеркивает Д. Бауков.
В то же время, по мнению доцента кафедры технологии внешнеторговых сделок Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ Андрея Голубчика, те коммерсанты, которые намерены войти на рынок операторских услуг и приобрести исключительно новые, инновационные вагоны, должны получить от государства определенные налоговые или тарифные льготы. "Это не безвозвратно потраченные государством деньги, а своего рода социальные инвестиции – в новый более безопасный и экологический подвижной состав, в загрузку отечественных вагоностроительных заводов, в снижение уровня социальной напряженности", – считает он.
Сегодня, по данным Минпромторга, профицит подвижного состава составляет около 300 тыс. вагонов, при этом порядка 60 тыс. из них – морально устаревшие. Однако несмотря на очевидную необходимость обновления вагонного парка, его профицит сказывается на неоднозначной оценке прямой зависимости приобретения новых вагонов, в том числе инновационных, от списания старых. Так, опасения грузовладельцев, например, связаны с тем, что ограничения в конечном счете могут привести к росту арендных ставок. Кроме того, пока неясно и то, как владельцы новых вагонов, которым нечего списывать, смогут наращивать парк.
"Не очевиден и выигрыш тех вагоностроителей, которые не задействованы в производстве инновационных моделей. Последние, как известно, выпускают только Тихвинский и Уральский вагоностроительные заводы. А поскольку само понятие инновационности предполагает лишь наличие тележки с нагрузкой 25 тс на ось и увеличенным межремонтным пробегом, то остается под вопросом возможность приобретения специализированного подвижного состава, так как вышеозначенными характеристиками обладают только полувагоны", – отмечает руководитель информационно-аналитической комиссии НП "Объединение вагоностроителей" Станислав Золотарев.
Очевидно, что при рассмотрении данной ведомственной инициативы наиболее эффективным рычагом регулирования может стать полноценный и беспристрастный учет баланса интересов всех участников перевозки.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Железнодорожное машиностроение», «Железнодорожный транспорт» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233