Рустам Тарико: как БРС и "Ростелеком" запустили биометрические платежи. "РБК Тренды". 16 сентября 2020

"Ростелеком" и Банк Русский Стандарт разработали систему оплаты покупок через биометрические данные. Как это работает и в чем плюсы для людей и организаций, рассказывает основатель Банка Русский Стандарт Рустам Тарико
Об эксперте: Рустам Тарико — российский предприниматель, владелец холдинга "Русский Стандарт".
Как это работает?
Биометрический платеж с использованием технологии распознавания лица компании впервые показали на примере покупки чашки кофе: на кофемашине у первого клиента — кофейни Coffee Bean — гости выбирали напиток и способ оплаты. После запуска биометрического платежа камера сканировала лицо покупателя, сверяла его с данными из Единой биометрической системы (ЕБС), далее — проходила оплата покупки. Затем покупатель забирал чашку горячего кофе. Все время оплаты занимало всего несколько секунд.
Сдать биометрические данные для передачи в ЕБС возможно во всех банках, где есть специальное оборудование. Затем нужно привязать данные к профилю системы. Карту гражданина, для того чтобы оплата производилась именно с нее, нужно связать с ЕБС в мобильном приложении «Биометрия» «Ростелекома» или банка, поддерживающего функцию оплаты с технологией распознавания лица.
Биометрический эквайринг может работать как с Системой быстрых платежей (СБП), списывая деньги сразу со счета, так и осуществлять платеж по картам ведущих платежных систем.
Безопасность биометрических данных пользователей обеспечивает облачное типовое решение по информационной безопасности, разработанное «Ростелекомом».
Что это дает потребителям?
Когда-то биометрия позволяла воспользоваться лишь основными услугами — открыть счет, оформить кредит или сделать перевод. Сейчас биоэквайринг добавил к этому списку оплату товаров — услугу, которая необходима каждому ежедневно.
Расплачиваться на кассе можно будет без смартфона, банковской карты и других платежных инструментов — достаточно просто посмотреть в камеру. Это будущее, с которым мы встретимся лицом к лицу (в прямом смысле) уже сейчас.
Разработчики технологии также отмечают высокий уровень безопасности проведения операций. При демонстрации прототипа биоэквайринга мы попробовали провести оплату с помощью фотографии или видео на телефоне, но камера платежного терминала даже не среагировала на такое изображение. Биометрические технологии подразумевают применение серьезных мер защиты для оплаты. Процедура проходит в течение пяти секунд вместо стандартных пятнадцати. Не нужно тратить время на поиски карты, доставать телефон, активировать приложение.
При покупке в интернете не нужно вводить данные карты и подтверждать оплату с помощью СМС, достаточно воспользоваться функцией оплаты через биометрическую идентификацию — то есть заглянуть в камеру и, если нужно, назвать код.
Биометрический платеж будет максимально удобен для клиента, например, при оплате товаров и услуг через СБП. Ведь, по сути, это первый аналог мгновенных платежей — перевод со счета клиента (физического лица) в пользу торгового предприятия. Он совершается без каких-либо дополнительных устройств (не нужно включать телефон, открывать приложение и считывать QR-код) — камера моментально сканирует и распознает лицо покупателя.
В чем выгода для магазинов?
Биометрический эквайринг подойдет тем магазинам, кафе и точкам фастфуда, которые заботятся о скорости обслуживания клиентов. Благодаря скорости проведения биометрической оплаты на кассе — мерчант экономит время и сокращает очередь на оплату. Многие уже сейчас интересуются, как работает биометрический способ оплаты товаров, услуг, счетов. В этом заинтересованы все: ретейлеры, кафе и рестораны. Спрос легко объяснить: оплата совершается просто, быстро, дешево, в том числе через СБП. Таким образом предприятия получают шанс сэкономить на эквайринге без лишних временных затрат на обслуживание клиента. К тому же, комиссии привычного эквайринга в два, а то и три раза выше.
Важно заметить, что торговым компаниям больше не нужно тратить деньги на специальное оборудование и обслуживание обычных терминалов с функцией биометрического платежа, достаточно воспользоваться камерой и программным обеспечением для приема оплаты.
Что получат банки?
Банки, с одной стороны, получают возможность увеличения транзакций физических лиц, а с другой, привлекать торгово-сервисные компании на эквайринг. Что интересно, для внедрения оплаты с технологией распознавания лица для физлиц банк может обойтись минимальными доработками: привязать карту к биометрии можно будет прямо в приложении самого «Ростелекома». В то же время, если возникнет желание, банк сможет реализовать сервис привязки карты к данным из ЕБС в собственном мобильном приложении.
Завтрашний день
Биометрический эквайринг завтрашнего дня — это возможность оплаты на бегу любых бытовых сервисов, которыми люди пользуются по пути. Пройти в метро, не доставая проездного, арендовать велосипед или самокат по пути на работу, заправиться одним взглядом в камеру, оплатить кофе, не снимая перчаток и не открывая сумочку, — все это и другие будничные платежи станут доступными. И кроме офлайн-мира, конечно, надо отметить скорость, безопасность и легкость оплаты подобным способом и в интернете. Купить любые товары и услуги онлайн с биометрическим платежом будет очень удобно — не придется вводить данные карты, считывать QR-код приложением на смартфоне, а достаточно лишь посмотреть в камеру.
Рустам Тарико: «Инновации не стоят на месте. То, что еще вчера казалось нереальным, сегодня стало частью нашей жизни: когда в России появилась первая карта с возможностью бесконтактных платежей, казалось, что повсеместное распространение NFC по всей стране — это далекое будущее, а сегодня каждый четвертый-пятый платеж за покупки на кассе совершается бесконтактным способом».
Что дальше?
Активный этап внедрения биометрических платежей начался еще в прошлом году и успешно продолжается и сегодня. «Ростелеком» и Банк Русский Стандарт запустили оплату по биометрии в сети кофеен Coffee Bean. Уже сейчас можно воспользоваться сервисом в кафе в Москве на Пятницкой улице. Скоро биометрический эквайринг будет внедрен во всех кофейнях сети Coffee Bean.
Снижение интенсивности посещений клиентами банковских офисов в нынешних условиях может стать дополнительным естественным стимулом для развития биометрических сервисов — например, открытие счетов новым клиентам дистанционно и получение ключевых банковских услуг из дома.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Финансовый сектор», «FMCG сети», «DIY & Household Retail», «Сети сотовой связи», «Сети бытовой техники», «Прочие торговые сети», «Общественное питание», «Сети компьютерной техники» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233