Тезисы выступления заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Д.В.Шаронова "О создании индустриальных парков в Республике Башкортостан".
03.09.2014 в 09:52 | INFOLine, ИА (по материалам компании) | Advis.ru
По данным Ассоциации индустриальных парков, в России на сегодня создано 80 парков. Проекты создания индустриальных парков реализуются в 33 субъектах Российской Федерации. По прогнозам, рост числа индустриальных парков составит порядка 13 единиц в год и к 2020 году их станет 127, а при благоприятном стечении экономических и политических условий количество может превысить 200.
Основными сдерживающими факторами развития индустриальных парков в нашей стране являются отсутствие доступных механизмов долгосрочного финансирования, высокая стоимость технологического присоединения промышленных объектов к инженерным сетям, длительный срок инвестиционного цикла создания производственной инфраструктуры, При этом проекты создания индустриальных парков характеризуются сложностью их реализации, высокой стоимостью строительства объектов инфраструктуры и большими сроками окупаемости (от 7 до 12 лет).
К неблагоприятным факторам эксперты относят также и неразвитость нормативной регламентной базы, и декларативный характер отдельных проектов по созданию парков.
Работа по созданию индустриальных парков в Республике Башкортостан началась в 2009 году после выхода постановления Правительства республики №484 от 24 декабря 2009 года "Об утверждении положения об индустриальных парках".
К настоящему времени соответствующими распоряжениями Правительства поддержано создание восьми индустриальных парков в городах Нефтекамск, Агидель, Салават, Благовещенск, Сибай, в Уфе и Уфимском районе.
Прежде всего хотелось бы отметить, что несмотря на одинаковый для инициаторов порядок прохождения регистрации индустриального парка, все парки в итоге у нас разные. Разные по формам собственности на землю, на имущество. Разные по формату управления со стороны управляющей компании.
Эта ситуация, как мы считаем, требует совершенствования и серьезного изменения нормативно-правовой базы: в первую очередь - положения об индустриальных парках.
Назрела необходимость корректировки базовых определений "индустриальный парк", "резидент" и "управляющая компания". Так, в существующем положении резидентом у нас может быть только компания, зарегистрированная на территории муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан, в границах которого расположен индустриальный парк. Это также является существенным ограничением для привлечения резидентов.
Далее, в положении нет четких значений по размеру земельного участка или площади имущественного комплекса. В результате, от некоторых районов республики поступили предложения о создании индустриальных парков на земельных участках площадью всего по 90 и 75 соток!
Стандартом индустриального (промышленного) парка, утвержденным Ассоциацией индустриальных парков России, определен минимальный размер земельного участка парка 8 гектар. Мы полагаем, что данное положение для республики не очень подходит, так как некоторые из уже образованных парков под эти условия не попадают. И к тому же это существенно ограничивает круг возможных площадок под создание парков.
В приказе Минэкономразвития России об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в отношении размера имущественного комплекса индустриального парка установлен лимит не менее 20 тысяч квадратных метров. Я полагаю, что такие параметры более целесообразно использовать.
В целях повышения эффективности работы индустриальных парков необходимо также законодательно закрепить конкурсный подход к отбору резидентов.
Конкурсные предложения резидентов представляется целесообразным оценивать по таким критериям социально-экономической эффективности, как:
-объем инвестиций в создание новых и/или развитие существующих производств;
- количество создаваемых новых рабочих мест;
-средняя заработная плата работников, занятых на производствах промышленного парка;
-объем поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
-сроки создания промышленного парка.
Следующее необходимое изменение связано с созданием инфраструктуры, точнее с финансированием ее создания.
Согласно отраслевого обзора "Индустриальные парки России 2013", подготовленного Ассоциацией индустриального парков, затраты на инфраструктуру в среднем составляют 15 млн. рублей на 1 Га площади. Несложно подсчитать, что для больших площадей, таких как в индустриальных парках "Уфимский" в Уфимском районе, "Строительные материалы Башкортостана" в г.Агидель, необходимые затраты на создание или восстановление инфраструктуры составляют огромные суммы. Кроме того, мы понимаем, что на инфраструктуру нужны "длинные" деньги, эти инвестиции окупятся лет через 10 в лучшем случае.
В прошлом году министерством подписано соглашение со Сбербанком о сотрудничестве по реализации программы "Новая индустриализация", включающую специальные продукты для индустриальных парков и их резидентов. Срок кредитования по этим продуктам увеличен до 12 лет и льготная ставка предусмотрена. Снижена доля собственного участия. Но это лишь первый шаг.
Следующим логичным шагом должно стать субсидирование процентной ставки по кредитам, что позволит сделать индустриальные парки реально выгодным бизнесом, а не освоением бюджетных средств. Индустриальные парки – это отдельный вид коммерческой недвижимости. Если процентную ставку по кредитам субсидировать, чтобы появилась экономика в проектах на 12–15 лет, тогда это заработает эффективно. Частные инвесторы увидят смысл инвестировать средства не только в "предпродажную подготовку земли", но и в промышленную инфраструктуру.
Финансирование создания внешних инженерных сетей, энергетики – это отдельный вопрос. Перекладывать решение проблемы на девелопера, на владельца индустриального парка – это значит "зашить" эти затраты в стоимость для конечного потребителя. Это снизит привлекательность проекта.
Поэтому мы говорим о необходимости государственных субсидий на инфраструктуру, но не внутрипарковую, а на внешние сети, которые потом останутся на балансе муниципалитетов и сетевых компаний.
Опрос инвесторов и управляющих компаний индустриальных парков, проведенный Ассоциацией индустриальных парков в 2014 году, показал, что наиболее эффективными мерами поддержки индустриальных парков являются: субсидирование части затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие инфраструктуры, предоставление налоговых льгот. На основании указанного опроса, определена зависимость объемов планируемых инвестиций в индустриальные парки от совокупной доли расходов на создание инфраструктуры, возмещаемой всеми видами бюджетных субсидий. Например, при предоставлении бюджетных субсидий в общем объеме 30% расходов на инфраструктуру при создании индустриальных парков, инвесторы готовы увеличить инвестиции на 100% от запланированного.
В настоящее время Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан разработана и проходит согласование новая редакция Положения об индустриальных парках, предусматривающая вышеназванные основные положения.
Основными сдерживающими факторами развития индустриальных парков в нашей стране являются отсутствие доступных механизмов долгосрочного финансирования, высокая стоимость технологического присоединения промышленных объектов к инженерным сетям, длительный срок инвестиционного цикла создания производственной инфраструктуры, При этом проекты создания индустриальных парков характеризуются сложностью их реализации, высокой стоимостью строительства объектов инфраструктуры и большими сроками окупаемости (от 7 до 12 лет).
К неблагоприятным факторам эксперты относят также и неразвитость нормативной регламентной базы, и декларативный характер отдельных проектов по созданию парков.
Работа по созданию индустриальных парков в Республике Башкортостан началась в 2009 году после выхода постановления Правительства республики №484 от 24 декабря 2009 года "Об утверждении положения об индустриальных парках".
К настоящему времени соответствующими распоряжениями Правительства поддержано создание восьми индустриальных парков в городах Нефтекамск, Агидель, Салават, Благовещенск, Сибай, в Уфе и Уфимском районе.
Прежде всего хотелось бы отметить, что несмотря на одинаковый для инициаторов порядок прохождения регистрации индустриального парка, все парки в итоге у нас разные. Разные по формам собственности на землю, на имущество. Разные по формату управления со стороны управляющей компании.
Эта ситуация, как мы считаем, требует совершенствования и серьезного изменения нормативно-правовой базы: в первую очередь - положения об индустриальных парках.
Назрела необходимость корректировки базовых определений "индустриальный парк", "резидент" и "управляющая компания". Так, в существующем положении резидентом у нас может быть только компания, зарегистрированная на территории муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан, в границах которого расположен индустриальный парк. Это также является существенным ограничением для привлечения резидентов.
Далее, в положении нет четких значений по размеру земельного участка или площади имущественного комплекса. В результате, от некоторых районов республики поступили предложения о создании индустриальных парков на земельных участках площадью всего по 90 и 75 соток!
Стандартом индустриального (промышленного) парка, утвержденным Ассоциацией индустриальных парков России, определен минимальный размер земельного участка парка 8 гектар. Мы полагаем, что данное положение для республики не очень подходит, так как некоторые из уже образованных парков под эти условия не попадают. И к тому же это существенно ограничивает круг возможных площадок под создание парков.
В приказе Минэкономразвития России об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в отношении размера имущественного комплекса индустриального парка установлен лимит не менее 20 тысяч квадратных метров. Я полагаю, что такие параметры более целесообразно использовать.
В целях повышения эффективности работы индустриальных парков необходимо также законодательно закрепить конкурсный подход к отбору резидентов.
Конкурсные предложения резидентов представляется целесообразным оценивать по таким критериям социально-экономической эффективности, как:
-объем инвестиций в создание новых и/или развитие существующих производств;
- количество создаваемых новых рабочих мест;
-средняя заработная плата работников, занятых на производствах промышленного парка;
-объем поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
-сроки создания промышленного парка.
Следующее необходимое изменение связано с созданием инфраструктуры, точнее с финансированием ее создания.
Согласно отраслевого обзора "Индустриальные парки России 2013", подготовленного Ассоциацией индустриального парков, затраты на инфраструктуру в среднем составляют 15 млн. рублей на 1 Га площади. Несложно подсчитать, что для больших площадей, таких как в индустриальных парках "Уфимский" в Уфимском районе, "Строительные материалы Башкортостана" в г.Агидель, необходимые затраты на создание или восстановление инфраструктуры составляют огромные суммы. Кроме того, мы понимаем, что на инфраструктуру нужны "длинные" деньги, эти инвестиции окупятся лет через 10 в лучшем случае.
В прошлом году министерством подписано соглашение со Сбербанком о сотрудничестве по реализации программы "Новая индустриализация", включающую специальные продукты для индустриальных парков и их резидентов. Срок кредитования по этим продуктам увеличен до 12 лет и льготная ставка предусмотрена. Снижена доля собственного участия. Но это лишь первый шаг.
Следующим логичным шагом должно стать субсидирование процентной ставки по кредитам, что позволит сделать индустриальные парки реально выгодным бизнесом, а не освоением бюджетных средств. Индустриальные парки – это отдельный вид коммерческой недвижимости. Если процентную ставку по кредитам субсидировать, чтобы появилась экономика в проектах на 12–15 лет, тогда это заработает эффективно. Частные инвесторы увидят смысл инвестировать средства не только в "предпродажную подготовку земли", но и в промышленную инфраструктуру.
Финансирование создания внешних инженерных сетей, энергетики – это отдельный вопрос. Перекладывать решение проблемы на девелопера, на владельца индустриального парка – это значит "зашить" эти затраты в стоимость для конечного потребителя. Это снизит привлекательность проекта.
Поэтому мы говорим о необходимости государственных субсидий на инфраструктуру, но не внутрипарковую, а на внешние сети, которые потом останутся на балансе муниципалитетов и сетевых компаний.
Опрос инвесторов и управляющих компаний индустриальных парков, проведенный Ассоциацией индустриальных парков в 2014 году, показал, что наиболее эффективными мерами поддержки индустриальных парков являются: субсидирование части затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков, субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие инфраструктуры, предоставление налоговых льгот. На основании указанного опроса, определена зависимость объемов планируемых инвестиций в индустриальные парки от совокупной доли расходов на создание инфраструктуры, возмещаемой всеми видами бюджетных субсидий. Например, при предоставлении бюджетных субсидий в общем объеме 30% расходов на инфраструктуру при создании индустриальных парков, инвесторы готовы увеличить инвестиции на 100% от запланированного.
В настоящее время Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан разработана и проходит согласование новая редакция Положения об индустриальных парках, предусматривающая вышеназванные основные положения.