Ленобласть меняет правила для застройщиков.
25.06.2014 в 11:43 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Законодатели Ленобласти одобрили желание исполнительной власти региона забрать себе от муниципалитетов все главные полномочия в строительной сфере.
Вчера ЗакС Ленобласти рассматривал подготовленный строительным блоком администрации проект областного закона "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ленинградской области". Провести такое перераспределение позволили вступившие в силу 27 мая поправки в федеральный закон о местном самоуправлении (ФЗ-131), а также в закон об организации власти в субъектах РФ (ФЗ-184).
Согласно областному законопроекту, на региональный уровень передаются полномочия по утверждению схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, местных нормативов градостроительного проектирования (МНГП), правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также утверждение документации по планировке территорий, включая градостроительные планы земельных участков, проекты планировки и межевания территорий (ППТ). Также областные власти будут теперь сами выдавать застройщикам разрешения на строительство и разрешать ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. Муниципальным властям оставили только одно право – разрабатывать все эти документы.
Как уже сообщал РБК-Петербург, главной целью такого перераспределения является пресечение многочисленных злоупотреблений муниципалитетов при реализации строительных проектов на своих территориях. В ходе рассмотрения законопроекта в ЗакСе представлявший его депутатам строительный вице-губернатор Ленобласти Георгий Богачев сообщил, что за 2013-2014 годы в сфере ведения Комитета по архитектуре и градостроительству 70% проверенных документов территориального планирования содержали ошибки (172 нарушения). Облстройнадзор за тот же период выявил почти 3 тысячи нарушений и отменил 636 разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.
Помимо пресечения злоупотреблений, областные власти хотят сформировать единые требования к составу и содержанию градостроительной документации. Районы и городские округа лишатся градостроительных полномочий (и других, какие сочтет нужным отобрать областная власть) с 1 января 2015 года, когда начнут действовать нормы принятого вчера областного закона. Сельские поселения таких полномочий уже лишены – с 27 мая. Они переданы на уровень районов прямой нормой ФЗ-136. Правда, муниципальное лобби добивается отсрочки на федеральном уровне – согласно уже принятой Госдумой специальной поправке в ФЗ-136, сельским поселениям сохранят полномочия до 1 января 2015 года. Впрочем, законопроект еще не утвержден Советом Федерации.
Генпланы поселений, городских округов и схемы террпланирования муниципальных районов, а также МНГП будет утверждать правительство Ленобласти. Оно же установит порядок подготовки этих документов и внесения в них изменений. Документы следующего уровня относятся к компетенции отраслевых комитетов правительства. Как сообщал ранее Георгий Богачев, ПЗЗ, ППТ и градпланы земельных участков будет утверждать Комитет по архитектуре и градостроительству, а Комитет строительного надзора и экспертизы будет выдавать разрешения на строительство всех объектов, которые подлежат экспертизе, и разрешения на их ввод в эксплуатацию. Разумеется, у областных властей остается право предоставлять разрешения на отклонение от предельных параметров и реализовывать условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капстроительства. Таким образом, у властей Ленобласти появятся те же полномочия (за исключением разработки документов), которые имеет сейчас Смольный.
Георгий Богачев подчеркнул, что цель закона – не отстранить муниципалитеты от решения градостроительных вопросов, а добиться конструктивного сотрудничества. И потому принятые ранее муниципалитетами решения остаются в силе. В то же время, принятый закон дает областным властям право завершить регулирование строительного процесса, начатого до вступления в силу изменений. Так, отраслевые комитеты будут теперь выдавать разрешения на строительство (а также вносить изменения в них, вплоть до отзыва разрешений) и ввод в эксплуатацию объектов, проектирование и сооружение которых происходило по документам, ранее выданным муниципалитетами.
Конкретный порядок реализации областными структурами новых полномочий будет описан в пакете подзаконных актов. Их черновики уже подготовлены, но окончательные редакции появятся, по словам Богачева, после "широкого обсуждения с депутатами, а может быть и с бизнесом, и с муниципалитетами – чтобы избежать ошибок".
Депутат Никита Мельников высказал опасение, что комитеты могут не справиться с лавиной документов (запросов на разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, на выдачу градпланов и т.п.) и это затянет согласования. Георгий Богачев развеял сомнение, напомнив, что по действующему сегодня порядку, застройщикам все-равно приходится получать в Гостройнадзоре заключение о соответствии построенного объекта проектной документации и техническим регламентам. "Но если есть заключение о соответствии, то Гостройнадзор автоматически выдаст разрешение на ввод, - уверенно пообещал вице-губернатор. - А вот сейчас, между прочим, когда застройщик, получив заключение о соответствии, идет в муниципалитет, то тут бывают нюансы. Например, в Новом Девяткино муниципалитет три месяца не подписывал разрешение на ввод и только, когда две судебные инстанции приняли решения в пользу застройщика, муниципальная администрация была вынуждена подписать разрешение. Так что наша процедура, я уверен, наоборот, ускорит процесс. Будет действовать принцип "одного окна"".
Ряд депутатов выразили сомнение в способности муниципалитетов разрабатывать градостроительные документы на достаточно высоком уровне и спросили Георгия Богачева, нельзя ли это право у них отобрать. Вице-губернатор объяснил, что это сейчас невозможно (право разработки регулируется Градкодексом РФ, который не изменился), да и не нужно: "Если мы за каждое муниципальное образование будем решать, как ему жить, то это будет неправильно. Это другая крайность".
Что касается разработки градостроительных документов, то этим сейчас "по жизни" занимаются как правило заинтересованные инвесторы, а не муниципалитеты, у которых, по словам Богачева, "нет на это ни денег, ни возможностей". Это порождает зависимость муниципалитетов от застройщиков (которые, надо полагать, требуют за разработку генплана, ПЗЗ или градплана учесть их интересы в этих документах). "С принятием этого закона все такие противоречия будут устранены, -- уверен вице-губернатор. – Документы будут приниматься в сбалансированном виде. И обеспечено участие всех – от депутатов и сотрудников муниципальных администраций до областных властей".
Депутат Александр Трофимов попытался вступиться за муниципалитеты. "Местное самоуправление мы должны развивать, - резонно заметил Трофимов, видимо, имея в виду соответствующие публичные заявления президента Путина, - а мы, наоборот, раз за разом отбираем у них полномочия. Нет ли здесь противоречия?". Депутат напомнил о случаях явно неразумной централизации полномочий, например, когда вывоз мусора забрали на районный уровень, а потом, после скандалов, вынуждены были вернуть эту функцию муниципалитетам.
Георгий Богачев изложил позицию правительства Ленобласти: "Без муниципалитетов мы не сможем принимать градостроительные документы. Но сегодня они принимают генпланы и ПЗЗ, на основании которых появляются огромные жилые кварталы. При этом полномочия по обеспечению этих кварталов инженерной, социальной и всей остальной инфраструктурой ни в коей мере не находятся в ведении местного поселения. И получается, как в той песне – "папа решает, а Вася сдает". Это непорядок. Нужна синхронизация работы".
Аргументы Богачева явно были убедительными, так что никто из депутатов не высказался против законопроекта, его официально поддержали все фракции ЗакСа, даже оппозиционные. В результате он был принят в трех чтениях единогласно всеми 44 присутствовавшими депутатами. И это не выглядело как послушное "одобряем" - по другим вопросам повестки дня разногласия были и ряд депутатов даже голосовали "против" инициатив правительства области.
Вчера ЗакС Ленобласти рассматривал подготовленный строительным блоком администрации проект областного закона "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ленинградской области". Провести такое перераспределение позволили вступившие в силу 27 мая поправки в федеральный закон о местном самоуправлении (ФЗ-131), а также в закон об организации власти в субъектах РФ (ФЗ-184).
Согласно областному законопроекту, на региональный уровень передаются полномочия по утверждению схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, местных нормативов градостроительного проектирования (МНГП), правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также утверждение документации по планировке территорий, включая градостроительные планы земельных участков, проекты планировки и межевания территорий (ППТ). Также областные власти будут теперь сами выдавать застройщикам разрешения на строительство и разрешать ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. Муниципальным властям оставили только одно право – разрабатывать все эти документы.
Как уже сообщал РБК-Петербург, главной целью такого перераспределения является пресечение многочисленных злоупотреблений муниципалитетов при реализации строительных проектов на своих территориях. В ходе рассмотрения законопроекта в ЗакСе представлявший его депутатам строительный вице-губернатор Ленобласти Георгий Богачев сообщил, что за 2013-2014 годы в сфере ведения Комитета по архитектуре и градостроительству 70% проверенных документов территориального планирования содержали ошибки (172 нарушения). Облстройнадзор за тот же период выявил почти 3 тысячи нарушений и отменил 636 разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.
Помимо пресечения злоупотреблений, областные власти хотят сформировать единые требования к составу и содержанию градостроительной документации. Районы и городские округа лишатся градостроительных полномочий (и других, какие сочтет нужным отобрать областная власть) с 1 января 2015 года, когда начнут действовать нормы принятого вчера областного закона. Сельские поселения таких полномочий уже лишены – с 27 мая. Они переданы на уровень районов прямой нормой ФЗ-136. Правда, муниципальное лобби добивается отсрочки на федеральном уровне – согласно уже принятой Госдумой специальной поправке в ФЗ-136, сельским поселениям сохранят полномочия до 1 января 2015 года. Впрочем, законопроект еще не утвержден Советом Федерации.
Генпланы поселений, городских округов и схемы террпланирования муниципальных районов, а также МНГП будет утверждать правительство Ленобласти. Оно же установит порядок подготовки этих документов и внесения в них изменений. Документы следующего уровня относятся к компетенции отраслевых комитетов правительства. Как сообщал ранее Георгий Богачев, ПЗЗ, ППТ и градпланы земельных участков будет утверждать Комитет по архитектуре и градостроительству, а Комитет строительного надзора и экспертизы будет выдавать разрешения на строительство всех объектов, которые подлежат экспертизе, и разрешения на их ввод в эксплуатацию. Разумеется, у областных властей остается право предоставлять разрешения на отклонение от предельных параметров и реализовывать условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капстроительства. Таким образом, у властей Ленобласти появятся те же полномочия (за исключением разработки документов), которые имеет сейчас Смольный.
Георгий Богачев подчеркнул, что цель закона – не отстранить муниципалитеты от решения градостроительных вопросов, а добиться конструктивного сотрудничества. И потому принятые ранее муниципалитетами решения остаются в силе. В то же время, принятый закон дает областным властям право завершить регулирование строительного процесса, начатого до вступления в силу изменений. Так, отраслевые комитеты будут теперь выдавать разрешения на строительство (а также вносить изменения в них, вплоть до отзыва разрешений) и ввод в эксплуатацию объектов, проектирование и сооружение которых происходило по документам, ранее выданным муниципалитетами.
Конкретный порядок реализации областными структурами новых полномочий будет описан в пакете подзаконных актов. Их черновики уже подготовлены, но окончательные редакции появятся, по словам Богачева, после "широкого обсуждения с депутатами, а может быть и с бизнесом, и с муниципалитетами – чтобы избежать ошибок".
Депутат Никита Мельников высказал опасение, что комитеты могут не справиться с лавиной документов (запросов на разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, на выдачу градпланов и т.п.) и это затянет согласования. Георгий Богачев развеял сомнение, напомнив, что по действующему сегодня порядку, застройщикам все-равно приходится получать в Гостройнадзоре заключение о соответствии построенного объекта проектной документации и техническим регламентам. "Но если есть заключение о соответствии, то Гостройнадзор автоматически выдаст разрешение на ввод, - уверенно пообещал вице-губернатор. - А вот сейчас, между прочим, когда застройщик, получив заключение о соответствии, идет в муниципалитет, то тут бывают нюансы. Например, в Новом Девяткино муниципалитет три месяца не подписывал разрешение на ввод и только, когда две судебные инстанции приняли решения в пользу застройщика, муниципальная администрация была вынуждена подписать разрешение. Так что наша процедура, я уверен, наоборот, ускорит процесс. Будет действовать принцип "одного окна"".
Ряд депутатов выразили сомнение в способности муниципалитетов разрабатывать градостроительные документы на достаточно высоком уровне и спросили Георгия Богачева, нельзя ли это право у них отобрать. Вице-губернатор объяснил, что это сейчас невозможно (право разработки регулируется Градкодексом РФ, который не изменился), да и не нужно: "Если мы за каждое муниципальное образование будем решать, как ему жить, то это будет неправильно. Это другая крайность".
Что касается разработки градостроительных документов, то этим сейчас "по жизни" занимаются как правило заинтересованные инвесторы, а не муниципалитеты, у которых, по словам Богачева, "нет на это ни денег, ни возможностей". Это порождает зависимость муниципалитетов от застройщиков (которые, надо полагать, требуют за разработку генплана, ПЗЗ или градплана учесть их интересы в этих документах). "С принятием этого закона все такие противоречия будут устранены, -- уверен вице-губернатор. – Документы будут приниматься в сбалансированном виде. И обеспечено участие всех – от депутатов и сотрудников муниципальных администраций до областных властей".
Депутат Александр Трофимов попытался вступиться за муниципалитеты. "Местное самоуправление мы должны развивать, - резонно заметил Трофимов, видимо, имея в виду соответствующие публичные заявления президента Путина, - а мы, наоборот, раз за разом отбираем у них полномочия. Нет ли здесь противоречия?". Депутат напомнил о случаях явно неразумной централизации полномочий, например, когда вывоз мусора забрали на районный уровень, а потом, после скандалов, вынуждены были вернуть эту функцию муниципалитетам.
Георгий Богачев изложил позицию правительства Ленобласти: "Без муниципалитетов мы не сможем принимать градостроительные документы. Но сегодня они принимают генпланы и ПЗЗ, на основании которых появляются огромные жилые кварталы. При этом полномочия по обеспечению этих кварталов инженерной, социальной и всей остальной инфраструктурой ни в коей мере не находятся в ведении местного поселения. И получается, как в той песне – "папа решает, а Вася сдает". Это непорядок. Нужна синхронизация работы".
Аргументы Богачева явно были убедительными, так что никто из депутатов не высказался против законопроекта, его официально поддержали все фракции ЗакСа, даже оппозиционные. В результате он был принят в трех чтениях единогласно всеми 44 присутствовавшими депутатами. И это не выглядело как послушное "одобряем" - по другим вопросам повестки дня разногласия были и ряд депутатов даже голосовали "против" инициатив правительства области.