Инвестор: "Я приду, когда наступит ясность". "ИА РЖД-Партнер.ру". 2 июля 2014

С начала 2014 года акции российских транспортных компаний потеряли около 30% своей стоимости, в то время как индекс РТС сократился лишь на 4%. Тем не менее по итогам июня эксперты констатировали укрепление котировок, связанное с некоторой стабилизацией ситуации вокруг Украины и возвращением инвесторов в Россию. В результате ценные бумаги транспортных компаний за июнь прибавили 6–7% в цене, что сравнимо с динамикой индекса РТС.
К настоящему времени ситуация с ценными бумагами российских транспортных компаний в секторах транспортной отрасли складывается по-разному. В железнодорожном сегменте обстановка начала ухудшаться с середины 2012-го в связи с уменьшением объема погрузки и наличием профицита вагонов. С начала этого года ситуация несколько стабилизировалась, хотя кардинальных улучшений по-прежнему нет. "Соответственно, железнодорожные компании сейчас не могут разместить свои акции на рынках по справедливой цене", – считает старший аналитик "ВТБ Капитал" Елена Сахнова.
Что касается других видов транспорта, то в секторе морских перевозок ситуация остается тяжелой уже несколько лет в связи с переизбытком судов и низкими фрахтовыми ставками. В авиакомпаниях положение дел было благоприятным до конца 2013-го, сейчас же наблюдается существенное замедление темпов роста, переизбыток парка и давление на цены.
По мнению Е. Сахновой, динамика стоимости ценных бумаг в ближайшее время будет развиваться следующим образом: акции "Аэрофлота" продолжат колебаться вокруг текущего уровня, Globaltrans – будут постепенно дорожать. С точки зрения старшего аналитика ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, акции Globaltrans несут небольшой потенциал роста. "По нашим оценкам, он составляет 11%, – уточняет эксперт. – Целевая стоимость расписок на акции компании, по нашим расчетам, достигает $12,7". В ИФК "Метрополь" обращают внимание на то, что данное повышение может оказаться более существенным в случае улучшения конъюнктуры на рынке железнодорожных перевозок. "В частности, мы полагаем, что введение новых нормативов по ремонту и списанию старых вагонов может сократить численность полувагонов, допущенных к перевозкам, а значит, сократит избыток этого типа вагонов, – поясняет А. Рожков. – Следствием должен стать рост ставок на предоставление полувагонов, что благоприятно повлияет на финансовые результаты железнодорожных операторов".
Есть и более сдержанные оценки. "Динамика стоимости акций транспортных компаний РФ в ближайшее время будет оставаться низкой, – считает управляющий директор, аналитик ИГ "Ренессанс Капитал" Александр Казбеги. – Роста спроса не видно, спотовые цены на рынке подвижного состава продолжают падать, до сих пор неизвестен механизм продления срока службы вагонов – все это оказывает влияние на динамику предложения. Думаю, цены на акции опять пойдут вниз (или по крайней мере будут ниже рынка), если в августе не будут приняты кардинальные и внятные решения по сокращению численности парка подвижного состава".
Соответственно, 2014-й как год низкой конъюнктуры не может быть удачным для выхода на IPO. Не случайно многие компании уже перенесли время первичного публичного размещения. "Для транспортных предприятий 2014-й в этом отношении во многом будет переходным, – отмечает старший аналитик ИК "Рай, Ман энд Гор секьюритиз" Ксения Арутюнова. – Мы не ожидаем существенного роста финансовых показателей, более того, вероятно, что компаниям удастся лишь повторить результат прошлого года, однако мы не исключаем снижения выручки в абсолютных цифрах. Если компании и будут размещаться на рынках, то это будет не ранее 2015 года".
Ухудшение конъюнктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок, выразившееся как в сокращении объема погрузки, так и в снижении стоимости груженой отправки, стало основной причиной, по которой ОАО "ПГК", "НефтеТрансСервис" и другие железнодорожные операторы отложили сроки проведения IPO. "Операторы были вынуждены скорректировать свои планы по привлечению акционерного капитала, – поясняет А. Рожков. – С одной стороны, те, кто собирались привлечь средства на приобретение новых вагонов и расширение парка, отказались от планов по его наращиванию из-за отсутствия новых грузов. С другой стороны, рассчитывавшие на замещение заемного капитала акционерным капиталом, привлеченным на IPO, были вынуждены признать, что в условиях слабой конъюнктуры рынка не смогут разместить акции по желаемой цене, и, вероятно, рефинасировали долговые обязательства или распродали (вернули взятые в лизинг) вагоны". Для реализации стратегии IPO необходимо улучшение на рынке грузовых перевозок, выраженное в росте как ставок на перевозку, так и объемов грузов. Только в этом случае акции железнодорожных операторов смогут стать привлекательными для участников рынка.
Прогнозируя выход отечественных транспортных компаний на IPO, Е. Сахнова предполагает, что это может быть либо "Совкомфлот" (конец 2014 г. – начало 2015 г.), либо ОАО "ПГК" (вторая половина 2015 г.). "Мы полагаем, что в первую очередь в IPO будет заинтересована ПГК, привлечение акционерного капитала которой, скорее всего, будет направлено на замещение части долга в структуре капитала", – полагает А. Рожков. Таким образом, ОАО "ПГК" в качестве кандидата номер один на публичное размещение упоминают практически все эксперты.
Что касается компаний, ранее уже вышедших на IPO, К. Арутюнова отмечает, что Globaltrans и Global Ports благодаря достаточно комфортно распределенной долговой нагрузке и внушительным денежным потокам в случае необходимости могут скорее привлечь кредит, чем проводить SPO. "За период с конца июня 2013 года по настоящее время Globaltrans и Global Ports потеряли порядка 20% своей капитализации, – детализирует эксперт. – Так, год назад акции Global Ports стоили на 21% дороже, чем сейчас, а Globaltrans – на 17%".
Каковы рекомендации аналитиков на сегодняшний день? По состоянию на 30 июня 2014 года старший аналитик Otkritie Capital International Ирина Ступаченко рекомендовала покупать акции компаний Globaltrans (целевая цена – $14,4/GDR) и NCSP (ОАО "Новороссийский морской торговый порт", целевая цена $9,7/GDR), держать – акции компаний Global Ports ($9,9/GDR), FESCO (4,93 руб/акция), Aeroflot (59 руб/акция), UTair (25,3 руб/акция). По оценке К. Арутюновой, рекомендация по акциям Globaltrans и Global Ports, а также "Аэрофлота" – "покупать". По ценным бумагам "ТрансКонтейнера" актуальной оценки в настоящее время нет. По мнению Е. Сахновой ("ВТБ Капитал"), акции "Аэрофлота" и Global Ports – "держать", Globaltrans – "покупать", FESCO – "продавать". А. Рожков рекомендует держать акции Globaltrans.
В настоящее время разговоры о динамике акций российских транспортных компаний сводятся в основном к констатации низкой конъюнктуры рынка. При этом они слегка разбавлены умеренно оптимистическими, но и крайне сдержанными прогнозами. Совершенно ясно, что ситуация изменится только после улучшения общего состояния рынка, но если на объем ВВП влиять достаточно сложно, то установление более четких правил игры находится в компетенции регулирующих структур. Пока не ясно, что разрешено, а что нет, что сколько стоит, как происходит ценообразование, каков будет размер парка на сети РЖД и как он станет регулироваться в будущем. В таких условиях трудно надеяться на всплеск интереса к акциям транспортных компаний – в конце концов, инвесторы любят ясность.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Деятельность портов», «Железнодорожный транспорт», «Воздушный транспорт» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233