В ОАО "ВНИИЖТ" состоялось очередное заседание Объединенного ученого совета ОАО "РЖД".
19.11.2014 в 10:02 | INFOLine, ИА (по материалам компании) | Advis.ru
Очередное заседание Объединенного ученого совета ОАО "РЖД", которое состоялось 29 октября 2014 года, было посвящено комплексному рассмотрению двух инновационных направлений развития железнодорожных исследований:
• разработке методов и технологий спутникового мониторинга железнодорожной инфраструктуры;
• развитию альтернативной энергетики на основе топливных элементов. В рамках первого вопроса выступил заместитель директора Института космических исследований РАН Е.А. Лупян с докладом о результатах проведенных исследований по данной тематике в рамках совместного с ОАО "НИИАС" гранта ориентированных фундаментальных исследований, финансируемого РФФИ совместно с ОАО "РЖД".
В последние годы спутниковые технологии стали активно переходить из области фундаментальных исследований в область практического применения, что обусловлено увеличением числа спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, повышением доступности данных и расширением технических возможностей их обработки.
Однако для достижения технологической независимости от иностранных поставщиков при организации мониторинга железнодорожной инфраструктуры с использованием спутниковых технологий необходимо перейти к преимущественному использованию материалов съемки с отечественной группировки спутников.
Сегодня технологии спутникового мониторинга активно внедряются на железнодорожном транспорте. Они обладают такими преимуществами, как глобальность, стабильность, объективность, высокая периодичность, наличие архивов долговременных непрерывных наблюдений и доступность.
Подчеркивая значимость внедрения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте, заместитель председателя ОУС, первый заместитель Генерального директора ОАО "ВНИИЖТ" по науке М.М. Железнов в своем докладе обозначил основные области применения данных дистанционного зондирования для мониторинга железнодорожной инфраструктуры:
• информационное сопровождение на начальной стадии изыскания и проектирования для комплексных инфраструктурных проектов, в том числе для реализации мегапроекта "Транс-Евразийский пояс RAZVITIE" (ТЕПР);
• мониторинг ландшафтных изменений, выявление потенциально-опасных участков;
• мониторинг известных потенциально-опасных участков, определенных в перечне управления пути;
• отслеживание развития чрезвычайных ситуаций (паводки, наводнения, пожары), в первую очередь, на территориях, предрасположенных к их циклическому повторению.
В ходе обсуждения членами Совета также отмечено, что применение технологий спутникового мониторинга целесообразно внедрять для решения задач оценки пропускной способности железнодорожных линий и выявления макротерриториальных деформаций пути, в том числе в районах организации тяжеловесного движения.
В докладе А.С. Василейского, руководителя Центра внедрения космических технологий ОАО "НИИАС", представлены результаты выполнения ОАО "НИИАС" работ по внедрению на участке Туапсе–Адлер Северо-Кавказской железной дороги инновационных технологических решений по использованию материалов спутниковой съемки для мониторинга потенциально опасных природно-технических воздействий на объектах железнодорожной инфраструктуры.
В рамках дальнейшего расширения внедрения технологии мониторинга с использованием данных спутниковой съемки на участках сети железных дорог целесообразно рассмотреть Восточный полигон (участки Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей), функционирующий в сложных инженерно-геологических и ландшафтно-климатических условиях, в т. ч. в зоне распространения многолетнемерзлых пород.
С целью организации детальной проработки возможностей использования методов спутникового дистанционного зондирования в составе комплексной системы геотехнического мониторинга железнодорожной инфраструктуры принято решение о создании рабочей группы при ОУС ОАО "РЖД" с привлечением специалистов профильных научно-исследовательских институтов и организаций.
Кроме того, в выступлении заместителя директора Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН, академика РАН А.С. Бугаева отмечено, что для предсказания опасности схода снежных лавин в районах прохождения железнодорожных путей целесообразно применять не только технологии спутникового мониторинга, но и беспилотные летательные аппараты.
Таким образом, в рамках обсуждения принято решение о необходимости внедрения комплексных мер на основе совместного использования технологии спутникового и традиционного наземного мониторинга железнодорожной инфраструктуры.
В ходе обсуждения второго вопроса – о задачах научных организаций по обеспечению внедрения альтернативной энергетики на основе топливных элементов на железнодорожном транспорте – с докладами выступили: заведующий отделением "ТПС" ОАО "ВНИИЖТ" А.В. Заручейский, начальник ОКБ ООО "Завод электрохимических преобразователей" Д.Г. Кондратьев, глава группы компаний "УралИнтех" С.В. Никифоров и заведующий Отделом функциональных неорганических материалов Института проблем химической физики РАН Ю.А. Добровольский.
Участники заседания отметили перспективность развития альтернативной энергетики на основе топливных элементов различного типа, особенно твердооксидных и твердополимерных, что позволит повысить экологичность железнодорожного транспорта и приведет к снижению затрат энергии на тягу.
Выделены следующие перспективные направления применения топливных элементов на железнодорожном транспорте:
• резервные источники электроснабжения;
• источники электроснабжения удаленных объектов;
• внутреннее снабжение специализированных вагонов;
• тяговые модули маневровых и магистральных локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специального подвижного состава, для содержания и ремонта инфраструктуры в жестких экологических условиях;
• беспилотная авиация для проведения мониторинга железнодорожной инфраструктуры.
С целью создания тягового модуля на основе топливных элементов необходима концентрация усилий ученых и конструкторов как в области проектирования нового подвижного состава, так и создания автономных источников тока. В связи с этим на базе ОАО "ВНИИЖТ" планируется создать центр интеграции компетенций представителей академической науки и возможностей производителей топливных элементов.
В перспективе компетенции, связанные с разработкой и эксплуатацией альтернативных источников энергии на основе топливных элементов, необходимо внедрять в учебный процесс. С этой целью МИИТу, как одному из передовых транспортных вузов, рекомендовано совместно с ОАО "ВНИИЖТ" реализовать пилотный проект по вовлечению студентов в процесс применения альтернативных источников энергии на железнодорожном транспорте.
Следующее заседание Объединенного ученого совета ОАО "РЖД" состоится 27 ноября 2014 года.
• разработке методов и технологий спутникового мониторинга железнодорожной инфраструктуры;
• развитию альтернативной энергетики на основе топливных элементов. В рамках первого вопроса выступил заместитель директора Института космических исследований РАН Е.А. Лупян с докладом о результатах проведенных исследований по данной тематике в рамках совместного с ОАО "НИИАС" гранта ориентированных фундаментальных исследований, финансируемого РФФИ совместно с ОАО "РЖД".
В последние годы спутниковые технологии стали активно переходить из области фундаментальных исследований в область практического применения, что обусловлено увеличением числа спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, повышением доступности данных и расширением технических возможностей их обработки.
Однако для достижения технологической независимости от иностранных поставщиков при организации мониторинга железнодорожной инфраструктуры с использованием спутниковых технологий необходимо перейти к преимущественному использованию материалов съемки с отечественной группировки спутников.
Сегодня технологии спутникового мониторинга активно внедряются на железнодорожном транспорте. Они обладают такими преимуществами, как глобальность, стабильность, объективность, высокая периодичность, наличие архивов долговременных непрерывных наблюдений и доступность.
Подчеркивая значимость внедрения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте, заместитель председателя ОУС, первый заместитель Генерального директора ОАО "ВНИИЖТ" по науке М.М. Железнов в своем докладе обозначил основные области применения данных дистанционного зондирования для мониторинга железнодорожной инфраструктуры:
• информационное сопровождение на начальной стадии изыскания и проектирования для комплексных инфраструктурных проектов, в том числе для реализации мегапроекта "Транс-Евразийский пояс RAZVITIE" (ТЕПР);
• мониторинг ландшафтных изменений, выявление потенциально-опасных участков;
• мониторинг известных потенциально-опасных участков, определенных в перечне управления пути;
• отслеживание развития чрезвычайных ситуаций (паводки, наводнения, пожары), в первую очередь, на территориях, предрасположенных к их циклическому повторению.
В ходе обсуждения членами Совета также отмечено, что применение технологий спутникового мониторинга целесообразно внедрять для решения задач оценки пропускной способности железнодорожных линий и выявления макротерриториальных деформаций пути, в том числе в районах организации тяжеловесного движения.
В докладе А.С. Василейского, руководителя Центра внедрения космических технологий ОАО "НИИАС", представлены результаты выполнения ОАО "НИИАС" работ по внедрению на участке Туапсе–Адлер Северо-Кавказской железной дороги инновационных технологических решений по использованию материалов спутниковой съемки для мониторинга потенциально опасных природно-технических воздействий на объектах железнодорожной инфраструктуры.
В рамках дальнейшего расширения внедрения технологии мониторинга с использованием данных спутниковой съемки на участках сети железных дорог целесообразно рассмотреть Восточный полигон (участки Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей), функционирующий в сложных инженерно-геологических и ландшафтно-климатических условиях, в т. ч. в зоне распространения многолетнемерзлых пород.
С целью организации детальной проработки возможностей использования методов спутникового дистанционного зондирования в составе комплексной системы геотехнического мониторинга железнодорожной инфраструктуры принято решение о создании рабочей группы при ОУС ОАО "РЖД" с привлечением специалистов профильных научно-исследовательских институтов и организаций.
Кроме того, в выступлении заместителя директора Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН, академика РАН А.С. Бугаева отмечено, что для предсказания опасности схода снежных лавин в районах прохождения железнодорожных путей целесообразно применять не только технологии спутникового мониторинга, но и беспилотные летательные аппараты.
Таким образом, в рамках обсуждения принято решение о необходимости внедрения комплексных мер на основе совместного использования технологии спутникового и традиционного наземного мониторинга железнодорожной инфраструктуры.
В ходе обсуждения второго вопроса – о задачах научных организаций по обеспечению внедрения альтернативной энергетики на основе топливных элементов на железнодорожном транспорте – с докладами выступили: заведующий отделением "ТПС" ОАО "ВНИИЖТ" А.В. Заручейский, начальник ОКБ ООО "Завод электрохимических преобразователей" Д.Г. Кондратьев, глава группы компаний "УралИнтех" С.В. Никифоров и заведующий Отделом функциональных неорганических материалов Института проблем химической физики РАН Ю.А. Добровольский.
Участники заседания отметили перспективность развития альтернативной энергетики на основе топливных элементов различного типа, особенно твердооксидных и твердополимерных, что позволит повысить экологичность железнодорожного транспорта и приведет к снижению затрат энергии на тягу.
Выделены следующие перспективные направления применения топливных элементов на железнодорожном транспорте:
• резервные источники электроснабжения;
• источники электроснабжения удаленных объектов;
• внутреннее снабжение специализированных вагонов;
• тяговые модули маневровых и магистральных локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специального подвижного состава, для содержания и ремонта инфраструктуры в жестких экологических условиях;
• беспилотная авиация для проведения мониторинга железнодорожной инфраструктуры.
С целью создания тягового модуля на основе топливных элементов необходима концентрация усилий ученых и конструкторов как в области проектирования нового подвижного состава, так и создания автономных источников тока. В связи с этим на базе ОАО "ВНИИЖТ" планируется создать центр интеграции компетенций представителей академической науки и возможностей производителей топливных элементов.
В перспективе компетенции, связанные с разработкой и эксплуатацией альтернативных источников энергии на основе топливных элементов, необходимо внедрять в учебный процесс. С этой целью МИИТу, как одному из передовых транспортных вузов, рекомендовано совместно с ОАО "ВНИИЖТ" реализовать пилотный проект по вовлечению студентов в процесс применения альтернативных источников энергии на железнодорожном транспорте.
Следующее заседание Объединенного ученого совета ОАО "РЖД" состоится 27 ноября 2014 года.