В ОАО "ВНИИЖТ" состоялось очередное заседание Объединенного ученого совета ОАО "РЖД".

Очередное заседание Объединенного ученого совета ОАО "РЖД", которое состоялось 29 октября 2014 года, было посвящено комплексному рассмотрению двух инновационных направлений развития железнодорожных исследований:
• разработке методов и технологий спутникового мониторинга железнодорожной инфраструктуры;
• развитию альтернативной энергетики на основе топливных элементов. В рамках первого вопроса выступил заместитель директора Института космических исследований РАН Е.А. Лупян с докладом о результатах проведенных исследований по данной тематике в рамках совместного с ОАО "НИИАС" гранта ориентированных фундаментальных исследований, финансируемого РФФИ совместно с ОАО "РЖД".
В последние годы спутниковые технологии стали активно переходить из области фундаментальных исследований в область практического применения, что обусловлено увеличением числа спутниковых систем дистанционного зондирования Земли, повышением доступности данных и расширением технических возможностей их обработки.
Однако для достижения технологической независимости от иностранных поставщиков при организации мониторинга железнодорожной инфраструктуры с использованием спутниковых технологий необходимо перейти к преимущественному использованию материалов съемки с отечественной группировки спутников.
Сегодня технологии спутникового мониторинга активно внедряются на железнодорожном транспорте. Они обладают такими преимуществами, как глобальность, стабильность, объективность, высокая периодичность, наличие архивов долговременных непрерывных наблюдений и доступность.
Подчеркивая значимость внедрения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте, заместитель председателя ОУС, первый заместитель Генерального директора ОАО "ВНИИЖТ" по науке М.М. Железнов в своем докладе обозначил основные области применения данных дистанционного зондирования для мониторинга железнодорожной инфраструктуры:
• информационное сопровождение на начальной стадии изыскания и проектирования для комплексных инфраструктурных проектов, в том числе для реализации мегапроекта "Транс-Евразийский пояс RAZVITIE" (ТЕПР);
• мониторинг ландшафтных изменений, выявление потенциально-опасных участков;
• мониторинг известных потенциально-опасных участков, определенных в перечне управления пути;
• отслеживание развития чрезвычайных ситуаций (паводки, наводнения, пожары), в первую очередь, на территориях, предрасположенных к их циклическому повторению.
В ходе обсуждения членами Совета также отмечено, что применение технологий спутникового мониторинга целесообразно внедрять для решения задач оценки пропускной способности железнодорожных линий и выявления макротерриториальных деформаций пути, в том числе в районах организации тяжеловесного движения.
В докладе А.С. Василейского, руководителя Центра внедрения космических технологий ОАО "НИИАС", представлены результаты выполнения ОАО "НИИАС" работ по внедрению на участке Туапсе–Адлер Северо-Кавказской железной дороги инновационных технологических решений по использованию материалов спутниковой съемки для мониторинга потенциально опасных природно-технических воздействий на объектах железнодорожной инфраструктуры.
В рамках дальнейшего расширения внедрения технологии мониторинга с использованием данных спутниковой съемки на участках сети железных дорог целесообразно рассмотреть Восточный полигон (участки Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей), функционирующий в сложных инженерно-геологических и ландшафтно-климатических условиях, в т. ч. в зоне распространения многолетнемерзлых пород.
С целью организации детальной проработки возможностей использования методов спутникового дистанционного зондирования в составе комплексной системы геотехнического мониторинга железнодорожной инфраструктуры принято решение о создании рабочей группы при ОУС ОАО "РЖД" с привлечением специалистов профильных научно-исследовательских институтов и организаций.
Кроме того, в выступлении заместителя директора Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН, академика РАН А.С. Бугаева отмечено, что для предсказания опасности схода снежных лавин в районах прохождения железнодорожных путей целесообразно применять не только технологии спутникового мониторинга, но и беспилотные летательные аппараты.
Таким образом, в рамках обсуждения принято решение о необходимости внедрения комплексных мер на основе совместного использования технологии спутникового и традиционного наземного мониторинга железнодорожной инфраструктуры.
В ходе обсуждения второго вопроса – о задачах научных организаций по обеспечению внедрения альтернативной энергетики на основе топливных элементов на железнодорожном транспорте – с докладами выступили: заведующий отделением "ТПС" ОАО "ВНИИЖТ" А.В. Заручейский, начальник ОКБ ООО "Завод электрохимических преобразователей" Д.Г. Кондратьев, глава группы компаний "УралИнтех" С.В. Никифоров и заведующий Отделом функциональных неорганических материалов Института проблем химической физики РАН Ю.А. Добровольский.
Участники заседания отметили перспективность развития альтернативной энергетики на основе топливных элементов различного типа, особенно твердооксидных и твердополимерных, что позволит повысить экологичность железнодорожного транспорта и приведет к снижению затрат энергии на тягу.
Выделены следующие перспективные направления применения топливных элементов на железнодорожном транспорте:
• резервные источники электроснабжения;
• источники электроснабжения удаленных объектов;
• внутреннее снабжение специализированных вагонов;
• тяговые модули маневровых и магистральных локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специального подвижного состава, для содержания и ремонта инфраструктуры в жестких экологических условиях;
• беспилотная авиация для проведения мониторинга железнодорожной инфраструктуры.
С целью создания тягового модуля на основе топливных элементов необходима концентрация усилий ученых и конструкторов как в области проектирования нового подвижного состава, так и создания автономных источников тока. В связи с этим на базе ОАО "ВНИИЖТ" планируется создать центр интеграции компетенций представителей академической науки и возможностей производителей топливных элементов.
В перспективе компетенции, связанные с разработкой и эксплуатацией альтернативных источников энергии на основе топливных элементов, необходимо внедрять в учебный процесс. С этой целью МИИТу, как одному из передовых транспортных вузов, рекомендовано совместно с ОАО "ВНИИЖТ" реализовать пилотный проект по вовлечению студентов в процесс применения альтернативных источников энергии на железнодорожном транспорте.
Следующее заседание Объединенного ученого совета ОАО "РЖД" состоится 27 ноября 2014 года.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Железнодорожный транспорт» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233