Главный вопрос 2020 года – тарифный. "ИА РЖД-Партнер.ру". 1 декабря 2020

О горячих вопросах, тенденциях и перспективах постковидной эпохи, о том, как на их решение может повлиять дискуссия в рамках конференции "Рынок транспортных услуг", которая пройдет 10 декабря, мы разговариваем с генеральным директором Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павлом Иванкиным.
– Павел Анатольевич, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на транспортном рынке в 2020 году? Какие события года более всего повлияли на его работу?
– Можно сказать, что год был интересный. Он позволил задуматься о будущем и выработать технологии, которые будут востребованы. Транспортники столкнулись с падением погрузки, и этот своеобразный передых позволил подумать о том, как и куда можно трансформировать рынок и какие новые технологии появятся?
В условиях глобального локдауна резко выросло количество информационных решений конкретно на железнодорожном транспорте: уровень IT-обеспечения, электронного документооборота, цифровые технологии. Это заслуга года. В оперативном режиме были продуманы и разработаны достаточно сильные технологии, которые позволяют сегодня говорить о прорыве в деле создания цифровой железной дороги.
Интересным год был и для пассажирских перевозок. Глобальное падение пассажирооборота заставило ФПК и пригородные компании отвечать на вызовы, искать пути решения, оптимизировать маршрутную сеть, искать альтернативные варианты загрузки. Локдаун стал точкой поиска нестандартных решений для пассажирских перевозок. В сегодняшней ситуации мы видим, что ФПК и пригородные компании с этим справились. И отложенный спрос, который сформировался весной, уже летом показал быструю тенденцию к восстановлению.
Отдельное спасибо можно сказать ТМХ, который в этих условиях сумел представить новую модель плацкартного вагона. Они не стояли, не жаловались на жизнь, а разработали и представили перспективный концепт.
Отдельно нужно отметить планы ОАО "РЖД" ввести в строй в 2020 года 226 особо значимых участков на Восточном полигоне. Несмотря ни на что, РЖД отчитываются, что работы идут по графику и все объекты войдут в строй. Если компании удастся это сделать, то надо признать хорошую работу отвечающих за это менеджеров. Особенно если учитывать, что в 2018 году, когда не было негативных факторов, с плановыми задачами на Восточном полигоне РЖД не справились.
Но, кроме положительного опыта для отрасли, сформировались довольно большие риски на будущее.
Главный из них – это финансовая нестабильность крупных игроков, включая РЖД. Часть операторов с этим справились, а некоторые грузовладельцы и РЖД получили серьезный урон, который они будут пытаться устранить. В каком виде это будет: рост тарифов, сокращение инвестиционной программы, снижение издержек? Пока вопрос открытый. Но уже ясно, что это риски последующих периодов, которые были сформированы в 2020 году.
– То есть год создал долгоиграющие тенденции по крайней мере на среднесрочную перспективу?
– Да. Грузовладельцам и операторам надо будет как-то компенсировать финансовую неустойчивость, которую они получили в этом году. А поскольку это бизнес, то надо понимать, что она будет компенсироваться через цены, сокращение персонала или прекращение индексации заработной платы. Эта ситуация будет отыгрываться еще год-два.
– Какие складывающиеся сейчас тенденции будут серьезным фактором для отрасли в 2021 году?
– За счет того, что РЖД сделали серьезный шаг вперед в области цифровых технологий, взаимоотношения между владельцем инфраструктуры и грузовладельцами будут все больше развиваться в сети. Уровень виртуального общения и электронного документооборота приведет к сокращению живого общения с персоналом. Трендом на 2021 год и далее будут коммерческие операции без участия персонала.
Пандемия создала у людей эффект страха. Фобия перед живым общением останется у многих людей и будет влиять на способы взаимодействия и коммуникации. Это тоже будет трендом на следующий год. Причем это можно сказать как для коммерческой работы операторских компаний, так и для вагоноремонта. Уже сейчас бесконтактные технологии работы предлагаются вагоноремонтными компаниями.
– Какие вопросы требуют обсуждения между регуляторами и транспортным сообществом в конце 2020 года?
– Пока на повестке дня вопрос о тарифной политике. Он стоит даже не на 2021 год, а на более дальнюю перспективу. Сегодня существует большое количество тарифных инициатив, которые требуют обсуждения. Если какие-то нововведения введут с 2024-го, то у бизнеса остается совсем немного времени, чтобы к ним адаптироваться. Для адаптации надо расставить точки над i. Тарифные инициативы – самое важное.
Еще необходимо решить вопросы с проведением ТОРа. Только через дискуссию, а не с помощью попыток ввести по-тихому какие-то приказы. Вопрос требует широкого обсуждения с привлечением всех участников перевозочного процесса и собственника инфраструктуры.
Ну нужно относить ответственность за ТОР только на операторов, которые, может быть, где-то выпускают на линию не очень качественные вагоны. Есть претензии и к инфраструктуре, где эксплуатируется вагон. Если вагон выходит исправным, идет более 2 недель по инфраструктуре и с ним что-то происходит, то говорить о том, что это вина оператора, очень спорно. Может быть, его неправильно спустили с сортировочной горки? Может быть, локомотив применил неправильную схему торможения? Все это требует обсуждения. Мне кажется, настало время сесть за стол и открыто проговорить все вопросы, объявить переходный период к подготовке к новым правилам и ввести их. Здесь нужна такая же прозрачность, как в тарифной политике.
– Кого бы Вы назвали человеком года в транспортной отрасли?
– Наверное, я бы назвал человеком года Сергея Шишкарева. Мало того, что он безупречно закрыл сделку по покупке "ТрансКонтейнера", он адаптировал свою группу к работе с ним даже с учетом конфликта команд. Мы видим, что ТК перестало лихорадить.
И он опять подружился с РЖД.
– Да, и это. Он подписал большое соглашение с РЖД. В принципе, мы видим, что группа "Дело" очень хорошо прошла кризис 2020 года. Понятно, что рост контейнерного транзита помог. Но тут виден и вклад Шишкарева. Он сумел за короткий промежуток времени привести ТК в рабочее состояние. Это делает его человеком года.
– Вы участвуете в конференции РТУ. Какие вопросы, на Ваш взгляд, нужно оперативно рассмотреть на конференции и довести позицию участников до регуляторов и владельца инфраструктуры?
– С учетом неясной позиции РЖД по вопросам индексации тарифов на 2021 год я бы еще раз обсудил вопрос сохранения принципа долгосрочной индексации тарифов. Отразил позицию участников в резолюции конференции и отправил ее регуляторам.
Будет также правильным заявить о том, что РЖД-Партнер и его профильные конференции (РТУ, "Грузовая панорама") готовы стать площадками, на которых можно широко и совместно обсуждать новый прейскурант и новые подходы к тарифной политике. Мы готовы выслушать на этой площадке предложения ОАО "РЖД", а редакция в течение 2021 года обеспечит кворум грузовладельцев для их широкого обсуждения. Чтобы к моменту принятия решения по этим документам в правительстве было понятно, что существует площадка, которая не просто защищает свои идеи, а дает возможность высказаться всем участникам рынка, включая мелкий и средний бизнес. Тарифный вопрос – самый горящий и самый непонятный на сегодняшний день.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Железнодорожный транспорт», «Логистика» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233