РОМИР: Простые удовольствия против непогоды.

Минувший сентябрь оказался урожайным для всех потребительских показателей. Вот и индекс Кофе с Молоком (КсМ) продолжил рост, начатый месяцем ранее. В сентябре показатель КсМ достиг отметки в 937 п.п., что на 4,5% больше августовского значения. Относительно сентября прошлого года КсМ вырос на 5%, что не дотягивает до накопленной за период инфляции в 6,4%, согласно расчетам Росстата. Тем не менее, можно говорить о том, что по своим номинальным значениям индекс Кофе с Молоком в сентябре оказался на одном из наиболее высоких значений за годы наблюдений. Рост КсМ в сентябре был обеспечен в первую очередь за счет покупки в повышенных объемах кофе и шоколада. Правда, в разрезе года объемы несколько уменьшились, но ситуацию спасли выросшие цены, что и обеспечило рост Индекса относительно прошлого года. Кофе с Молоком в Москве показал еще более бодрый рост более чем на 10% за месяц. Даже при выросших ценах на ингредиенты Индекса жители столицы купили их в повышенных объемах, особенно шоколад.
Индекс "Кофе с Молоком" (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 35 000 участников скан-панели в 181 городе России с населением от 10 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться "от хорошей жизни", в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса "Кофе с Молоком" являются, по сути, элементарным набором "простых удовольствий". Примечательно, что ценовой показатель "Кофе с Молоком" в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс "Кофе с Молоком" является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Минувший сентябрь оказался урожайным для всех потребительских показателей. Напомним, что общие расходы россиян после многомесячной стагнации в сентябре пошли в рост, прибавив 4,8% относительно августа. Средний чек тоже поправился на 6% в сентябре по сравнению с последним летним месяцем. Вот и индекс Кофе с Молоком продолжил рост, начатый месяцем ранее. В сентябре показатель КсМ достиг отметки в 937 п.п., что на 4,5% больше августовского значения.
Относительно сентября прошлого года КсМ вырос на 5%, что не дотягивает до накопленной за период инфляции в 6,4%, согласно расчетам Росстата. Тем не менее, можно говорить о том, что по своим номинальным значениям индекс Кофе с Молоком в сентябре оказался на одном из наиболее высоких значений за годы наблюдений. Выше его показатель был зафиксирован только в декабре прошлого года и марте текущего (см. Диаграмму 1). Тяга к простым удовольствиям у россиян возвращается. Кофе и шоколад из своего рациона потребители исключать пока не намерены.
Диаграмма 1. Динамика Индекса "Кофе с Молоком". Январь 2012 – сентябрь 2016

Рост индекса КсМ в разрезе месяца был обеспечен такими факторами, как увеличение доли домохозяйств, которые покупали кофе (+2%) и шоколад (+5%). При этом при почти неизменных ценах на ингредиенты Индекса, за исключением воды (-10,7%), выросли объемы покупки самых важных удовольствий. Кофе россияне купили в сентябре на 5,4% больше, чем месяцем ранее, а шоколада – на 13,6% больше.
Годовым же ростом Индекс в основном обязан, как раз наоборот, росту цен даже при некотором сокращении объемов. Так, цены на молоко за год выросли на +5,7%, на кофе – на +11,2%, а на шоколад – на +19,2%. Объемы покупки молока (-8,7%) и кофе (-10,9%) относительно сентября прошлого года россияне сократили. Однако увеличились объемы покупки шоколада – на +3,8%, а также воды – на +15%.
Таким образом, можно говорить о том, что уже второй месяц подряд, соскучившись по кофе и шоколаду, россияне наращивают их потребление, покупая их больше. Относительно прошлогоднего сентября рост индекса простых удовольствий обеспечивается, в первую очередь, за счет роста цен, особенно на кофе и шоколад. Тем не менее, даже растущие цены не мешают россиянам покупать шоколада все больше.
В Москве рост индекса Кофе с Молоком по итогам сентября оказался еще более мощным, чем в целом по стране. Напомним, что и общие расходы москвичей в сентябре выросли на 13% относительно августа, и средний чек за месяц подрос почти на 10%. Вот и КсМ в первый осенний месяц показал в столице рост на 10,4%, поднявшись до отметки в 1130 п.п. Правда, в разрезе года рост столичного Индекса оказался скромнее, чем в среднем по стране, и составил 2,2%.
В целом, можно говорить о восстановлении Индекса в столице после летнего провала. Однако на фоне многолетних наблюдений показатель последнего месяца в вопросе простых удовольствий остается где-то на серединных значениях прошлого и текущего года (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2. Динамика Индекса "Кофе с Молоком" в Москве. Январь 2012 – сентябрь 2016

Итак, рост КсМ в Москве оказался возможен благодаря росту пенетрации, особенно по кофе (+6%) и шоколаду (+13%). То есть больше семей приобрели эти продукты в сентябре, чем месяцем ранее. Но в еще большей степени на рост индекса в столице повлияли, безусловно, выросшие цены на кофе (+11,9%), молоко (+4,1%) и шоколад (+3,1%). При этом москвичи объемов покупки этих категорий не сократили. В сентябре они купили больше и кофе (+2,9%), и шоколада (+14,8%).
А вот в разрезе года рост оказался более скромным из-за компенсационных процессов – сокращение объемов на фоне роста цен. Так, относительно сентября прошлого года жители столицы купили меньше кофе (-11,3%), молока (-11,4%) и шоколада (-1,3%). Таковой, видимо, можно назвать реакцию на выросшие цены на эти ингредиенты Индекса. За молоко москвичи платили в минувшем сентябре на +9,4% больше, чем годом ранее. Цены же на кофе и шоколад за год в столице выросли на 13%.
То есть в целом мы видим, что москвичи еще находили ресурсы для того, чтобы себя побаловать Кофе с Молоком в холодном и дождливом прошедшем сентябре. Но относительно года предыдущего объемы простых удовольствий все же сокращаются.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Рынок молока», «Кондитерская промышленность», «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233