Технологический и ценовой аудит инвестпроектов ОАО "ФСК ЕЭС": мнение экспертов.
15.05.2015 в 09:51 | Открытое правительство | Advis.ru
Экспертный совет при Правительстве РФ подготовил свое заключение по итогам общественного обсуждения результатов публичного независимого технологического и ценового аудита (ТЦА) инвестпроектов ОАО "ФСК ЕЭС" (ФСК) в 2014 году. Эксперты выявили ряд недочетов при проведении аудита и рекомендовали компании актуализировать корпоративный стандарт ТЦА и внести изменения в типовое техническое задание на его проведение.
Обеспечить проведение обязательного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием Правительству поручил Президент. Для сопровождения этого процесса создана рабочая группа Экспертного совета при Правительстве, проводится экспертное обсуждение крупнейших инвестпроектов с госучастием. Опыт сопровождения этих проектов лег в основу разработанной Экспертным советом и утвержденной Правительством "дорожной карты" поэтапного внедрения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий.
Среди недостатков в проведении ТЦА ФСК эксперты отметили крайне малое количество данных об аналогичных проектах, с которыми можно было бы сопоставить проекты компании, и ограниченность сравнения ценовых решений. Сопоставление с зарубежными аналогами, по их словам, отсутствует полностью.
"Использование в качестве объектов сравнения зарубежных проектов-аналогов может повысить эффективность проекта с учетом потенциала использования более современных технологий, оборудования, методик строительств и т.п.", — отмечается в экспертном заключении.
Использование рекомендаций аудиторов по итогам такого сравнения, по мнению экспертов, может помочь менеджменту компании сформировать предложения по корректировке неэффективных строительных методик и нормативов, задерживающих инновационное развитие отрасли.
В своем заключении эксперты также обратили внимание на то, что сметная документация по ряду проектов была подготовлена сравнительно давно — до трех-четырех лет назад, что сделало невозможным проведение полноценного ценового аудита в отдельных случаях. Эксперты рекомендовали компании обновлять сметную документацию с учетом текущих цен — это поможет в том числе и в бюджетировании, и во внутреннем планировании.
По некоторым проектам, как отмечается в заключении, отсутствовала финансовая модель, и подтвердить отдельные финансово-экономические параметры проекта оказалось невозможно. Кроме того, по ряду проектов ценовой аудит нельзя было провести из-за непредоставления сметной документации.
Что касается анализа целесообразности инвестпроектов ФСК, то основные замечания экспертов касались подтверждения обоснованности их реализации и выбора места расположения новых объектов электроэнергетики. Необходимость строительства зачастую подтверждается лишь фактом включения проекта в схемы и программы перспективного развития электроэнергетики.
"Соответствующие прогнозные данные не подвергались критическому анализу в должной мере по всем проектам. При этом работа по анализу целесообразности выполнения инвестиционного проекта была предусмотрена техническими заданиями на проведение ТЦА", — говорится в заключении.
Кроме того, эксперты подчеркнули необходимость учета изменений экономических и других условий на территориях строительства объектов ФСК, которые произошли с момента включения проекта в инвестпрограмму и начала его реализации. Это особенно важно с учетом длительности строительства объектов энергетики.
Эксперты считают необходимым при проведении ТЦА выявлять факторы риска, которые делают реализацию инвестпроекта нецелесообразной. В качестве примера они привели проект строительства ВЛ 220 кВ "Уренгойская ГРЭС – Мангазея N 1,2", в котором полностью реализовались все ранее не учтенные факторы риска, связанные с развитием собственной генерации Ванкорской группы нефтегазовых месторождений. В результате объект в обозримой перспективе будет загружен по минимуму.
Эксперты рекомендовали ФСК в будущем более тщательно подходить к отбору проектов на различных стадиях для проведения ТЦА. Кроме того, они предложили пересмотреть подход к ценообразованию на услуги ТЦА и не ограничивать стоимость искусственно, привязывая ее к лимиту, установленному постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года N 382. Такая привязка, по мнению Экспертного совета, не позволяет привлекать широкий спектр аудиторских организаций и проводить качественный аудит.
В заключении ФСК предлагается совместно с экспертами сформировать список инвестпроектов, подлежащих ТЦА в 2015 году, и выработать предложения по тому, как результаты ТЦА могли бы использоваться для актуализации программ перспективного развития электроэнергетики.
Обеспечить проведение обязательного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием Правительству поручил Президент. Для сопровождения этого процесса создана рабочая группа Экспертного совета при Правительстве, проводится экспертное обсуждение крупнейших инвестпроектов с госучастием. Опыт сопровождения этих проектов лег в основу разработанной Экспертным советом и утвержденной Правительством "дорожной карты" поэтапного внедрения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий.
Среди недостатков в проведении ТЦА ФСК эксперты отметили крайне малое количество данных об аналогичных проектах, с которыми можно было бы сопоставить проекты компании, и ограниченность сравнения ценовых решений. Сопоставление с зарубежными аналогами, по их словам, отсутствует полностью.
"Использование в качестве объектов сравнения зарубежных проектов-аналогов может повысить эффективность проекта с учетом потенциала использования более современных технологий, оборудования, методик строительств и т.п.", — отмечается в экспертном заключении.
Использование рекомендаций аудиторов по итогам такого сравнения, по мнению экспертов, может помочь менеджменту компании сформировать предложения по корректировке неэффективных строительных методик и нормативов, задерживающих инновационное развитие отрасли.
В своем заключении эксперты также обратили внимание на то, что сметная документация по ряду проектов была подготовлена сравнительно давно — до трех-четырех лет назад, что сделало невозможным проведение полноценного ценового аудита в отдельных случаях. Эксперты рекомендовали компании обновлять сметную документацию с учетом текущих цен — это поможет в том числе и в бюджетировании, и во внутреннем планировании.
По некоторым проектам, как отмечается в заключении, отсутствовала финансовая модель, и подтвердить отдельные финансово-экономические параметры проекта оказалось невозможно. Кроме того, по ряду проектов ценовой аудит нельзя было провести из-за непредоставления сметной документации.
Что касается анализа целесообразности инвестпроектов ФСК, то основные замечания экспертов касались подтверждения обоснованности их реализации и выбора места расположения новых объектов электроэнергетики. Необходимость строительства зачастую подтверждается лишь фактом включения проекта в схемы и программы перспективного развития электроэнергетики.
"Соответствующие прогнозные данные не подвергались критическому анализу в должной мере по всем проектам. При этом работа по анализу целесообразности выполнения инвестиционного проекта была предусмотрена техническими заданиями на проведение ТЦА", — говорится в заключении.
Кроме того, эксперты подчеркнули необходимость учета изменений экономических и других условий на территориях строительства объектов ФСК, которые произошли с момента включения проекта в инвестпрограмму и начала его реализации. Это особенно важно с учетом длительности строительства объектов энергетики.
Эксперты считают необходимым при проведении ТЦА выявлять факторы риска, которые делают реализацию инвестпроекта нецелесообразной. В качестве примера они привели проект строительства ВЛ 220 кВ "Уренгойская ГРЭС – Мангазея N 1,2", в котором полностью реализовались все ранее не учтенные факторы риска, связанные с развитием собственной генерации Ванкорской группы нефтегазовых месторождений. В результате объект в обозримой перспективе будет загружен по минимуму.
Эксперты рекомендовали ФСК в будущем более тщательно подходить к отбору проектов на различных стадиях для проведения ТЦА. Кроме того, они предложили пересмотреть подход к ценообразованию на услуги ТЦА и не ограничивать стоимость искусственно, привязывая ее к лимиту, установленному постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года N 382. Такая привязка, по мнению Экспертного совета, не позволяет привлекать широкий спектр аудиторских организаций и проводить качественный аудит.
В заключении ФСК предлагается совместно с экспертами сформировать список инвестпроектов, подлежащих ТЦА в 2015 году, и выработать предложения по тому, как результаты ТЦА могли бы использоваться для актуализации программ перспективного развития электроэнергетики.