Новое ослабление рубля вынудило россиян еще больше экономить на продуктах.
Финансовые услуги » Макроэкономика
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
07.10.2015 в 14:17 | Quote | Advis.ru
Негативное влияние новой волны девальвации рубля в июле–августе заметило подавляющее большинство россиян среднего класса. Об этом свидетельствуют опубликованные в среду, 7 октября, результаты периодического исследования Sberbank CIB "Потребительский индекс Иванова", с помощью которого оценивается потребительская уверенность россиян — представителей среднего класса.
Согласно последнему исследованию, отрицательные последствия новой девальвации отметили 80% респондентов. 66% опрошенных назвали следствием девальвации возросшие цены на некоторые продукты, 50% заявили об общем ухудшении экономической ситуации, 42% увидели влияние девальвации в удорожании электроники. Никакого влияния девальвации рубля не увидели только 7% участников опроса.
Ослабление рубля с 55 руб. за доллар в начале июля до примерно 71 руб. за доллар в конце августа существенно повлияло на потребительское поведение россиян среднего класса. Почти половина (45%) из них стала меньше тратить на продукты из-за их подорожания. 39% сократили расходы на одежду и обувь. Более трети респондентов (36%) заявили, что сократили вообще все расходы, опасаясь дальнейшего ухудшения экономической ситуации.
Кроме того, 11% участников опроса заявили, что из-за девальвации рубля начали запасаться продуктами, опасаясь дальнейшего роста цен. 8% респондентов приобрели электронику, покупку которой до этого откладывали. В то же время пятая часть россиян среднего класса (21%) заявила, что летнее обесценивание рубля никак не повлияло на их потребительское поведение.
Поведение россиян во время последней девальвации в целом совпадает с их поведением в первом квартале после резкого обесценивания рубля в декабре, когда 54% из них стали сокращать расходы на еду, а 11% стали покупать электронику. Однако в случае с падением рубля в июле–августе реакция потребителей в большей степени обусловлена эмоциями, говорит аналитик Sberbank CIB Михаил Красноперов.
По его словам, предыдущий раунд девальвации ускорил темп роста инфляции с 10% до 25%, однако эффект от недавнего обвала рубля экономисты Sberbank CIB оценивают лишь в 0,5 п.п. и не ожидают, что он усилится в дальнейшем. "В данном случае мы видим эмоциональные опасения потребителей, нежели реальное ухудшение экономики домохозяйств. Таким образом, можно говорить, что потребитель увидел девальвацию, испугался ее и стал перестраиваться под ожидаемую инфляцию", — говорит Красноперов.
По его словам, когда россияне увидят, что резкого роста инфляции не произошло, они вновь перейдут к более спокойной модели потребления.
В целом потребительская уверенность представителей российского среднего класса по сравнению со вторым кварталом 2015 года значительно ухудшилась. Итоговый индекс потребительской уверенности за это время опустился с минус 14% до минус 24%. Это даже ниже, чем в первом квартале года, когда индекс составлял минус 22%. Доля россиян среднего класса, не имеющих накоплений, в третьем квартале не изменилась и осталась на уровне 39%. В то же время доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, уменьшилась с 7,9% во втором квартале 2015 года до 7,3%.
Согласно последнему исследованию, отрицательные последствия новой девальвации отметили 80% респондентов. 66% опрошенных назвали следствием девальвации возросшие цены на некоторые продукты, 50% заявили об общем ухудшении экономической ситуации, 42% увидели влияние девальвации в удорожании электроники. Никакого влияния девальвации рубля не увидели только 7% участников опроса.
Ослабление рубля с 55 руб. за доллар в начале июля до примерно 71 руб. за доллар в конце августа существенно повлияло на потребительское поведение россиян среднего класса. Почти половина (45%) из них стала меньше тратить на продукты из-за их подорожания. 39% сократили расходы на одежду и обувь. Более трети респондентов (36%) заявили, что сократили вообще все расходы, опасаясь дальнейшего ухудшения экономической ситуации.
Кроме того, 11% участников опроса заявили, что из-за девальвации рубля начали запасаться продуктами, опасаясь дальнейшего роста цен. 8% респондентов приобрели электронику, покупку которой до этого откладывали. В то же время пятая часть россиян среднего класса (21%) заявила, что летнее обесценивание рубля никак не повлияло на их потребительское поведение.
Поведение россиян во время последней девальвации в целом совпадает с их поведением в первом квартале после резкого обесценивания рубля в декабре, когда 54% из них стали сокращать расходы на еду, а 11% стали покупать электронику. Однако в случае с падением рубля в июле–августе реакция потребителей в большей степени обусловлена эмоциями, говорит аналитик Sberbank CIB Михаил Красноперов.
По его словам, предыдущий раунд девальвации ускорил темп роста инфляции с 10% до 25%, однако эффект от недавнего обвала рубля экономисты Sberbank CIB оценивают лишь в 0,5 п.п. и не ожидают, что он усилится в дальнейшем. "В данном случае мы видим эмоциональные опасения потребителей, нежели реальное ухудшение экономики домохозяйств. Таким образом, можно говорить, что потребитель увидел девальвацию, испугался ее и стал перестраиваться под ожидаемую инфляцию", — говорит Красноперов.
По его словам, когда россияне увидят, что резкого роста инфляции не произошло, они вновь перейдут к более спокойной модели потребления.
В целом потребительская уверенность представителей российского среднего класса по сравнению со вторым кварталом 2015 года значительно ухудшилась. Итоговый индекс потребительской уверенности за это время опустился с минус 14% до минус 24%. Это даже ниже, чем в первом квартале года, когда индекс составлял минус 22%. Доля россиян среднего класса, не имеющих накоплений, в третьем квартале не изменилась и осталась на уровне 39%. В то же время доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, уменьшилась с 7,9% во втором квартале 2015 года до 7,3%.