Бунт воронежских производителей: "Новые правила торговли загоняют нас в минуса!". "ABIREG". 13 марта 2017

Поправки в закон "О торговле", принятые в июле 2016 года, поменяли торговые условия на воронежском рынке продуктов питания. С одной стороны, закон освободил производителей от обязанности платить ритейлерам бонусы за то, что они берут продукцию на свои прилавки. С другой стороны, в ответ на такой "игнор" их услуг, но главное, чтобы не допустить падение выручки, торговые сети начали заставлять производителей снижать цены поставки. В итоге воронежские поставщики, для которых "старался закон", открыто заявляют, что не выиграли от новых правил торговли. В условиях нового рынка им с трудом работается, а порой и на грани убыточности.
Новые правила торговли прессуют воронежских производителей
Договоры с учетом изменений в законе о торговле ритейлеры и поставщики начали составлять с конца прошлого года, но негативные последствия новых рыночных условий стали заметны в этом году.
Напомним, речь в поправках к закону идет об ограничении до 5% ретробонуса для торговой сети, и сегодня фактически он составляет 4,2% с учетом НДС. Ранее вознаграждение ритейлера за то, что он взял товар на свои прилавки, составлял 10% от стоимости закупленного товара. В эти бонусы включены рекламные, маркетинговые и логистические услуги по продвижению продукции. Кроме того, изменения затронули и сроки оплаты товаров. Они сократились до 8-40 дней вместо действующих ранее 10-45 дней.
С одной стороны, целью государства в принятии поправок к закону о торговле было защитить производителя от высоких издержек на бонусы сетям и за счет этого сделать товары более доступными для покупателя. По логике законодателей: чем ниже издержки на бонусы, тем адекватней цена для поставки в торговую сеть и тем доступней, то есть ниже, цена на прилавке для конечного потребителя. Но с другой стороны, новые правила не только не облегчили жизнь локальных, в частности воронежских, товаропроизводителей, но вынуждают их даже "уходить в минуса", чтобы выдержать удар от условий нового рынка.
Как оказалось, изначальные планы на то, что производители будут благодарны за снижение издержек на ретробонусы, привели лишь к их недовольству. Воронежские поставщики высказали свои сомнения по поводу необходимости новых правил торговли в местной Торгово-промышленной палате (ТПП) на совете рынка под председательством начальника управления по взаимодействию с органами государственной власти Центрально-Черноземного дивизиона торговой сети "Пятёрочка", депутата липецкого облсовета Романа Черешнева. В дискуссии приняли участие с десяток воронежских компаний – АО "Мукомольный комбинат "Воронежский", кондитерский комбинат "Сажинский", ООО "Давыдовский овощесушильный завод", СПК "Воронежский тепличный комбинат", ООО "Бобровский мясокомбинат" и другие.
Новый рынок: ритейлер "добирает" выручку за счет снижения цены закупки – поставщик продает по невыгодной "минималке"
Представители воронежских компаний констатировали: новые правила лишь ухудшили условия работы с ритейлерами. Поставщики обозначили то, что не захотел учесть закон. После отмены прежнего размера ретробонуса торговые сети любыми способами "добивают" свою прибыль, чтобы не упасть ниже прежнего уровня рентабельности (около 2%). При этом все согласились, что ритейлер вынужден это делать, так как затратная часть для него остается неизменной, а падение выручки он допустить не может. И по сути, никто не виноват, так как такую схему работы начали диктовать новые условия на рынке торговли.
Наибольшее недовольство поставщиков вызывает то, что новые условия заставляют их снижать отгрузочные цены и порой даже "уходить в минуса". Потому что, хотя они теперь и не платят ретробонус ритейлеру, сети отказываются покупать по прежнему прайсу, требуя снижать цены пропорционально уменьшению бонуса, то есть, в среднем на 10%.
При этом воронежские сети делают наценку на товар в размере 25-30%, и в таких условиях поставщикам реально торговать на большие партии, так как есть спрос у потребителя. С крупными федеральными сетями, как заявили участники дискуссии, им сложнее – наценка доходит до 65% при том, что продают в сеть производители и так по "минималке".
Недостатки новых рыночных условий в Воронеже пояснила "Абирегу" замдиректора Бобровского мясокомбината Ирина Кабацкая: "Раньше у нас были условия в сети: 10% ретробонус и еще дополнительно 5% маркетинг, итого 15%. В итоге после поправок в закон о торговле их отменили и оставили 5%. Мы должны были по идее получить от этого снижения выгоду. Но мы снизили и свои цены в среднем на 10%. Мы не платим бонусы, но у нас их "забрали в цену": мы поставляли по 100 рублей, а теперь по 90 или 80. Если бы закон был так осуществлен – убрали 10% ретробонуса, а цена поставки осталась бы прежней, тогда да, мы бы понимали выгоду. А сейчас есть продукты, которые мы продаем ниже себестоимости. Потому что нам изначально сказали, что цена на полке не повысится".
Ритейлеры отказываются повышать цену на полках и жестко штрафуют за всё
Воронежские товаропроизводители высказались "за" повышения цены на их товары на полках, так как это помогло бы им повысить цены на поставку в сеть. Однако ритейлеры в этом году по непонятным для поставщиков причинам отказываются. Раньше, по условиям договоров с сетями, поставщик имел право повышать цену до четырех раз в год. Это ему, конечно, выгодно, так как повышает отгрузочные цены.
"Сегодня в условиях договора это тоже есть: раз в три месяца мы можем обратиться в торговую сеть и предложить повысить цены на наши товары, – пояснила Ирина Кабацкая. – Всегда были какие-то вопросы в работе с сетями. Мы планировали, например, четыре повышения, но сети могли дать одно, максимум два повышения. За прошлый год мы подняли цену только один раз, осенью второй раз нам уже не дали. А в этом году вообще не дают повышать. На все письма, которые мы пишем, не получаем обратной связи".
Некоторые товаропроизводители заподозрили само государство в отказе повышать наценки, чтобы не росла цена для конечного потребителя. Роман Черешнев не согласился с таким предположением. По его мнению, законодатель в первую очередь озабочен регулированием конкуренции на потребительском рынке. "Государство не участвует в ценообразовании, все законы применяются, чтобы сбалансировать административными методами рыночную силу федеральных торговых сетей и локальных товаропроизводителей", – заявил господин Черешнев. Главным аргументом ритейлеров не повышать цены на полках он считает дефляцию, которая и обеспечивает стабильность цен в 2017 году: "Производители требуют от сетей поднять закупочную цену, но как они могут это сделать в рамках дефляции?"
Другим новым жестким методом воронежских ритейлеров, чтобы "добрать выручку", поставщики назвали введение большого количества штрафов. Буквально за любую оплошность – будь то несоответствие заказу, неправильная маркировка на товаре, недовоз, пересорт – региональные сети штрафуют по 50 тыс. рублей. Санкции за нарушения были и раньше, но прописывал их ритейлер в допсоглашении к договору в проценте от партии заказа, а теперь в конкретной сумме. "Даже если товара в сеть поставили на 3 тыс. рублей, штраф 50 тыс. рублей!" – возмущаются воронежские поставщики.
Ярмарки и киоски – не альтернатива
Что касается альтернативных торговым сетям площадок для местной продукции, таких как ярмарки или киоски, в Воронеже такие варианты не "прокатывают". В прошлом году в городе снесли около 700 ларьков, которые занимались розницей.
Разрешенных воронежской мэрией точек продаж на ярмарках также очень мало. Даже если и получается выехать туда с продукцией, то сразу появляются слишком много ограничений и формальностей от городских властей – определенное архитектурное решение и прочее. По мнению местных производителей, это не помогает им продать продукцию, а скорее отталкивает от участия в ярмарочной торговле. "Есть всего четыре точки, где мы можем поработать на ярмарке, и это на миллионный город!" – привел пример представитель местной компании.
Роман Черешнев удивился такой ситуации по воронежским точкам альтернативной торговли, ведь в Липецке, где он является депутатом облсовета, у производителей нет таких проблем и больше свободы для уличной торговли.
В итоге, не на бумаге, а в реальности получилось, что государство, конечно, потрудилось для облегчения жизни локального производителя, но в ответ услышало: "Спасибо, нам не надо такой помощи". По логике должно было стать проще выйти на прилавки со своей продукцией, но так не вышло. На реальном рынке условия работы только ужесточились – и для поставщика, и для ритейлера. Конечно, обе стороны всеми способами стараются "добивать" свою выручку и сохранять прежнюю рентабельность. Но если раньше сотрудничество шло на понятных всем условиях, то теперь оно превратилось в поле боя. Внутри торговой схемы поставщик – ритейлер появилось много шероховатостей, которые лишь настраивают стороны на конфронтацию, чем на диалог.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Рынок мяса», «Рынок молока», «Овощи и фрукты», «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233