"Они выжимают все из производителей". Как федеральные сети захватили Кировскую область. "ФедералПресс". 15 марта 2019
15.03.2019 в 09:05 | ФедералПресс | Advis.ru
Кировские товаропроизводители жалуются на засилье федеральных сетей. Бизнесмены сетуют, что не могут попасть на полки федералов и терпят убытки. Если о размещении товара все-таки удается договориться, появляется другая проблема: производителей заставляют снижать цену продукта чуть ли не до себестоимости, и они снова несут убытки. Почему возникла такая ситуация, и как можно спасти местный бизнес – разбирался "ФедералПресс".
Надеялись на лучшее
Экс-депутат Кировской городской думы Алексей Кузьмин вспоминает, что массовый заход в Киров федеральных сетей встречался с большой "помпой". Жители надеялись увидеть в новых магазинах большой ассортимент продуктов по конкурентным ценам. Однако когда федералы обосновались в регионе, к ним стало возникать много вопросов по поводу отсутствия на полках товаров местных производителей, сомнительного качества завезенной продукции, вытеснения местного торгового бизнеса и минимальных налоговых отчислений в местные бюджеты.
Процесс захвата кировского рынка торговыми сетями был стремительным. В 2009 году в областном центре обосновались гипермаркет METRO и краснодарская сеть "Магнит". В 2010 году открылась "Карусель", в 2012 году появилась первая "Пятерочка". Тогда же Х5 Retail Group купила кировскую сеть "Экономная семья" из 24 магазинов. Такие крупные сделки УФАС зачастую одобряет с выдачей предписаний – особых условий, в соответствии с которыми компания может работать на территории региона. Однако в случае с "Пятерочкой" никаких особых условий выдвинуто не было. В 2013 году в Кирове появился "Бристоль", в 2014-м – магазины "Красное&Белое". В прошлом году открылся гипермаркет "Макси".
Еще в 2013 году доля сети магазинов "Глобус", которая на сегодня является фактически единственной крупной местной торговой сетью, составляла около 25% рынка розничной торговли в Кирове. "Магниту" оставалось около 10%, "Пятерочке" с "Каруселью" – 6,3%. К 2018 году ситуация кардинально изменилась – об этом говорит даже число магазинов. "Магнит" расширил свою сеть магазинов "у дома" в Кирове до 91 (еще 100 располагаются в районах), "Пятерочка" – до 78 (всего по области – 131 магазин), "Бристоль" – до 68 (всего 157 магазинов), "Красное&Белое" – до 79 (всего 129 точек). Крупнейшая местная сеть "Глобус" в Кирове представлена лишь 34 магазинами, еще двумя – в Слободском и Кирово-Чепецке.
При этом налоговые выплаты сетей все это время были, мягко говоря, скромными. Лишь в 2018 году один из федералов – компания "Тандер", представляющая магазины "Магнит" и "Магнит Косметик", вошла в топ-20 крупнейших налогоплательщиков региона. В двадцатку, кстати, вошло и ООО "Роксэт-С", представляющее сеть магазинов "Глобус". В топ-20 вошли и два крупных товаропроизводителя – завод по производству пива и безалкогольных напитков "Вятич" и "Кировский молочный комбинат". Сообщалось, что все они внесли в бюджет региона не менее 100 млн рублей налогов. В 2019 году кировский минфин опубликовал новый рейтинг налогоплательщиков, которые пополнили бюджет более чем на 150 млн рублей. В него снова вошли "Тандер", "Вятич" и "Кировский молочный комбинат", но выпал "Глобус". Другие федеральные сети, кроме "Магнита", в число крупнейших налогоплательщиков не вошли.
Многие эксперты считают, что столь широкое распространение сетей в итоге вызвало у производителей, жителей области и чиновников лишь разочарование. "По прошествии времени мы прекрасно видим, что набор продуктов на полках магазинов [федеральных сетей] в принципе не отличается разнообразием, а цены привлекательны лишь на акционные товары, – говорит Алексей Кузьмин. – Я прекрасно знаю, что один большой федеральный магазин при заходе в город требовал, например, от местных хлебопеков уменьшения отпускной цены путем снижения качества товара".
Больше, но дешевле
Действительно, о жестких методах работы федеральных сетей начали говорить буквально спустя несколько месяцев после появления в регионе первых магазинов. Правда, многие предприниматели, понимая, что в случае публичного скандала могут навсегда лишиться шанса попасть на полки федералов, предпочитали доносить свои жалобы до властей через бизнес-омбудсмена и Вятскую торгово-промышленную палату.
Непривычно сдержан при оценке деятельности федеральных сетей даже депутат Кировской городской думы, владелец "Котельничского молочного завода" Владимир Журавлев.
"Конечно, попасть на полки федералов непросто, – признается депутат. – Единственное, что спасло – у нас в области довольно сильная пищевка: и колбасная, и хлебная, и кондитерская, и молочная. Поначалу и "Пятерочка", и "Магнит" привозили сюда федеральные бренды молочной продукции, но потом они поняли, что это молоко не пользуется спросом – оно дороже, оно с большими сроками – фактически не портится. А своя продукция натуральнее, вкуснее, и, главное, дешевле. Поэтому потом они многие местные бренды взяли к себе достаточно легко".
Надеялись на лучшее
Экс-депутат Кировской городской думы Алексей Кузьмин вспоминает, что массовый заход в Киров федеральных сетей встречался с большой "помпой". Жители надеялись увидеть в новых магазинах большой ассортимент продуктов по конкурентным ценам. Однако когда федералы обосновались в регионе, к ним стало возникать много вопросов по поводу отсутствия на полках товаров местных производителей, сомнительного качества завезенной продукции, вытеснения местного торгового бизнеса и минимальных налоговых отчислений в местные бюджеты.
Процесс захвата кировского рынка торговыми сетями был стремительным. В 2009 году в областном центре обосновались гипермаркет METRO и краснодарская сеть "Магнит". В 2010 году открылась "Карусель", в 2012 году появилась первая "Пятерочка". Тогда же Х5 Retail Group купила кировскую сеть "Экономная семья" из 24 магазинов. Такие крупные сделки УФАС зачастую одобряет с выдачей предписаний – особых условий, в соответствии с которыми компания может работать на территории региона. Однако в случае с "Пятерочкой" никаких особых условий выдвинуто не было. В 2013 году в Кирове появился "Бристоль", в 2014-м – магазины "Красное&Белое". В прошлом году открылся гипермаркет "Макси".
Еще в 2013 году доля сети магазинов "Глобус", которая на сегодня является фактически единственной крупной местной торговой сетью, составляла около 25% рынка розничной торговли в Кирове. "Магниту" оставалось около 10%, "Пятерочке" с "Каруселью" – 6,3%. К 2018 году ситуация кардинально изменилась – об этом говорит даже число магазинов. "Магнит" расширил свою сеть магазинов "у дома" в Кирове до 91 (еще 100 располагаются в районах), "Пятерочка" – до 78 (всего по области – 131 магазин), "Бристоль" – до 68 (всего 157 магазинов), "Красное&Белое" – до 79 (всего 129 точек). Крупнейшая местная сеть "Глобус" в Кирове представлена лишь 34 магазинами, еще двумя – в Слободском и Кирово-Чепецке.
При этом налоговые выплаты сетей все это время были, мягко говоря, скромными. Лишь в 2018 году один из федералов – компания "Тандер", представляющая магазины "Магнит" и "Магнит Косметик", вошла в топ-20 крупнейших налогоплательщиков региона. В двадцатку, кстати, вошло и ООО "Роксэт-С", представляющее сеть магазинов "Глобус". В топ-20 вошли и два крупных товаропроизводителя – завод по производству пива и безалкогольных напитков "Вятич" и "Кировский молочный комбинат". Сообщалось, что все они внесли в бюджет региона не менее 100 млн рублей налогов. В 2019 году кировский минфин опубликовал новый рейтинг налогоплательщиков, которые пополнили бюджет более чем на 150 млн рублей. В него снова вошли "Тандер", "Вятич" и "Кировский молочный комбинат", но выпал "Глобус". Другие федеральные сети, кроме "Магнита", в число крупнейших налогоплательщиков не вошли.
Многие эксперты считают, что столь широкое распространение сетей в итоге вызвало у производителей, жителей области и чиновников лишь разочарование. "По прошествии времени мы прекрасно видим, что набор продуктов на полках магазинов [федеральных сетей] в принципе не отличается разнообразием, а цены привлекательны лишь на акционные товары, – говорит Алексей Кузьмин. – Я прекрасно знаю, что один большой федеральный магазин при заходе в город требовал, например, от местных хлебопеков уменьшения отпускной цены путем снижения качества товара".
Больше, но дешевле
Действительно, о жестких методах работы федеральных сетей начали говорить буквально спустя несколько месяцев после появления в регионе первых магазинов. Правда, многие предприниматели, понимая, что в случае публичного скандала могут навсегда лишиться шанса попасть на полки федералов, предпочитали доносить свои жалобы до властей через бизнес-омбудсмена и Вятскую торгово-промышленную палату.
Непривычно сдержан при оценке деятельности федеральных сетей даже депутат Кировской городской думы, владелец "Котельничского молочного завода" Владимир Журавлев.
"Конечно, попасть на полки федералов непросто, – признается депутат. – Единственное, что спасло – у нас в области довольно сильная пищевка: и колбасная, и хлебная, и кондитерская, и молочная. Поначалу и "Пятерочка", и "Магнит" привозили сюда федеральные бренды молочной продукции, но потом они поняли, что это молоко не пользуется спросом – оно дороже, оно с большими сроками – фактически не портится. А своя продукция натуральнее, вкуснее, и, главное, дешевле. Поэтому потом они многие местные бренды взяли к себе достаточно легко".