О готовности системы образования к началу учебного года часть 1.

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы собрались в преддверии 1 сентября. И, естественно, обсудим готовность системы образования к новому учебному году. Во всех регионах проверочные комиссии завершили проверку школ. Сейчас идут последние приготовления.
Оценим ситуацию на местах. Заслушаем некоторых руководителей регионов, где есть проблемы и какие-то предложения, как их устранить.
В этом году учиться придёт огромное число детей и в целом молодёжи – около 30 млн. Только за школьные парты сядет 15,5 млн школьников, это почти на миллион больше, чем год назад. Из них 1,8 млн детей пойдут в первый класс. В этом году первоклассников тоже у нас будет больше, чем в прошлом, на 100 тыс. человек.
Число детей, которые ходят в детские сады, также увеличивается и составит почти 7,3 млн человек. И большее количество пойдёт учиться в колледжи и техникумы.
При всем этом мы должны обеспечить им качественное образование. Нужно, чтобы интересно было учиться, учиться было комфортно. От того, какие условия для обучения будут созданы для детей совсем маленьких, школьников, студентов, зависит, какие результаты в целом покажет система образования и конкретные учащиеся.
У нас в стране почти 94 тыс. образовательных учреждений, из них 42 тыс. школ. К 1 сентября мы открываем 76 новых школ, а до конца года ещё 94. В них сможет учиться почти 100 тыс. человек. Динамика очень неплохая. Столько школ, сколько мы построили за последние два года, мы не строили никогда. Причём эти школы – действительно школы нового поколения, в которых внедряются передовые методики и технологии обучения, включая цифровые. Такие уникальные школы появляются во многих регионах, я часть из них посещал и, естественно, эту практику продолжу.
То, что мы сейчас отдаём столько сил строительству новых школ, не значит, конечно, что мы должны забыть о старых, уже действующих, они требуют не меньшего внимания. Многим из них нужен не только текущий, но и капитальный ремонт. И такая работа ведётся. Поэтому наша программа по обновлению школьных зданий, вообще школьной инфраструктуры включает не только строительство новых школ, но и капитальный ремонт существующих. За последние годы у нас сократилось количество школ, которые находятся в аварийном состоянии. С 2009 года, если взять эту точку отсчёта, почти в четыре раза. Тем не менее такие школы есть, и их, к сожалению, немало. Есть целый ряд регионов с более острой ситуацией: это и Дагестан, и Якутия, и Красноярский край, и Ростовская область, и Чеченская Республика, и некоторые другие.
Этим летом некоторые школы пострадали в результате чрезвычайных ситуаций – пожаров, наводнений. Это произошло в Приморском, Красноярском и Ставропольском краях, в Якутии, Бурятии, Кабардино-Балкарии и Ростовской области. Нужно сделать всё, чтобы дети из пострадавших регионов 1 сентября пошли в школу. Хотелось бы услышать доклад об этом.
Состояние школ – это, безусловно, личная ответственность глав регионов. Вы должны внимательно следить за тем, чтобы в школах были созданы соответствующие условия – как с точки зрения удобства, так и с точки зрения безопасности, соблюдения санитарных норм, противопожарных норм. Школы, независимо от того, где они находятся, старые они или новые, не должны нуждаться в чём-либо – от мелочей и заканчивая более серьёзными вещами. Я имею в виду и средства обучения, и учебники, и компьютеры, и высокоскоростной интернет, и более фундаментальные, сложные вещи, такие как современные спортзалы, столовые, транспорт, включая школьные автобусы. Напомню, только в текущем году на эти цели Правительством выделено 3 млрд рублей. И в прошлом году мы эту программу активно продвигали.
Если говорить о других уровнях образования, то там тоже с 1 сентября связывается начало работы и учёбы. Что касается детских дошкольных учреждений, с 2013 года было создано более 1,25 млн мест. Сегодня у нас практически нет очередей для детей от трёх до семи лет.
Есть отдельные регионы, где сложности сохраняются. Эту работу нужно довести до конца, в том числе и по другому сегменту – по возрастной группе до трёх лет. Эта работа сейчас ведётся.
Также поговорим о готовности к учебному году университетов, организаций среднего профессионального образования. Мы прогнозируем увеличение потока поступающих в колледжи, техникумы. Нужно поддерживать региональные программы развития среднего профессионального образования, имея в виду нашу потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах. И, естественно, не оставлять без внимания высшее образование.
Есть ещё одна проблема, на которую я хотел обратить внимание, она касается заработной платы педагогов. В некоторых регионах с этим есть проблемы. Хотел бы услышать и от глав регионов, и от министра о том, что делается для того, чтобы погасить задолженность в кратчайшие сроки.
Слово – Министру образования. Пожалуйста, Ольга Юрьевна.
О.Васильева: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Дмитрий Анатольевич уже отметил основные показатели системы образования накануне учебного года. Главным из основных направлений всегда остаётся обеспечение доступности и безопасности образования на всех его уровнях.
Дополню, что регионы продолжают мероприятия, направленные на доступное дошкольное образование, и только в этом году запланировано ввести 80 тыс. дополнительных мест. У нас развиваются активно вариативные формы: это и консультативные центры для родителей, и дошкольные группы, функционируют группы при вузах (что даёт возможность нашим молодым мамам учиться) и иных образовательных организациях. Увеличилась доля частных организаций дошкольного образования на 47% с числом участников и воспитанников в них – до 60%.
В последние два года, выполняя приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников», мы построили небывалое количество школ на небывалое количество мест. Могу сказать, что благодаря этим успехам мы полностью ликвидировали третью смену в Республике Ингушетия, Забайкальском крае и Тамбовской области.
Школы в рамках этого проекта (а это не только здания, это и современное оснащение, и Вы видели лаборатории, которые там есть) построены в республиках Ингушетия, Коми, Мордовия, в Чувашии, Чеченской Республике, Самарской, Саратовской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Ленинградской, Новгородской, Оренбургской областях, а также Пермском крае.
Очень важно, что параллельно с этим идёт продолжение работы по доступной среде, которая направлена на развитие инклюзивного образования на всех этапах – в школьном, дошкольном, общем среднем образовании и высшем образовании.
Очень важны цифры, которые я озвучу: 11 тыс. организаций примут 467 ребят с особыми образовательными потребностями. Хочу выделить три региона, в которых работа в этом направлении идёт наиболее успешно: это Ленинградская, Тамбовская области и Хабаровский край.
Существенно улучшены в этом году условия для занятий физкультурой и спортом в сельских школах. Не только сделаны капитальные ремонты, но приобретено новое оборудование, развиваются школьные спортивные клубы. И 424 тыс. сельских учащихся придут в отремонтированные, хорошие спортивные залы. Это тоже большое достижение этого года.
Новый импульс развития получила система дополнительного образования. В рамках приоритетного национального проекта «Доступное дополнительное образование» были открыты новые направления – естественно-научные, технические. Открыто 40 «Кванториумов». Мы охватили дополнительно в этом году 15% детей, только в «Кванториумах» занимаются 28 тыс. детей. Результаты говорят сами за себя. В «Сириусе» и других центрах, где занимаются с талантливыми детьми, идёт подготовка талантливых людей для нашей страны. Итоговой оценкой могут являться международные олимпиады.
Все школы подключены к сети Интернет. Несмотря на сложные географически условия, он скоростной. У нас позитивная динамика по большинству показателей материально-технического обеспечения школ. Практически в каждой школе функционируют системы противопожарной и антитеррористической защиты, системы видеонаблюдения.
Улучшается обеспечение учебниками. В 79 субъектах Российской Федерации обеспечение бесплатными учебниками стопроцентное. В прошлом году таких субъектов было 75. Про шесть я скажу отдельно.
В рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года среднемесячная заработная плата по всем уровням образования выросла по сравнению с первым полугодием 2016 года. Я приведу цифры по каждому уровню.
Дошкольное образование: уровень заработной платы вырос на 5% и составляет сейчас 29 300 рублей (в 2016 году – 27 900 рублей), это 88,1% от средней заработной платы в сфере общего образования.
Что касается общего образования. При целевом показателе 100% все регионы обеспечили выполнение установленных показателей. Калужская область – показатель 97,7%, но это с учётом допустимого пятипроцентного отклонения. И на сегодняшний день заработная плата наших учителей составляет 33 200 рублей (в прошлом году – 32 000 рублей).
Что касается учителей дополнительного образования. Зарплата также выросла – на 8,95% за аналогичный период, составляет на сегодняшний день 32 900 рублей, а по итогам первого полугодия – 85,9% от установленного показателя 95%. Мы движемся хорошо в этом направлении.
У нас очень хороший показатель среднемесячной заработной платы по регионам для преподавателей – мастеров производственного обучения среднего профессионального образования. Все субъекты достигли показателей, и зарплата в этом секторе образования составляет 35 400 рублей (в прошлом году было 33 000 рублей). Это очень важно, потому что в 59 регионах мы наблюдаем значительный приток молодых педагогов. В некоторых регионах эта цифра колеблется от 5 до 10%. Приёмная кампания 2017 года показала, что вырос конкурс в педагогические вузы – от шести до семи человек на место. Это идут лучшие выпускники наших российских школ.
Необходимо отметить также, что в течение последних лет российские школы не испытывают острого дефицита в кадрах. Он по-прежнему остаётся на уровне менее 1%.
Существенные качественные изменения произошли в системе среднего профессионального образования. И в этом году 59% выпускников 9-х классов выбрали продолжение обучения в средних профессиональных учебных заведениях и избрали рабочие специальности.
Прошедший период времени характеризуется качественным изменением содержания образования. Главная задача, которая перед нами поставлена, – это, конечно, единое образовательное пространство. Введены федеральные государственные стандарты дошкольного образования, завершается разработка дополнений и изменений в федеральные государственные стандарты общего образования. Созданы все предметные концепции, на основании которых и совершенствуются образовательные программы.
Постоянно идёт работа по воспитанию и социализации наших воспитанников. И такие показатели, которые можно связывать с деятельностью Российского движения школьников, Юнармии… То и другое направление включают в себя очень много векторов развития наших детей. Огромное внимание уделяется воспитанию наших детей в рамках внеурочного и дополнительного образования, и качественные показатели мы также имеем позитивные.
Вообще качественные показатели изменились, и в этом году расширится география регионов, которые участвуют в топах лучших российских школ. В топ-25 добавилось 10 регионов, в топ-500 – 71 регион, в топ-200 (он касается сельских школ) добавилось 43 региона.То есть развитие способностей наших детей по разным направлениям отмечается уже в 56 регионах, что очень важно.
Но, несмотря на то, что явно позитивные сдвиги есть и они большие, есть проблемы, над которыми работают как регионы, так и Министерство образования, и я позволю себе на них остановиться.
Мы знаем, что аккредитация и лицензирование образовательных организаций Крыма и Севастополя завершаются 1 сентября 2018 года. На сегодняшний день в Крыму из 1184 образовательных организаций лицензирована 891, из 597 организаций, подлежащих аккредитации, аккредитовано 267. Работа продолжается. Что касается Севастополя, то из 193 организаций лицензировано 164, из 82 организаций, подлежащих аккредитации, аккредитовано 50. Но так как работа ещё продолжается, я могу точно сказать, что все школы Крыма и Севастополя будут готовы к новому учебному году.
Следующий момент. На сегодняшний день не обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в соответствии с майскими указами Президента в пяти субъектах Российской Федерации: Северная Осетия – Алания (92% обеспеченности), Тыва (87,7%), Республика Крым (85%), Дагестан (84,1%), Ингушетия (55%).
Значительная доля продолжает учиться во вторую смену – 1,88 млн. Но, как Вы уже говорили, у нас ежегодно увеличивается численность учащихся практически до миллиона.
Вы уже отмечали, что школы нуждаются в капитальном ремонте. На сегодняшний день такая нужда увеличилась в регионах до 12% и составляет 4900 школ. На сегодняшний день 2700 школ не оборудовано необходимыми видами благоустройства, а именно тёплыми туалетами (отсутствуют в 260 школах), канализацией, центральным отоплением, но работа по этому направлению идёт.
Не выполнены требования, установленные статьёй 35 закона об образовании в части обеспечения бесплатными учебниками. Я уже говорила, что шесть регионов не выполнили стопроцентное обеспечение учебниками: Кировская область (98% обеспечения), Орловская область (98%), Челябинская область (82%), Удмуртия (96%), Бурятия (92%) и Дагестан (только 40,1%).
На сегодняшний день закуплено 30 млн новых учебников, количество учебников в фондах библиотек составляет 195 млн. И сразу хочу губернаторам подчеркнуть, что эти учебники соответствуют действующему перечню, потому что министерство только ещё работает над экспертизой для нового перечня учебников. Все учебники действуют и входят в состав федерального перечня учебников. Это очень важный момент.
Мне бы хотелось отдельно остановиться на ситуации, которая была затронута в средствах массовой информации, относительно Забайкальского края. Основной проблемой, которая препятствовала полноценной подготовке к предстоящему учебному году в регионе, являлось отсутствие ввиду жёстких бюджетных ограничений должного финансирования мероприятий по текущему, капитальному ремонту зданий и помещений, систем тепло- и водоснабжения, приобретению необходимого технологического оборудования.
На сегодняшний день вся задолженность по зарплатам выплачена. Есть текущая задолженность 6 млн, и она будет выплачена в течение нескольких последующих дней.
Уважаемые коллеги, вы знаете (и Дмитрий Анатольевич об этом сказал), что у нас многие регионы были в состоянии режима ЧС в связи со стихийными бедствиями. Я хочу поблагодарить все регионы (особенно в связи с последними событиями в Волгоградской области), потому что все наши учреждения готовы к новому учебному году, не пострадало фактически ни одно здание детских садов и школ.
Есть подтопление в Красноярске школы №86 (третий этаж и крыша), дети переведены в городскую школу №39. Ремонт закончится 1 октября, дети вернутся назад.
Что касается возгорания в Ростове, то там из 476 жителей школьников – 49, они идут в свои обычные школы.
Что касается других учреждений, то два детских сада Ростова готовы, но Роспотребнадзор пока приостановил присутствие там детей из-за задымлённости, они находятся в других детских дошкольных учреждениях.
Что касается вузов, вузы готовы. У нас сегодня несколько приоритетных проектов, в частности, сегодня у нас началось «Цифровое образование», разыграны конкурсы. Это огромный национальный проект – непрерывное образование через цифровое обучение. И на сегодняшний день вузы также готовы к новому учебному году, там глобальных проблем по капитальному ремонту нет: всё, что касается капитального ремонта, – они стоят в той очереди, в которой и стояли, и ремонтируются по мере поступления заявок.
У нас остаётся несколько дней до учебного года. 30 млн наших детей, студентов переступят пороги учебных заведений. Это наше будущее. Наши дети сядут за парты, и 1 сентября будет замечательный урок – «Россия, устремлённая в будущее».
Мне очень хочется завершить своё выступление как раз теми словами, что наше будущее в наших руках. Наши школы готовы.
Д.Медведев: Да, школы готовы.
Всё-таки я хотел бы, чтобы Вы назвали регионы, где есть проблемы с зарплатой педагогов. Я же сказал, специально на это обратить внимание. Какие регионы?
О.Васильева: Проблемы с зарплатой педагогов. Сейчас я скажу, в каких регионах у нас, где следует обратить внимание, кроме Забайкалья, о котором я сказала уже отдельно.
По оплате труда следует обратить внимание: в сфере общего образования – Еврейская автономная область, там показатель 76,3. Это касается общего образования. Что касается дополнительного образования...
Д.Медведев: У нас есть регионы, как я понимаю, в которых существует задолженность по текущей выплате зарплаты. Это какие регионы?
О.Васильева: По текущей выплате зарплаты на сегодняшний день, Дмитрий Анатольевич, у нас существует задолженность в Забайкалье.
Д.Медведев: Где ещё?
О.Васильева: На сегодняшний день задолженности по текущей зарплате у нас нет, она выплачена. Единственное, что мы не по всем регионам достигли показателей, которые ставились на первое полугодие.
Д.Медведев: Это другая задача. Я именно хотел обратить внимание на текущие платежи, потому что достижение показателей – на это ещё есть некоторое время, это можно сделать, это нужно контролировать.
О.Васильева: Текущие показатели у нас все нормальные.
Д.Медведев: Хорошо, проверьте ещё раз. Потом мне отдельно доложите, чтобы не было здесь никаких двусмысленностей.
О.Васильева: Проверим, Дмитрий Анатольевич, проверим.
Д.Медведев: Договорились. Теперь давайте послушаем наших коллег из регионов.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Северо-Кавказский ФО», «Московский регион», «Северо-Западный ФО», «Промышленное строительство РФ», «Торгово-административное строительство РФ», «Жилищное строительство РФ», «Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты», «Сибирский ФО», «Дальневосточный ФО» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233