Ромир: Расходы рванули вверх.

Ромир: Расходы рванули вверх.
Новый сезон расходов взял сильный старт в августе. Так, в последнем летнем месяце повседневные расходы россиян увеличились на 4,9% по сравнению с июлем и на 11% относительно аналогичного периода прошлого года. Несмотря на продолжающееся сезонное снижение цен на овощи и фрукты, увеличился объем непродовольственных категорий в портфеле покупателей, что обусловлено началом нового учебного года. Увеличился размер среднего чека.
Оттолкнувшись от традиционного покупательского июльского дна в августе Индекс покупательской активности пошел в рост (см. Гистограмму 1). Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, за месяц общие повседневные расходы россиян выросли на 4,9%, что при минусовой инфляции в -0,2% дает рост более чем на 5%. За год же объем ежедневных трат наших соотечественников увеличился на 11%, что более чем в 2,5 раза превосходит накопленную за период инфляцию в 4,3%.
Гистограмма 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 август 2019.

100% = медианное значение 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, август 2019
Таким образом, уже третий месяц подряд реальные, то есть "очищенные" от инфляции, расходы остаются на самых высоких позициях для анализируемого месяца (см. Гистограмму 2). Более того, величина реальных расходов в минувшем августе уступила только мартовскому показателю текущего года и оказалась равна майскому значению 2015 года.
Гистограмма 2. Динамика реальных ("очищенных" от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 август 2019.

100% = медианное значение 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, август 2019
"Рост расходов в августе достаточно традиционное явление: подготовка к новому учебному году и новому сезону в целом. В этом году на фоне минусовой инфляции рост повседневных расходов почти на 5% выглядит, казалось бы, странновато. Официальные органы статистики приводят значительные цифры, свидетельствующие об удешевлении сезонных овощей и фруктов. Однако вместе с тем отмечается и рост цен на многие непродовольственные товары, что подтверждает и Индекс покупательской активности россиян. Доля затрат на продукты в общей корзине повседневных расходов в августе снизилась до 50% вместо 53% в предыдущие месяцы. То есть больше затрат пришлось на непродуктовые категории. И это также сказалось на величине среднего чека, который за месяц вырос почти на 20 рублей", поясняется президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин.
Регионы
Рост расходов наблюдался во всех регионах, хотя и с разной интенсивностью. Так, жители центра страны почти не изменили объема расходов в августе относительно предыдущего месяца рост составил всего 1,1%. На северо-западе и юге расходы потребителей увеличились за месяц более чем на 4%. В Приволжском ФО жители потратили в августе на 7,1% больше, чем месяцем ранее, на Урале на 8,5%, в Сибири на 9,3%. И самый высокий рост расходов в разрезе месяца был зафиксирован на Дальнем Востоке 12,6%.
По сравнению с августом прошлого года рост также оказался повсеместным и также разномасштабным. С небольшим превышением инфляции расходы выросли на юге страны на 4,8%. На северо-западе траты жителей за год увеличились на 7,6%, а в Центральном округе на 9,8%. В остальных регионах за год повседневные траты потребителей увеличились более чем на 10%: в Сибири на 10,6%, в Приволжском округе на 13,8%, на Дальнем Востоке на 14,2% и на Урале на 20,3%.
Города
ИПА в обеих столицах показал результаты, отличные от всей страны. Так, в Москве в августе расходы жителей снизились на -2,1%, а в Питере остались неизменными относительно июля. И годовая динамика в столицах оказалась значительно скромнее, чем в целом по стране. В Москве за год повседневные траты потребителей увеличились на 6,7%, а в северной столице всего на 1,5%.
В остальных миллионниках за месяц рост расходов составил 3,5%, а за год 9,3%. В полумиллионниках расходы жителей за месяц увеличились на 6,6%, а относительно прошлогоднего августа на 11,8%. В стотысячниках за месяц траты жителей не претерпели изменений, а в разрезе года выросли на 12,8%.
Доходные группы
В августе расходы в разных доходных группах росли обратно пропорционально состоятельности потребителей. Так, более всего свои повседневные траты за месяц увеличили россияне с низкими доходами на 9,9%. Среднедоходники потратили на повседневные товары на 4,5% больше, чем в июле. А высокодоходники увеличили свои расходы на 3,4%.
В разрезе года наблюдается аналогичная картина. Так, более всего по сравнению с августом прошлого года расходы выросли в низкодоходной группе на 12,1%. Россияне со средними доходами за год нарастили свои повседневные траты на 11,6%, а высокодоходники на 9,6%.
Методика
Индекс покупательской активности (ИПА) показатель, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров FMCG (товаров повседневного спроса), рассчитанный на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам нескольких сотен категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Данный показатель рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных о потреблении домохозяйств, проживающих в российских городах с численностью населения 100 000 жителей и более.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает десятки государств.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети», «DIY & Household Retail», «Сети сотовой связи», «Сети бытовой техники», «Прочие торговые сети», «Общественное питание», «Сети компьютерной техники» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233