Стало известно, как может выглядеть здание синхротрона в Кольцово (Новосибирская область).

Генеральный проектировщик ЦКП "СКИФ" Центральный проектно-технологический институт предоставил РБК Новосибирск эскизы варианта архитектурной концепции комплекса зданий будущего синхротрона. В институте отметили, что эскизы являются одним из вариантов облика, и в них могут быть внесены изменения.
По словам экспертов, максимальная мощность СКИФ будет в четыре раза лучше, чем показатель единственного на данный момент в мире работающего синхротрона четвертого поколения MAX IV в Швеции.

Центр коллективного пользования "СКИФ" является научной установкой класса мегасайенс и самым крупным инфраструктурным проектом, реализуемым в рамках национального проекта "Наука". Всего на строительство ЦКП "СКИФ" выделяется 37,1 млрд руб. Как сообщалось ранее, ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2024 год.
Застройщиком ЦКП «СКИФ» является ФИЦ «Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН», заказчиком — ФКУ «Дирекция единого заказчика по строительству, текущему и капитальному ремонтам».

Общая площадь основного здания составит 82,4 тыс. м2
Всего на площадке будет находится 16 зданий. Среди главных: здание кольцевого источника фотонов, лабораторный корпус, корпус стендов и испытаний и энергоблок.
Характеристики объекта:
Площадь земельного участка — около 25 Га
Общая площадь проектируемых зданий — до 150 тыс. м2
Периметр основного кольца ускорителя — 480 м.
Глава генпроектировщика Михаил Тарасов рассказал, что в проекте задействовано более ста инженеров, которые работают в одной цифровой модели удаленно.
Часть из них — в Новосибирске, часть — в других городах России. На площадке будущего СКИФ на изыскательских работах задействованы пять буровых установок и 15 инженеров. В процессе проживания и проведения работ они отделены от других людей. «Получился такой естественный карантин», — рассказал Тарасов.
«К концу года закончим разрабатывать проектную документацию, — сказал он. — Параллельно будет разработана цифровая информационная модель будущего объекта, это архитектура, конструктивные и технологические решения по инженерным системам».
Центр коллективного пользования «СКИФ» создается по нацпроекту. Синхротрон и сопутствующую инфраструктуру планируется создать до конца 2023 года. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2024 год.
Центр коллективного пользования «СКИФ» является научной установкой класса мегасайенс и самым крупным инфраструктурным проектом, реализуемым в рамках национального проекта «Наука». Всего на строительство ЦКП «СКИФ» выделяется 37,1 млрд руб.
Глава генерального проектировщика ЦКП «СКИФ» — Центрального проектно-технологического института (ЦПТИ, предприятие топливной компании Росатома «ТВЭЛ») Михаил Тарасов в ходе пресс-конференции в ТАСС сообщил, что в связи со сжатыми сроками проектирования работы были начаты заранее. Сейчас продолжаются геодезические, геологические и экологические изыскания на площадке около 30 га. Эти отчеты станут исходными данными для проектирования.
Оборудование и станция для «Вектора»
Валерий Бухтияров, руководитель Института катализа СО РАН, отметил роль мэра Кольцово, который активно помогал проекту. «Николай Красников — замечательный администратор, — сказал он. — Кроме прочего, была очень оперативно оперативно проведена работа по переводу выбранного участка земли из муниципальной собственности в федеральную».
Бухтияров рассказал, что по предварительным расчетам, СКИФ может выйти на рекордную мощность: эмиттанс 75 пикометров (одна триллионная метра) на радиан. По его словам, это показатель в четыре раза лучше, чем показатель единственного на данный момент в мире работающего синхротрона четвертого поколения MAX IV в Швеции.
В Новосибирске был создан проектный офис, в который вошли представители Института катализа, Института ядерной физики. «Он финансировался за счет внебюджетных средств Института катализа, за счет прибыли. Нам удалось решить вопрос о частичном финансировании проектного офиса на первые полгода работы, вопрос о полном финансировании в проработке», — прокомментировал ситуацию Бухтияров.
Руководитель Института катализа СО РАН сказал, что в Москву направлено предложение включить в координационный совет проекта СКИФ Рината Максютова, руководителя ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор. «Институтом катализа прорабатывается предложение о создании специализированной экспериментальной станции под «Вектор» в рамках первой очереди объектов СКИФ и вводе ее в эксплуатацию в 2023-2024 годах», — сказал Бухтияров.
Он подчеркнул, что в ближайшее время необходимо начать финансирование нестандартизированного технологического оборудования для ускорителя и пользовательских станций. Генеральным конструктором должен стать Институт ядерной физики, как единственное учреждение, имеющее необходимые компетенции. В Новосибирске ждут соответствующего распоряжения правительства РФ.
В начале февраля представители Российской академии наук (РАН) попросили Минобрнауки ускорить сроки финансирования сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ).
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Александр Нарукавников сообщил, что в Миннауки принимают все усилия, чтобы соблюсти сроки. «И сейчас прорабатываем возможность начала финансирования работ по изготовлению оборудования начиная с 2020 года», — сказал он.
Локализация производства оборудования в РФ составит более 80%. «Я считаю, это очень хороший показатель для такого масштабного объекта», — пояснил Нарукавников.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Сибирский ФО» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233