Стенограмма выступления Председателя Комитета ГД РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству А.Г.Аксакова на Юбилейном заседании Коллегии ФАС России.

Уважаемый Игорь Юрьевич, уважаемые коллеги! Мы действительно, в отличие от многих депутатов, которые могли себе позволить отдохнуть, используя каникулярный период, либо участвовать в предвыборной кампании, занимались "четвертым антимонопольным пакетом" для того, чтобы успеть к этой дате доложить о том, что закон, который, наверное, четыре года шел через Государственную думу, наконец-то принят.
На мой взгляд, это самый либеральный пакет, который в значительной степени носит предостерегающий, предупредительный характер, а не карательный. В этом смысле бизнес должен быть рад тому, что такой закон принят. В то же время он дает полномочия Федеральной антимонопольной службе и Правительству пресекать недобросовестное поведение на рынке и в тех случаях, когда возникают конфликты, злоупотребление доминирующим положением, Правительство и ФАС могут вмешаться и уже "синдрома Пикалево" у нас больше возникать не будет и, соответственно, не надо будет первым лицам государства разрешать вот такие конфликты, возникающие из-за того, что какой-то субъект злоупотребляет своим доминирующим положением.
Жизнь продолжается, и мы, естественно, будем работать и работаем с Федеральной антимонопольной службой. Только вчера мне звонил один корреспондент и спросил: "А когда будет "пятый антимонопольный пакет?". Я сказал, шутя: "Скоро". Сразу последовал вопрос: "А можно узнать, что там будет?". Так что, видите, общество ждет новых инициатив в этой области, тем более что они есть: мы в первом чтении приняли закон, которым вводятся иммунитеты на проверки малых хозяйствующих субъектов с оборотом до 400 млн руб. И одновременно предлагаются положения, которые должны навести порядок на электронных площадках, сократить их количество, ну и сделать более прозрачным проведение торгов на электронных площадках.
При этом у нас уже два года в Госдуме лежит законопроект, принятый в первом чтении, который предусматривает перевод торгов, конкурсов – все вот эти процедуры – на электронные площадки. На мой взгляд, это абсолютно правильно. В свое время мне пришлось быть министром экономики Чувашии, и я уже тогда в 98 году пытался перевести на электронные площадки закупки наших министерств. Региональные министры соглашались, но при этом говорили, что это не должно касаться их министерств. Ну и, к сожалению, тогда мне это не удалось провести, может быть потому, что ушел в Государственную думу. Сейчас эта процедура уже становится общеприменительной, но все-таки мы до сих пор не можем дождаться поправок от Правительства ко второму чтению, для того чтобы принять выверенный закон, касающийся обязательности торгов на электронных площадках, обязательности государственных и муниципальных закупок. Я надеюсь, что мы этот процесс, как с "четвертым антимонопольным пакетом", сдвинем с мертвой позиции в ближайшее время, по крайней мере я буду прикладывать к этому все усилия, надеюсь и на вашу поддержку, для того чтобы мы этот закон приняли в месяцы работы этой Государственной думы.
Далее у нас очень важный и дискутируемый закон о торговле. Мы его приняли в первом чтении, он должен урегулировать взаимоотношения между сетевой торговлей, поставщиками и потребителями. Вопрос не очень простой: с одной стороны, мы имеем довольно прогрессивную сетевую торговлю, которая вносит значительный вклад в развитие нашей экономики – почти 20% ВВП, и в то же время очень много жалоб со стороны поставщиков на доминирование сетевиков, на навязывание всевозможных услуг, действий, которые должны осуществить поставщики для того чтобы эти действия потом оплатить, когда в реальной действительности таких действий не существовало. В связи с этим мы склоняемся к тому чтобы в этом законе прописать создание не то чтобы саморегулируемой организации, но типа совета, который есть уже на энергетическом рынке. И этот совет должен объединить и торговлю – крупную, прежде всего, сетевую торговлю – и поставщиков. В рамках этого совета соответствующие субъекты должны договариваться об условиях взаимной работы. Если не договорятся, то уже "государево око", представитель государства должен сказать свое веское слово. В нашем понимании это Роспотребнадзор в настоящий момент, он должен сказать "если вы не договорились, то будет вот таким образом". Полагаю, что в октябре, в крайнем случае – в ноябре, мы этот закон внесем уже во втором чтении на рассмотрение Госдумы. Там опять же предусматривается расширение полномочий (кстати, с этим согласны поставщики и сетевая торговля) Федеральной антимонопольной службы для того чтобы пресекать злоупотребления на этом рынке.
Ну и последний момент, который я считаю необходимым озвучить. Все-таки не все прошло в "четвертом антимонопольном пакете". В начале предусматривалось, что Федеральная антимонопольная служба должна в обязательном порядке согласовывать создание государственных и муниципальных унитарных предприятий. И те, кто инициирует создание таких организаций, должны были обосновать, для чего создается такая организация. Потому что заведомо всем понятно: если на рынке возникает государственная или муниципальная структура, то это уже структура, которая будет иметь на рынке преимущества в смысле конкуренции. Естественно, нужны веские основания для того, чтобы такие предприятия возникали. На мой взгляд, мы должны продолжить дискуссии на эту тему и может быть при рассмотрении во втором чтении антикризисного, антимонопольного закона – Закона о защите конкуренции, прописать нормы, касающиеся согласования открытия государственных и муниципальных организаций. По-моему, это логично, поскольку все сидящие в зале, и правительство, и Президент, за то, чтобы у нас развивалась конкуренция.
Спасибо за внимание, желаю вам успехов! У меня в руках приветствие и поздравление Председателя Государственной думы и наилучшие пожелания всем участникам недели конкуренции, то есть вам!
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233