Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер! "ИА РЖД-Партнер.ру". 4 декабря 2018

В новом номере первого зимнего выпуска РЖД-Партнера № 23 (387) мы подготовили для вас следующие интересные материалы:
Экономическая стратегия страны на ближайшие годы включает создание цифровой экономики, увеличение экспорта товаров, в том числе несырьевых, поддержку малого и среднего бизнеса. Важная роль в этом отводится Федеральной таможенной службе, которая, образно говоря, открывает своим ключом границу российскому бизнесу. А ключ этот – цифровые технологии таможенного администрирования.
"Мы уже ускоряем таможенное оформление и перемещение товаров за счет тех инструментов, которые дает цифровизация. Не попавшую под риски экспортную декларацию мы выпускаем за 40 мин., – рассказывает первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. – Также развиваем сервис "Личный кабинет". На сайте ФТС России действует 32 электронных сервиса для участников внешнеэкономической деятельности, о его востребованности говорит тот факт, что сегодня личным кабинетом на нашем электронном портале пользуется более 190 тыс. участников ВЭД, каждую неделю это количество увеличивается на 1,5–2 тыс".
В октябре в России открыли первую электронную таможню, а к концу 2018 года их будет уже семь. Сейчас почти на 100% товаров, поставляемых на экспорт, оформляются электронные декларации. Это касается и тех грузов, которые перевозятся по международным транспортным коридорам.
Более 3 лет назад ФТС России с ОАО "РЖД" создали совместную рабочую группу, для того чтобы выстроить электронное взаимодействие между таможенными органами и предприятиями РЖД, позволяющее ускорить прохождение грузов, упростить и автоматизировать различные операции в процессе перевозки товаров железнодорожным транспортом, сократить время обработки документов. Сегодня, если документы на груз поданы в электронном виде, если они оформлены без ошибок, железнодорожный состав проходит таможенное оформление за 10 мин. А раньше, по данным самих железнодорожников, на это уходили часы.
Как дальше будет развиваться взаимодействие с ОАО "РЖД", что дает открытие электронных таможен, предусмотренное комплексной программой развития ФТС России до 2020 года, удастся ли договориться о сквозном контроле с таможенными службами других стран – об этом и многом в эксклюзивном интервью с Р. Давыдовым"Таможня дает добро цифровым технологиям".
Перспективные программы развития угольной отрасли России предусматривают последовательное увеличение угольного экспорта в Китай и другие страны АТР на период до 2030 года. К этому времени, согласно прогнозам отраслевых экспертов, продажи на восточном направлении будут составлять до 70% внешней торговли углем. При этом стратегия энергетического развития Китая предполагает к 2020 году поэтапное снижение потребления энергетического угля, в том числе и импортного.
Исторически основным рынком сбыта российского угля являлись страны Европы. Однако экологическая политика ЕС, направленная на отказ от угольных электростанций, и стремление к выводу вредных металлургических производств за границы Европы привели к тому, что российский уголь начал искать рынки сбыта в Азии. Способствовали восточному развороту и география, и внешне­политические обстоятельства.
По данным ФТС, за 9 месяцев 2018-го экспорт каменного угля из России увеличился на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил около 146,3 млн т. В этот же период погрузка в экспортном направлении увеличилась на 7,3%, до 154,2 млн т. В частности, погрузка в адрес стран АТР достигла 91,8 млн т (+3,3%), а отправки в ЕС составили 43,9 млн т (+13%).
Восточному развороту служат ведомственная программа РЖД по развитию Восточного полигона БАМа и Транссиба и Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. По итогам 2018 года грузооборот портов Дальнего Востока ожидается в объеме около 200 млн т, из которых 87% составляет экспорт. Уголь в структуре погрузки занимает почти половину совокупного объема.
Впрочем, даже в правительстве России, где сегодня не ставят под сомнение необходимость глобального разворота нашей ресурсной экономики на Восток, есть сомнения и критические оценки перспектив наращивания угольного экспорта. Подробнее – в материале "Великий угольный путь".
Одна из самых обсуждаемых тем в последнее время – возможная передача текущего отцепочного ремонта (ТОРа) трем вагоноремонтным предприятиям – "дочкам" ОАО "РЖД" (ВРК-1,2,3) – и оставление за частными депо преимущественно только плановых видов ремонта.
Сейчас текущим отцепочным ремонтом занимаются как эксплуатационные депо ОАО "РЖД", так и частные вагоноремонтные компании. Сегодня в стране около 220 вагоноремонтных предприятий, которые занимаются только текущим или одновременно текущим и плановым ремонтом. Из них около 100 – частные.
Организация текущего ремонта на мощностях перевозчика осуществляется посредством заключения централизованных договоров владельцев вагонов с ЦДИ ОАО "РЖД. Но в последнее время нередкими стали жалобы на фиктивные отцепки и, соответственно, ненужные работы и замену запчастей. Сотрудники РЖД, мол, все чаще отцепляют вагоны, которые на самом деле не требуют ремонта. Компании, осуществляющие отцепочный ремонт, отчитываются о растущих доходах, а операторы указывают на растущие издержки на ТОР и, как следствие, необходимость платить неустойки за срыв сроков поставки грузов получателям. Крупным компаниям приходится создавать специальные подразделения, которые проверяют и контролируют качество работ и вообще необходимость отцепки.
Как отметили в ВРК-1, передача ТОРа предложена с целью оптимизации сегодняшних процессов по количеству отцепок на сети. То есть основная задача – сокращение количества отцепок. Еще одна – сокращение времени нахождения в текущем отцепочном ремонте. Эти два фактора очень серьезно повлияют на увеличение рабочего парка.
Что о нынешней системе ТОРа думают операторы, как они относятся к озвученной идее, а также насколько это может изменить качество ремонта и общий уровень конкуренции на рынке? Ответы – в статье "Передача ТОРа: pro et contra".
Интрига на рынке перевозок строительных грузов в 2018 году заключается в объемах, которые в итоге потеряют железнодорожники и получат автомобилисты. Цены на стройматериалы не поспевают за ростом транспортных издержек, поэтому производители стараются экономить всеми силами, не забывая при этом про логистическую целесообразность и удобство для клиентов. Автомобильный транспорт в этой гонке все чаще демонстрирует лучшую приспособляемость.
Итоги грузовой работы РЖД за 10 месяцев 2018 года показывают продолжающееся снижение объемов погрузки строительных грузов и цемента – на 6,6 и 6,7% соответственно.
В этом году доля железнодорожной отгрузки цемента достигла исторического минимума – по итогам 9 месяцев она составила всего 48% против 50% в 2017-м и 73% в 2007 году.
Автотранспорт продолжает демонстрировать все более высокую эффективность перевозок на все более длинном плече. Сильнее всего на повышение маржинальности автомобильных доставок влияют рост железнодорожных тарифов и дефицит парка.
Напомним, что отрицательная динамика перевозок строительных грузов по железной дороге проявилась не так давно, где-то 4–5 лет назад. Но стремительное падение началось около 3 лет назад, когда заработали глобальные экспортные угольные контракты.
Особенно тяжелым для строительной отрасли стал уход с рынка ФГК, а потом ПГК, которая сосредоточилась на угле и своих проектах. Рынок железнодорожных перевозок щебня провалился. Сегодня ставки на полувагон достигают 3 тыс. руб. Крупные операторы переключились на угольные перевозки, мелкие поднимают ставки. Однако производители щебня не могут угнаться за угольными компаниями, так как цена щебня хотя и выросла, но держится в районе 350 руб. за 1 т против угольных $70. Что должны предпринять железнодорожники, чтобы переманить утекающие объемы обратно на сеть, – в статье "Между ценой и логистикой".
Текущий год стал для проекта Северного широтного хода в какой-то степени переломным, ведь в августе председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о концессионном соглашении, определившем условия финансирования, строительства и эксплуатации дороги.
Эксперты оценивают этот механизм как наиболее эффективный, поскольку он снижает риск превращения проекта в очередной долгострой.
Вскоре после подписания распоряжения о концессии за магистраль взялись всерьез. Уже 2 октября компания "СШХ", созданная специально под проект, заключила соглашение с Федеральным агентством железнодорожного транспорта о реализации инвестпроекта "Создание железнодорожного Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и железно­дорожных подходов к нему". После чего в СШХ заявили о готовности открыть сквозное движение по магистрали в 2023 году, а затем эксплуатировать ее до 2052-го, окупая тем самым затраты.
Причастные к реализации проекта компании смотрят на процесс более чем оптимистично.
Решение о том, что это будет концессия, было принято в прошлом году, так что процесс выбора модели финансирования долгим назвать нельзя. Особенно если учесть, что концессия используется впервые в российском железнодорожном строительстве, а планы по строительству столь крупных проектов и по их финансированию утверждаются обычно на протяжении нескольких лет. Также нужно принять во внимание экономический кризис, в котором находится страна в последние годы, – вопросы финансирования решаются очень тяжело, особенно таких крупных инфраструктурных проектов. И на данный момент это самый разумный вариант. Какие здесь существуют риски и насколько трудоемким окажется процесс строительства – читайте в материале "Магистраль в кредит".
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Угольная промышленность», «Железнодорожное машиностроение», «Деятельность портов», «Железнодорожный транспорт», «Строительство железных дорог» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233