Бизнес-группу Ильи Трабера покинул "вечный директор". "Ведомости. Санкт-Петербург". 30 ноября 2022

Бывший гендиректор ЛОЭСК, "Приморского УПК" и "Балтийского метанола" лишился всех активов в бизнесе миллиардера
Андрей Сизов — топ-менеджер и миноритарий всех крупных компаний миллиардера Ильи Трабера, включая портовые проекты, – полностью вышел из его бизнеса. Эксперты связывают перестановки в менеджменте с возможными проблемами строительства на Балтике новых портовых мощностей, с которыми мог столкнуться бизнесмен.
Андрей Сизов появился в бизнес-окружении Трабера в феврале 2019 г. Одним из его предыдущих мест работы был пост генерального директора в электросетевой компании "Ленэнерго", которого он лишился после организованной главным акционером – ПАО "Россети" — проверки ревизионной комиссии, она признала деятельность действующего топ-менеджмента неудовлетворительной.
Спустя три года после этого Сизов возглавил "Приморский УПК" — компанию, заявившую о планах строительства в Приморске морского терминального комплекса мощностью до 65 млн тонн в год, что сопоставимо с оборотом всего Большого порта Санкт-Петербург. Инвестиции в проект оценивались в 275 млрд руб. За четыре месяца до этого владельцем части компании стал сам Трабер (ранее "Приморский УПК" принадлежал его бизнес-партнерам).
В ноябре 2019 г. Сизову перешли 5% "Приморского УПК" — так называемый стимулирующий пакет, который позволяет топ-менеджеру крупной компании иметь личную заинтересованность в ее успехе. Но в начале 2022 г. Сизов покинул пост гендиректора, а в августе лишился и 5% долей в компании. Практически параллельно в марте этого года он также покинул занимаемое им с июля 2020 г. кресло генерального директора АО "ЛОЭСК" (второй после "Россети Ленэнерго" игрок на электросетевом рынке Ленобласти). 75,01% ЛОЭСК принадлежат ООО "Росток", в котором у Сизова с марта 2020 г. появилось 15,83% долей (пакет Трабера в "Ростоке" составляет 31,66%).
Однако в тот момент топ-менеджер не вышел из бизнеса Трабера, а просто перешел в его новый проект. Сизов стал руководителем компании в Усть-Луге, созданной для строительства комплекса по производству и морской перевалке метанола. В январе он возглавил ООО "Балтийский метанол", а в апреле стал владельцем 12,5% его долей. Как и в случае с "Приморским УПК", за несколько недель до назначения Сизова генеральным директором Трабер приобрел 83,33% долей "Балтийского метанола".
Но в августе все доли Сизова в "Балтийском метаноле" перешли к другому партнеру Трабера. 2 сентября в компании также сменился генеральный директор. Последней официальной связи с бизнесом Трабера – 15,83% долей "Ростока" — Сизов лишился в конце осени: с 24 ноября они принадлежат другому партнеру, Владимиру Даниленко.
На момент выхода публикации "Ведомостям" не удалось получить комментарий Сизова о том, полностью ли он вышел из проектов известного петербургского бизнесмена, либо готовится возглавить его новую компанию. Опрошенные изданием эксперты говорят, что кадровые изменения в руководстве двух амбициозных портовых проектов могут быть связаны, в том числе и с общей ситуацией на рынке – падением грузооборота перевалочных мощностей на Северо-Западе и трудностями реализации новых портовых проектов в условиях санкций.
На сайте "Приморского УПК" сообщается, что порт должен быть введен в эксплуатацию в 2023 г. Но последняя официальная информация о проекте датируется июнем. В официальном пресс-релизе говорилось о подписании в рамках Петербургского международного экономического форума договора поставки российского зерна через будущий терминал. При этом ввод в эксплуатацию зернового терминала мощностью 5 млн т с возможностью увеличения до 10 млн т в год ожидается только в 2025 г. В пресс-службе компании не смогли оперативно ответить на запрос издания о том, на какой стадии сейчас находится строительство, как международные санкции повлияли на проект и будут ли сдвинуты сроки ввода в эксплуатацию.
О ходе строительства метанолового комплекса в Усть-Луге также мало что известно. Соглашение между "дочкой" "Балтийского метанола" — "Балтийской газохимической компанией", российским фондом прямых инвестиций, японской компанией Marubeni Corporation и компанией "Инваста капитал" о строительстве в Усть-Луге завода по производству метанола и морского терминала было подписано на Петербургском международном экономическом форуме еще в 2018 г. Завод должен был заработать в 2023 г., его заявленная мощность — 1,7 млн т метанола в год, а объем инвестиций — $1,5 млрд. Но по данным базы СПАРК, в 2020-2021 гг. у "Балтийской газохимической компании" отсутствовали как доходы, так и расходы.
Директор специализирующегося на проектировании морских портов и гидротехнических сооружений петербургского АО "ГТ Морстрой" Леонид Тозик допускает, что проекты в порту Приморска и в Усть-Луге могли быть поставлены на паузу из-за сложной экономической ситуации.
"Что касается "Приморского УПК", по моим сведениям, проект не особо развивается из-за международной обстановки. На Северо-Западе сейчас много морских терминалов не загружены, по-моему, гораздо актуальнее загрузить их, чем строить новые, тем более, с таким размахом, как планируется в Приморске", — полагает эксперт. Он также выражает сомнение, что проект "Балтийской газохимической компании" по производству метанола будет реализован: "Насколько я знаю, такие комплексы никто не строит, хотя проектов заявлено довольно много".
Отметим, что о планах по строительству комплексов по производству и морской перевалке метанола в Ленинградской области заявляли еще две компании: группа "Еврохим" в Усть-Луге (мощность 2,5 млн т в год, инвестиции — 132 млрд руб.) и ООО "Газ-Синтез" в Высоцке (1 млн т в год и $1,5 млрд инвестиций).
В то же время владелец ООО "Нефтегазэнергострой" (компания участвовала в строительстве терминалов для ООО "Ультрамар" в Усть-Луге) Алексей Черноок, напротив, полагает, что строительство портовых мощностей на российском побережье Балтийского моря сохраняет перспективность. Но если проекты столкнулись с проблемами – это как раз может быть связано с вопросами менеджмента, а не с глобальными экономическими тенденциями.
"Через порты Балтики грузят и будут грузить уголь, минеральные удобрения, зерно, и от этого никуда не деться. Сейчас говорят о радикальном изменении логистических цепочек, но я думаю, что это ненадолго. Пройдет несколько лет, и европейские порты для наших судов откроются. Тем более, что на Балтику возвращается морская торговля азиатских стран СНГ", — говорит Черноок. Он уверен в реализации всех заявленных портовых проектов Трабера.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Химическая промышленность», «Деятельность портов», «Северо-Западный ФО» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233