"Закон о торговле" спишет бонусы с покупателей. "Фонтанка.ru". 24 июня 2016
27.06.2016 в 08:54 | Фонтанка.ru | Advis.ru
Принятые 24 июня Госдумой поправки в "Закон о торговле" спровоцируют дефицит и рост цен, прогнозируют участники рынка. А вот выгоды малому бизнесу, в интересах которого изначально принимались, принесут немного.
Поправки Ирины Яровой в закон "О торговле", которые были последние полтора года предметом ожесточенных споров между ретейлерами, поставщиками и законодателями, приняты Госдумой. Хотя предложения о снижении бонусов значительно смягчили, переходить на новые правила придется быстрее, чем ожидали участники рынка. Ретейлеры советуют потребителям "запасаться продуктами" и ждать "перебоев в поставках".
Сегодня, 24 июня, Государственная дума РФ приняла поправки в закон "О торговле" во втором и третьем чтениях. Смысл законопроекта — в ограничении премий, которые поставщики продуктов питания перечисляют в пользу сетей за продажу определенных объемов товаров и различные услуги. Действующая редакция устанавливает бонус за размер закупки на уровне 10%, а остальные выплаты (например, за маркетинг или логистику) не ограничивает.
Автор поправок депутат Ирина Яровая, известная своими резонансными законопроектами, объясняла необходимость изменений заботой об отечественном производителе: сэкономленные на платежах сетям суммы могут быть направлены на другие цели, к примеру на развитие. Кроме того, это будет способствовать более честной конкуренции: те, кто имеет маркетинговые бюджеты на продвижение в сетях, и те, кто не имеет, окажутся в равных условиях.
Изначальный вариант предполагал снижение премий за продвижение товаров, рекламу, логистику до 3%. В таком виде проект прошел первое чтение в мае 2015 года, но вызвал возмущение со стороны розничных сетей. Ретейлерам удалось почти на год заблокировать поправки. И только после того, как президент Владимир Путин призвал не тянуть с их принятием, депутаты смогли вернуться к обсуждению. Правда, перед этим Минпромторг рекомендовал установить допустимый бонус в 5% и вывести из-под него логистические услуги, так как, по словам сетей, в противном случае могли возникнуть сложности с доставкой продуктов в удаленные районы.
Опасения, что новая версия закона слабо учитывает интересы потребителя, в ходе Петербургского международного экономического форума высказывал и председатель комитета Государственной думы по экономической политике Анатолий Аксаков. Однако после обсуждения на этой неделе профильный комитет все же согласовал проект с небольшими корректировками. К примеру, новшеством последнего этапа стало решение исключить акцизы и НДС из базы начисления бонусов, из-за чего сумма платежа в пользу ретейлера еще возрастет. Однако премии за все услуги, включая логистические, все-таки придется уместить в 5%.
Также новый закон предполагает сокращение допустимой отсрочки платежа. Так, за поставку продуктов со сроком годности менее 10 дней ретейлерам придется расплатиться с поставщиками через 8 дней (сейчас 10), со сроком годности 10 – 30 дней – за 25 (сейчас 30), со сроком годности более 30 дней – за 40 (сейчас 45).
Новая редакция закона, при условии, что ее одобрит Совет Федерации и подпишет президент, должна вступить в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. С этого момента все новые договоры поставки должны будут заключаться по новым правилам, а действующие переведены в соответствие с ними до 1 января 2017 года.
Кому выгодно?
Участники рынка расходятся в оценке новых норм, однако согласны в одном — незамеченными поправки не останутся ни для бизнеса, ни для потребителя.
Так, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ранее подсчитал, что изменение закона "О торговле" приведет к перераспределению между ретейлерами и поставщиками 540 млрд рублей.
По мнению аналитиков Goldman Sachs, из-за низкой покупательной способности россиян и усиления конкуренции ретейлеры не смогут полностью компенсировать упущенные бонусы повышением цен. Как результат, их валовая рентабельность может снизиться на 60 базисных пунктов, а долг публичных компаний — вырасти с 2 до 12 млрд руб.
Наибольшие риски эксперты сулят сетям "ОКей" и "Дикси". А вот на финансах "Ленты" , по их мнению, изменения в законодательстве отразятся минимально. В самой "Ленте" от комментариев на этот счет отказались. Генеральный директор петербургской сети "Реалъ" сообщил, что пока ему трудно оценить влияние новых правил на свой бизнес.
С большей охотой ретейлеры оценивают влияние поправок на потребителя. Так, по мнению главы X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Игоря Шехтермана, снижение платежей за маркетинговые услуги и рекламу приведет "в краткосрочной перспективе к исчезновению новинок с полок, а в долгосрочной – к увеличению себестоимости продукции". Также они затруднят проведение промоакций, что ограничит для локальных производителей возможность продвижения своего товара в сетях.
Президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев в ходе сегодняшнего обсуждения поправок предрек, что из-за ускорения вступления закона в силу участники рынка не успеют перестроиться, поэтому потребителям следует быть готовыми "к перебоям в поставках" и "запасаться продуктами", передает РБК.
"Сокращение переходного периода точно приведет к недопоставкам и подорожанию товаров, цены на которые были искусственно занижены", – считает совладелица сети "Гирлянда" Алена Гилилова. Однако, по словам предпринимательницы, ее бизнес от этого не пострадает – она работает с небольшими производителями, у которых нет больших маркетинговых бюджетов, и не использует бонусы. Впрочем, саму новеллу она оценивает положительно — крупный и мелкий бизнес будет поставлен в равные условия.
Однако другие участники рынка такой оптимизм не разделяют. "Есть серьезные опасения, что сети все равно найдут возможности брать эти платежи, потому что расставаться с доходами никто не захочет", – комментирует директор по продажам "Мит Стар" Валерий Сергеев. По его словам, сейчас набирает популярность практика, когда сеть не сама продает рекламные услуги в своих магазина, а передает это право некой внешней компании. Однако в долгосрочной перспективе потребитель все-таки должен выиграть. "Ряд крупных компаний, например Х5 и "Ряды", уже работают "с чистой ценой", то есть не берут премии", – говорит он.
Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков считает, что в долгосрочной перспективе для покупателя в лучшем случае ничего не изменится, в худшем — за снижение бонусов поставщиков придется заплатить именно ему. При этом малый бизнес, в интересах которого вроде бы принят закон, пострадает наверняка. "От ужесточения регулирования всегда выигрывают крупные игроки, потому что у них есть грамотные юристы и больше возможностей обойти закон", – поясняет он. А вот небольшим компаниям будет перестроиться сложнее, что чревато для них потерей рынка.
Риски для поставщиков видят и аналитики Goldman Sachs. По их мнению, включение логистических и транспортных услуг в допустимые 5% бонусов может привести к росту их расходов, так как поставщикам придется организовывать доставку за свой счет.
Поправки Ирины Яровой в закон "О торговле", которые были последние полтора года предметом ожесточенных споров между ретейлерами, поставщиками и законодателями, приняты Госдумой. Хотя предложения о снижении бонусов значительно смягчили, переходить на новые правила придется быстрее, чем ожидали участники рынка. Ретейлеры советуют потребителям "запасаться продуктами" и ждать "перебоев в поставках".
Сегодня, 24 июня, Государственная дума РФ приняла поправки в закон "О торговле" во втором и третьем чтениях. Смысл законопроекта — в ограничении премий, которые поставщики продуктов питания перечисляют в пользу сетей за продажу определенных объемов товаров и различные услуги. Действующая редакция устанавливает бонус за размер закупки на уровне 10%, а остальные выплаты (например, за маркетинг или логистику) не ограничивает.
Автор поправок депутат Ирина Яровая, известная своими резонансными законопроектами, объясняла необходимость изменений заботой об отечественном производителе: сэкономленные на платежах сетям суммы могут быть направлены на другие цели, к примеру на развитие. Кроме того, это будет способствовать более честной конкуренции: те, кто имеет маркетинговые бюджеты на продвижение в сетях, и те, кто не имеет, окажутся в равных условиях.
Изначальный вариант предполагал снижение премий за продвижение товаров, рекламу, логистику до 3%. В таком виде проект прошел первое чтение в мае 2015 года, но вызвал возмущение со стороны розничных сетей. Ретейлерам удалось почти на год заблокировать поправки. И только после того, как президент Владимир Путин призвал не тянуть с их принятием, депутаты смогли вернуться к обсуждению. Правда, перед этим Минпромторг рекомендовал установить допустимый бонус в 5% и вывести из-под него логистические услуги, так как, по словам сетей, в противном случае могли возникнуть сложности с доставкой продуктов в удаленные районы.
Опасения, что новая версия закона слабо учитывает интересы потребителя, в ходе Петербургского международного экономического форума высказывал и председатель комитета Государственной думы по экономической политике Анатолий Аксаков. Однако после обсуждения на этой неделе профильный комитет все же согласовал проект с небольшими корректировками. К примеру, новшеством последнего этапа стало решение исключить акцизы и НДС из базы начисления бонусов, из-за чего сумма платежа в пользу ретейлера еще возрастет. Однако премии за все услуги, включая логистические, все-таки придется уместить в 5%.
Также новый закон предполагает сокращение допустимой отсрочки платежа. Так, за поставку продуктов со сроком годности менее 10 дней ретейлерам придется расплатиться с поставщиками через 8 дней (сейчас 10), со сроком годности 10 – 30 дней – за 25 (сейчас 30), со сроком годности более 30 дней – за 40 (сейчас 45).
Новая редакция закона, при условии, что ее одобрит Совет Федерации и подпишет президент, должна вступить в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. С этого момента все новые договоры поставки должны будут заключаться по новым правилам, а действующие переведены в соответствие с ними до 1 января 2017 года.
Кому выгодно?
Участники рынка расходятся в оценке новых норм, однако согласны в одном — незамеченными поправки не останутся ни для бизнеса, ни для потребителя.
Так, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ранее подсчитал, что изменение закона "О торговле" приведет к перераспределению между ретейлерами и поставщиками 540 млрд рублей.
По мнению аналитиков Goldman Sachs, из-за низкой покупательной способности россиян и усиления конкуренции ретейлеры не смогут полностью компенсировать упущенные бонусы повышением цен. Как результат, их валовая рентабельность может снизиться на 60 базисных пунктов, а долг публичных компаний — вырасти с 2 до 12 млрд руб.
Наибольшие риски эксперты сулят сетям "ОКей" и "Дикси". А вот на финансах "Ленты" , по их мнению, изменения в законодательстве отразятся минимально. В самой "Ленте" от комментариев на этот счет отказались. Генеральный директор петербургской сети "Реалъ" сообщил, что пока ему трудно оценить влияние новых правил на свой бизнес.
С большей охотой ретейлеры оценивают влияние поправок на потребителя. Так, по мнению главы X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Игоря Шехтермана, снижение платежей за маркетинговые услуги и рекламу приведет "в краткосрочной перспективе к исчезновению новинок с полок, а в долгосрочной – к увеличению себестоимости продукции". Также они затруднят проведение промоакций, что ограничит для локальных производителей возможность продвижения своего товара в сетях.
Президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев в ходе сегодняшнего обсуждения поправок предрек, что из-за ускорения вступления закона в силу участники рынка не успеют перестроиться, поэтому потребителям следует быть готовыми "к перебоям в поставках" и "запасаться продуктами", передает РБК.
"Сокращение переходного периода точно приведет к недопоставкам и подорожанию товаров, цены на которые были искусственно занижены", – считает совладелица сети "Гирлянда" Алена Гилилова. Однако, по словам предпринимательницы, ее бизнес от этого не пострадает – она работает с небольшими производителями, у которых нет больших маркетинговых бюджетов, и не использует бонусы. Впрочем, саму новеллу она оценивает положительно — крупный и мелкий бизнес будет поставлен в равные условия.
Однако другие участники рынка такой оптимизм не разделяют. "Есть серьезные опасения, что сети все равно найдут возможности брать эти платежи, потому что расставаться с доходами никто не захочет", – комментирует директор по продажам "Мит Стар" Валерий Сергеев. По его словам, сейчас набирает популярность практика, когда сеть не сама продает рекламные услуги в своих магазина, а передает это право некой внешней компании. Однако в долгосрочной перспективе потребитель все-таки должен выиграть. "Ряд крупных компаний, например Х5 и "Ряды", уже работают "с чистой ценой", то есть не берут премии", – говорит он.
Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков считает, что в долгосрочной перспективе для покупателя в лучшем случае ничего не изменится, в худшем — за снижение бонусов поставщиков придется заплатить именно ему. При этом малый бизнес, в интересах которого вроде бы принят закон, пострадает наверняка. "От ужесточения регулирования всегда выигрывают крупные игроки, потому что у них есть грамотные юристы и больше возможностей обойти закон", – поясняет он. А вот небольшим компаниям будет перестроиться сложнее, что чревато для них потерей рынка.
Риски для поставщиков видят и аналитики Goldman Sachs. По их мнению, включение логистических и транспортных услуг в допустимые 5% бонусов может привести к росту их расходов, так как поставщикам придется организовывать доставку за свой счет.