Торговые сети двукратно увеличили наценки. "AgroPages.Ru". 17 апреля 2017

Согласно последним данным, которые обнародовали поставщики продовольственной продукции, крупные ретейлеры увеличили наценку на продукты питания в два раза.
Вместе с тем, после принятия нового закона "О торговле", который разрешил поставщикам не предоставлять торговым сетям различные бонусы, последним все же удалось сохранить старые правила, но это никак не сказалось на стоимости товаров в магазинах.
Если в прошлом году средневзвешенная торговая наценка в торговых сетях федерального уровня колебалась в пределе 25%-40%, то в текущем году она достигла диапазона 50%-70%. Эту информацию удалось получить благодаря мониторингу, проведенному аналитиками "Опоры России". В частности, они сообщили, что при оформлении новых договоров ретейлеры заставляли поставщиков предоставлять им скидки, размер которых в некоторых случаях достигал 30%. Свое требование они мотивировали новым законом, регламентирующим отказ от так называемой бэк-маржи. Естественно, у поставщиков не оставалось выбора, и им приходилось соглашаться с условиями торговых сетей.
Также в ходе проведенного исследования выяснился один интересный нюанс. Почти все ретейлеры, заполучив скидку, не закладывали ее в цену реализуемого товара. В итоге, торговая наценка возросла.
Правда, не все торговые сети действовали по идентичной схеме. Например, "Пятерочка", а также "Карусель" и "Перекресток", получив скидку от поставщиков, тут же поменяли ценники на товары. Поменяли в меньшую сторону.
Прежде реальная закупочная цена уступала отпускной, которая была отражена в договоре на поставку. Такая диспропорция была обусловлена дополнительными бонусами от поставщиков. Они щедро вознаграждали ретейлеров за большие объемы продаж, мероприятия по маркетингу и т. д. Но в наши дни ситуация поменялась, так как цена в договоре является "чистой", и дополнительные выплаты не требуются.
Магия цифр
О наценках на продовольственную продукцию заговорила первый вице-президент компании "Мортадель" Эльвира Агурбаш. Она считает, что существующая закупочная политика превратила федеральных ретейлеров в настоящих хищников, которые заживо поедают производителей.
Впрочем, многочисленные ретейлеры уверяют, что размер их наценки не превышает 40%- 45%. Однако, это недостоверные цифры. Как правило, наценка в несколько раз выше и колеблется в диапазоне от 80% до 252%. Примечательно, что самой большой наценкой облагаются сосиски. Следом за ними идет сервелаты (199%). Затем – варенная группа (185%). Что же касается копченой группы, то наценка на нее и вовсе составляет 247%. Более того, такие показатели были зафиксированы в позапрошлом году. Но с тех пор так ничего и не изменилось.
Уровень наценок Эльвира Агурбаш высчитывает методом сравнения розничной стоимости в торговых объектах с закупочной ценой, указанной в накладной. Причем 90% товаров производители предоставляют ретейлером с учетом скидки, которая составляет от 40% до 50%. Пользуясь данным бонусом, торговые сети проводят различные акции, которые позволяют покупателям приобрести те или иные продукты питания дешевле, практически по их себестоимости. Однако размер прибыли ретейлеров не уменьшается и остается стабильно высоким. То есть, получается, что производителю приходится работать за бесплатно.
Тяжелая ситуация
Из-за проводимой ретейлерами политики компании вынуждены сокращать производственные мощности и уменьшать штат сотрудников. За весь 2015 г. в "Мортадель" было уволено 600 человек, из которых 500 числилось обычными рабочими. И это только данные по Московской области. Более того, средняя зарплата на производстве "усохла" почти на 40%. Снизились в четыре раза и налоговые поступления.
Эльвира Агурбаш планирует привлечь к расследованию Федеральную службу антимонопольного регулирования. Она уверена, что ее специалисты заинтересуются накладными и прочей отчетной документацией. Ведь в них отражена диспропорция прибыли, заложенной поставщиком и торговой сетью.
Как в Европе
Еще четыре года назад народные избранники Сергей Миронов и Антон Беляков составили пояснительную записку к закону "О торговле", который был внесен на рассмотрение Госдумы. В ней они указали, что средняя наценка на продовольственную продукцию в России варьируется в пределах 40%-50%, а в государствах ЕС данный показатель едва дотягивает до 25%.
Предложенный депутатами проект подразумевал фиксированную максимальную торговую наценку на социально значимую группу товаров в размере 15%. Но их предложение было отвергнуто.
Особое мнение
А вот Станислав Черкасов, руководитель Национального агентства ценовой политики, полагает, что в реальности наценки ретейлеров выглядят гораздо скромнее. По его наблюдениям, существуют и вовсе такие продукты, на которых торговые сети не зарабатывают ни копейки либо даже уходят в ощутимый минус. Это касается охлажденной рыбы, пакетированного молока, творога на развес, различных овощей, фруктов и ягод. Иначе говоря, скоропортящейся продукции.
Вместе с тем, Станислав Черкасов признает, что производители испытывают серьезные проблемы. В первую очередь, им приходится идти на сокращение издержек. К примеру, один и тот же продукт, который одновременно реализуется в торговой сети и в фирменном магазине, в последнем будет стоить на 40% дороже.
Официальная статистика
Если верить данным Росстата, то на протяжении последних нескольких лет средний размер наценки на продукты питания находился в пределах 27%. При этом Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума АКОРТ, замечает, что существуют и такие группы товаров, которые всегда имеют запредельную наценку. Она может достигать и 100%, и даже превышать 200%. Это, как правило, премиальные товары. К ним относятся не только сервелаты и кондитерские изделия, но также и алкоголь.
Но наряду с товарами премиального сегмента есть и другая продовольственная продукция, которая реализуется с самой маленькой, нулевой либо даже минусовой наценкой. Зачастую это картофель, а также гречка.
Конечно же, государственные органы могут взяться за регулировку наценки, отстранив от этого процесса ретейлеров. Но ничем хорошим подобная политика не закончится. Ярким тому примером является фармацевтический рынок. Из-за вмешательства государства он потерял дешевый ассортимент продукции. К тому же монополия государства на регулировку наценки исключит перекрестное субсидирование, что приведет к повышению цен. Крайними, как всегда, окажутся простые потребители. Они лишаться возможности покупать доступные продукты питания, и им придется отдавать практически весь свой ежемесячный заработок на еду.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233