РОМИР: Новогодний шоколад.

Общий рост расходов россиян в декабре был обязан предпраздничной покупке подарков. По всей видимости, в конце прошедшего года многие наши соотечественники решили ограничиться простыми подарками в виде плитки шоколада или коробки конфет. Во всяком случае, именно повышенные покупки шоколада по выросшей на него цене привели к столь ощутимому росту индекса "Кофе с Молоком" в последнем месяце года. Он достиг отметки в 1055 п.п., что на 7,4% ноябрьского значения. В годовом выражении рост Индекса также удался и составил 9,5%. После скромной динамики КсМ в 2015 году поведение Индекса простых удовольствий снова возвращается в привычное русло. В столице КсМ в конце прошлого года показал беспрецедентный рост в 14,5%, чего не наблюдалось даже в ажиотажном с точки зрения шопинга декабре 2014 года. И опять в этом росте повинен шоколад, хотя и кофе внес свою лепту.
Индекс "Кофе с Молоком" (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 35 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 10 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться "от хорошей жизни", в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса "Кофе с Молоком" являются, по сути, элементарным набором "простых удовольствий". Примечательно, что ценовой показатель "Кофе с Молоком" в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс "Кофе с Молоком" является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Готовясь к новогодним праздникам, россияне, напомним, обошлись, как говорится, малой кровью. Общие расходы, безусловно, ощутимо увеличились в декабре по сравнению с ноябрем, однако относительно предыдущих лет декабрьские траты наших соотечественников оказались минимальными. Мы также писали, что в декабре дополнительные траты россиян, по всей видимости, касались в основном подарков.
Не исключено, что многие подарки включали в себя маленькие гастрономические радости. Иначе как объяснить рост индекса "Кофе с Молоком" за месяц сразу на 7,4% до 1055 п.п.? К примеру, в декабре 2015 года на фоне кризиса даже предновогодние хлопоты не заставили россиян дополнительно раскошелиться на кофе с молоком и шоколадкой. Тогда месячный рост Индекса, напомним, составил всего 3,2%. В предыдущие же годы КсМ обычно показывал впечатляющие скачки в последний месяц года: +10,2 в 2012 году, +9,7% в 2013 и +12,5% в 2014.
В годовом выражении индекс "Кофе с Молоком" также вырос на уверенные 9,5%, что значительно превосходит накопленную за год инфляцию. В итоге Индекс достиг наивысших значений за все годы наблюдений, впервые перешагнув тысячный рубеж. Таким образом, поведение Индекса простых удовольствий в прошедшем декабре скорее отвечало общим предновогодним правилам, нежели исключениям (см. Диаграмму 1).

Росту Индекса в разрезе месяца способствовали не только повышенные объемы покупки его составляющих, но и выросшие цены. Так, в декабре россияне купили в больших объемах воду (+4%), молоко (+1,2%) и, конечно, шоколад (+11%). Немного сократились только объемы купленного кофе (-1,3%). И при этом за все ингредиенты Индекса потребители заплатили гораздо дороже, чем месяцем ранее. На 7% выросла в цене вода, на 6% - кофе, на 3,2% - шоколад и на 2% - молоко.
Относительно декабря 2015 года цены почти на все составляющие индекса также заметно выросли. На 9% подорожал шоколад, на 10,6% - кофе и почти на 12% стало дороже молоко. Вода потеряла в цене -0,3%, но ее россияне в минувшем декабре купили сразу на 17,4% больше, чем годом ранее. При этом относительно декабря 2015 года россияне купили меньше кофе (-2,2%) и шоколада (-5,4%), однако это не повлияло на общий рост индекса.
Таким образом, можно говорить, что простые удовольствия для россиян и их близких по-прежнему заключаются в шоколаде. Сколько бы он ни стоил, наши соотечественники покупают его, и чтобы себя побаловать, и в качестве подарка преподнести.
В Москве с индексом "Кофе с Молоком" сложилась похожая ситуация. После небольшого ноябрьского снижения в декабре кривая Индекса опять рванула вверх, показав рост сразу на 14,5%. КсМ вырос до беспрецедентного значения в 1322 п.п.
И годовой рост индекса на 6,4% также смог превзойти накопленную за год инфляцию в 5,4%, что говорит о настоящем росте. Как и в целом по стране, в 2015 году декабрьский рост КсМ был минимальным (+3,1%). Зато в минувшем декабре положительная динамика Индекса вошла в прежнее русло декабрьских рекордов, более того, даже возглавив их. Даже в декабре 2014 года, когда в предпраздничной и предкризисной лихорадке москвичи сметали с полок и телевизоры, и деликатесы, рост КсМ составил 12,9%, что ниже нынешнего скачка (см. Диаграмму 2).

Столь весомым ростом КсМ обязан и выросшим ценам на все составляющие Индекса, и на увеличенные объемы их покупки. Москвичи в декабре купили на 10,8% больше шоколада, на 10,2% больше воды и на 11,5% больше молока при неизменных объемах купленного кофе. При этом заплатили жители столицы за ингредиенты Индекса простых удовольствий также больше: на 7,3% - за шоколад, на 8,1% - за кофе и на 13,8% - за воду.
В разрезе года рост Индекс оказался не таким показательным за счет компенсационных факторов. Если какие-то составляющие Индекса дорожали, то москвичи откликались снижением объемов покупки. Но и обратные процессы присутствовали. Так, например, подешевевшего за год на -7,2% кофе москвичи купили на 11,6% больше. Зато подорожавший за год на 15,8% шоколад спровоцировал снижение объемов его покупки на -7%. Только молока москвичи купили в декабре больше на 5,8% и по выросшей на 8,8% цене.
Таким образом, можно констатировать, что москвичи себя баловать маленькими гастрономическими радостями не перестают. А в преддверии праздников делают это с еще большим размахом. Отвлеченно же от праздников стоит также отметить, что КсМ в целом по стране по-прежнему имеет в большей степени шоколадный оттенок, а в столице сильнее выражена кофейная нота.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Рынок молока», «Кондитерская промышленность», «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233