Наталья Колупаева, Старший аналитик Райффайзенбанка о перспективах импортозамещения импортных томатов.
11.11.2016 в 09:14 | Rambler News Service | Advis.ru
Полагаю, что два-три года — это вполне разумный срок для того, чтобы завершить инвестиционную фазу строительства новых тепличных комплексов и получить первые урожаи томатов, по которым можно оценить и настроить процесс производства. За последние несколько лет благодаря механизму компенсации государством прямых капитальных затрат на строительство создаваемых с нуля высокотехнологичных тепличных комплексов заметен рост интереса со стороны инвесторов к таким проектам и рост объемов инвестиций и запусков таких комплексов. Судя по рейтингу тепличных хозяйств России, многие из них за последние несколько лет существенно нарастили объем сбора продукции.
Поэтому я думаю, что за следующие два-три года при условии реализации на практике механизма господдержки можно еще более существенно нарастить объемы производства. Конкурентоспособность с импортной продукцией для российских производителей будет определяться, вероятно, более удобной для ритейла цепочкой поставок, более высоким качеством продукции, поскольку она будет иметь более короткий срок поставки от теплицы до полки.
Срок поставки, вероятно, менее критичный фактор для помидоров по сравнению, например, с огурцами, поскольку лишняя неделя хранения этих овощей в пути ухудшает их потребительские качества. Именно поэтому огурец был одним из первых видов овощей, которые начали выращивать в теплицах еще до введения запрета на импорт продукции. В частности, крупнейший ритейлер «Магнит» развивает собственные тепличные комплексы, чтобы гарантировать себе наличие на полке свежего товара и лучше управлять поставками, логистикой и издержками.
Инвестиции в тепличные проекты имеют достаточно длинные сроки окупаемости, поэтому невозможно на первых порах получить дешевый продукт. Может быть, в последующие годы в результате конкуренции, реализации эффекта масштаба, инноваций в процессе производства, по мере накопления экспертизы и повышения урожайности цена на конечную продукцию может снижаться.
Но я не думаю, что отечественная продукция будет заметно дешевле, чем импортная. Цена импортной продукции будет ориентиром цены, которую так или иначе закладывают в расчет сроков окупаемости проектов. Искусственное снижение цены может привести к удлинению сроков окупаемости проекта. Скорее, будет ставка на то, чтобы предложить рынку сопоставимый по цене продукт, но существенно лучшего качества: более свежую и отвечающие потребностям и вкусам российских потребителей продукцию.
Поэтому я думаю, что за следующие два-три года при условии реализации на практике механизма господдержки можно еще более существенно нарастить объемы производства. Конкурентоспособность с импортной продукцией для российских производителей будет определяться, вероятно, более удобной для ритейла цепочкой поставок, более высоким качеством продукции, поскольку она будет иметь более короткий срок поставки от теплицы до полки.
Срок поставки, вероятно, менее критичный фактор для помидоров по сравнению, например, с огурцами, поскольку лишняя неделя хранения этих овощей в пути ухудшает их потребительские качества. Именно поэтому огурец был одним из первых видов овощей, которые начали выращивать в теплицах еще до введения запрета на импорт продукции. В частности, крупнейший ритейлер «Магнит» развивает собственные тепличные комплексы, чтобы гарантировать себе наличие на полке свежего товара и лучше управлять поставками, логистикой и издержками.
Инвестиции в тепличные проекты имеют достаточно длинные сроки окупаемости, поэтому невозможно на первых порах получить дешевый продукт. Может быть, в последующие годы в результате конкуренции, реализации эффекта масштаба, инноваций в процессе производства, по мере накопления экспертизы и повышения урожайности цена на конечную продукцию может снижаться.
Но я не думаю, что отечественная продукция будет заметно дешевле, чем импортная. Цена импортной продукции будет ориентиром цены, которую так или иначе закладывают в расчет сроков окупаемости проектов. Искусственное снижение цены может привести к удлинению сроков окупаемости проекта. Скорее, будет ставка на то, чтобы предложить рынку сопоставимый по цене продукт, но существенно лучшего качества: более свежую и отвечающие потребностям и вкусам российских потребителей продукцию.