Как "Магнит" и "Лента" заставили немцев из "Метро" искать "бобовую" нишу в ретейле. "Реальное время". 25 февраля 2018

Как Магнит и Лента заставили немцев из Метро искать бобовую нишу в ретейле. Реальное время. 25 февраля 2018
Почему открытие в Татарстане 150 магазинов "Фасоль" — способ выживания в России для Metro Cash and Carry?
Ретейлер Metro планирует открыть в Татарстане к 2020 году вдобавок к 17 существующим еще 150 магазинов шаговой доступности "Фасоль". Основным из условий франчайзинговой сети является закупка товара в гипермаркете компании. О том, почему этот проект является способом выживания для крупных игроков в России и как подобные сети ранее не приживались в стране, — в материале "Реального времени".
По Татарстану рассыплют "Фасоль"
Metro Cash and Carry планирует за два года расширить свою франчайзинговую сеть магазинов шаговой доступности "Фасоль" в Татарстане на 150 магазинов у дома. Как пояснили "Реальному времени" в компании, пока в республике насчитывается лишь 17 магазинов "Фасоль". Открывать новые точки Metro предлагает предпринимателям, обещая помочь как с обучением, так и с переоборудованием старого магазина или открытием нового. Условия для партнерства незамысловаты — наличие помещения в собственности или в долгосрочной аренде с минимальной площадью в 50 квадратных метров и обязательная ежемесячная закупка товаров в Metro от 400 тысяч рублей без учета НДС.
Вложить в одну новенькую "Фасоль" придется от 300 тысяч до 3,5 млн рублей — в зависимости от состояния объекта недвижимости, ремонта и наличия оборудования. Среднюю стоимость инвестиций в Metro Cash and Carry оценивают в 2 млн рублей. Окупиться они должны в срок от 6 месяцев до 2,5 года.
На выбор бизнесу дают три вида магазинов: "У дома", "Экспресс" в местах с большой проходимостью и "АЗС", точки на заправочных станциях. В первых двух случаях "Фасоль" могут открыть сколько угодно предпринимателей, а вот с "АЗС" все однозначно.
"Если же мы берем формат "АЗС" в рамках одной сети заправочных станций, то это однозначно один владелец. К примеру, мы сейчас начали работать с сетью АЗС в Красноярске, это все один владелец", — поясняют в компании.
На самый интересный вопрос — за счет чего в Metro планируют конкурировать с такими устоявшимися гигантами, как "Магнит" и "Пятерочка", "Реальному времени" перечислили список конкурентных преимуществ продвигаемой сети. В случае с форматом "У дома" компания обещает своим клиентам сервис на уровне европейских стандартов, уникальный ассортимент, вплоть до хот-догов, причем товары подбираются в зависимости от того, что нужно покупателям, живущим поблизости. Среди других "фишек" — гарантированное качество по доступным ценам, много промоакций, современное оформление и техническое оснащение магазинов, а также индивидуальный подход к клиентам.
Более чувствительный и клиентоориентированный?
Директор "Грин Хилл Реалти" Леонид Рахимов считает, что развитие сети "Фасоль" может положительно сказаться на рынке.
— Народ хочет кушать, поэтому любое открытие — в плюс людям. Не нравится "Фасоль" — ходи в "Пятерочку", не нравится "Пятерочка" — ходи в "Эдельвейс" или в "Ленту". Каждый день можно ходить в новый магазин на протяжении одной-двух недель, — отмечает собеседник издания.
Рахимов вспоминает, что в свое время "Магнит" выходил на рынок, когда шансы на успех у него были весьма незначительны.
— "Магнит" же вышел на рынок, когда всем казалось, что в принципе это неинтересно и все рынки поделены. Тем не менее вышел, — комментирует спикер, напоминая при этом, что как раз сейчас в компании объявили о прекращении своего развития. — Они готовятся к худшим временам и взяли стратегию сжатия.
О том, чем "Фасоль" отличается от крупных сетей, рассказал генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Эксперт отмечает, что у гигантов есть шаблонные требования, которые приводят к тому, что человек в магазинах практически ничего не решает.
— Это такой тиражированный проект, поэтому магазины открываются сотнями, а иногда и тысячами в год. У "Магнита" уже 15 тысяч магазинов, у X5 Retail Group их число подходит к 15 тысячам. "Фасоль" — это проект более адаптивный, более тонкий и чувствительный к настройкам, и это является как его недостатком, так и его преимуществом, — говорит собеседник издания.
Он оценивает попытку выстроить франчайзинговую сеть под единым брендом как способ настроить сбыт мелкооптовой сети в Metro Cash and Carry и помочь малому и среднему бизнесу развиваться. По его словам, для предпринимателей там ставится еще одно условие — чтобы объем представленных товаров Metro составлял не менее 20%.
— Эти условия позволяют предпринимателю работать с существенной долей свободы. В этом плане, я считаю, что подобные форматы нужны, за ними будущее. Не хотелось бы, чтобы всю нашу страну застроили исключительно крупносетевые форматы. Опять-таки, у них тоже есть преимущества и недостатки. Там теряется лицо, теряется непосредственный контакт с покупателем. Рано или поздно это рискует превратиться в почтовые отделения или в отделения "Сбербанка" в худшие годы — с очень нелояльными и неклиентоориентированными кассирами, — комментирует Федяков.
Правда, он отмечает, что крупные сети это понимают и пытаются бороться. В этом плане проекты типа "Фасоли" от них отличаются, поскольку там собственниками магазинов являются частные предприниматели, готовые уделять больше внимания своей торговой точке.
— Я считаю, что за такими форматами будущее. Было бы очень хорошо, чтобы их появлялось больше, не только от Metro. На рынке есть другие примеры, но они локальны, и их пока действительно немного, — считает эксперт, приводя в пример зарубежные сети, которые смогли развиться.
Одной из таких сетей он называет немецкую OBI, которая смогла на основе франчайзинга открыть в Германии 400 частных магазинов.
— В свое время сделать такие магазины через систему централизованных закупок пыталась "Дикси". Но пока, к сожалению, это все на территории нашей страны не очень приживалось, и, наверное, "Фасоль" — один из немногих проектов, который более-менее смог развиться, по крайней мере, по масштабам. Но во многом, как мне кажется, это происходит не благодаря, а вопреки.
Сбыт или смерть
Во франчайзинговом проекте собеседник издания видит спасение самой компании, поскольку в формате гипермаркета наблюдается очень жесткая конкуренция, особенно при учете, что в Metro, в отличие от других организаций, существуют свои ограничения для потребителя, основным из которых является необходимость наличия зарегистрированного ИП.
— Соответственно, если они не смогут построить такую сбытовую цепочку, то в конечном итоге могут оказаться за бортом, потому что сейчас последняя тенденция на рынке — и "Магнит", и "Лента" стали активно заниматься мелким оптом. "Магнит" открыл в Краснодаре пилотный проект "Магнит-опт", "Лента" сейчас активно развивает программу взаимодействия с B2В-клиентами, — приводит примеры генеральный директор INFOLine.
По мнению собеседника издания, основой франчайзинговых мелкооптовых проектов должен стать закупочный кооператив, который на данный момент в России отсутствует.
— Мне кажется, он рано или поздно появится. И подобные проекты будут развиваться и дальше и станут в будущем еще больше востребованы, потому как конкурировать с крупными сетями по цене без такой кооперации мелкой розницы просто-напросто невозможно, — резюмирует Федяков.

Для справки: Название компании: МЕТРО Кэш энд Керри, ООО (Торговая сеть МЕТРО) Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети», «Жилищное строительство РФ» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233