Реализация обязательств генерирующих компаний по ДПМ: итоги 2011-2014 годов и планы на 2015 год.
В соответствии с ДПМ генерирующие компании обязаны ввести в эксплуатацию генерирующие мощности с установленными характеристиками в установленный срок. При этом условия ДПМ предполагают гарантированную продажу всей поставляемой по договорам мощности на протяжении 10 лет, при условии покрытия от 70% до 95% капитальных и эксплуатационных затрат, а также полную компенсацию затрат на технологическое присоединение к сетям. В случае подписания ДПМ включенные в них объекты учитываются в приоритете на конкурентных отборах мощности (КОМ) по отношению к действующей генерации.
Юридически ДПМ оформляется через агентский договор с ОАО "ЦФР", которое выступает в роли агента поставщика при продаже мощности покупателям, сторонами же самого ДПМ являются: поставщик (генерирующая компания), покупатель мощности (участник ОРЭМ), НП "Совет рынка", ОАО "АТС", ОАО "ЦФР" и ОАО "СО ЕЭС". ОАО "АТС", в свою очередь, перераспределяет обязательства по оплате поставляемой в рамках ДПМ мощности между покупателями ценовой зоны в случае утраты или получения новым покупателем статуса участника ОРЭМ.
ДПМ заключаются в отношении тепловой генерации (ТЭС). Для атомных электростанций (АЭС) и гидроэлектростанций (ГЭС) разработаны договоры, аналогичные ДПМ.
В результате договорной кампании 2010 года заключено около 30 тыс. ДПМ на совокупный объем денежных средств порядка 3 трлн. руб.
Обязанность по исполнению инвестиционных программ по ДПМ обеспечивается специальными механизмами контроля за их выполнением и договорной ответственностью сторон за неисполнение принятых обязательств. Также Правила рынка содержат набор положений, стимулирующих исполнение ДПМ.
В частности, просрочка поставки более чем на год, приводит к продаже всей отобранной на КОМ мощности Участника по тарифу. В случае неисполнения или несвоевременного исполнения ДПМ генерирующие компании несут ответственность из расчета 37,5% от цены продажи мощности соответствующего объекта ДПМ.
В общей сложности за 2011-2014 годы Наблюдательным советом НП "Совет рынка" установлено наличие оснований для начисления штрафов в связи с нарушением сроков вводов генерирующих объектов на 11,7 млрд. рублей.
Штрафуемый объем мощности за 2011 год[1] | ||
период | суммарная штрафуемая мощность, МВт | суммарный рассчитанный штраф, млн.руб. |
январь, май | 1 801,90 | 304,27 |
февраль, март, апрель | 1 880,00 | 302,07 |
июнь | 2 468,80 | 426,16 |
июль | 2 044,47 | 353,41 |
август | 1 220,67 | 204,60 |
сентябрь | 1 220,00 | 204,46 |
октябрь | 1 144,00 | 196,10 |
ноябрь | 1 144,00 | 196,10 |
декабрь | 1 544,00 | 254,64 |
Итого: | 14 467,84 | 2 441,81 |
Штрафуемый объем мощности за 2012 год | ||
период | суммарная штрафуемая мощность, МВт | суммарный рассчитанный штраф, млн.руб. |
январь | 1769 | 300,8 |
февраль | 969 | 178,55 |
март | 1294 | 198,62 |
апрель | 885,25 | 158,91 |
май | 893,25 | 172,84 |
июнь | 767 | 152,68 |
июль | 767 | 152,67 |
август | 1061 | 190,13 |
сентябрь | 1061 | 190,15 |
октябрь | 1609,75 | 373,64 |
ноябрь | 1595,5 | 376,82 |
декабрь | 1365,5 | 337,58 |
Итого: | 14 037,25 | 2783,39 |
Штрафуемый объем мощности за 2013 год | ||
период | суммарная штрафуемая мощность, МВт | суммарный рассчитанный штраф, млн.руб. |
январь | 1365,5 | 337,6 |
февраль | 1335,5 | 330,2 |
март | 1335,5 | 330,2 |
апрель | 917,5 | 258,1 |
май | 917,5 | 258,1 |
июнь | 817,5 | 254,5 |
июль | 1029 | 302,4 |
август | 1029 | 302,4 |
сентябрь | 1029 | 302,4 |
октябрь | 1204 | 285,6 |
ноябрь | 589,5 | 114,7 |
декабрь | 336,5 | 95,2 |
Итого: | 11 906 | 3171,4 |
Штрафуемый объем мощности за 2014 год | ||
период | суммарная штрафуемая мощность, МВт | суммарный рассчитанный штраф, млн.руб. |
январь | 1150,25 | 292,2 |
февраль | 1150,25 | 292,2 |
март | 1105,25 | 285,4 |
апрель | 753,75 | 214,5 |
май | 783,75 | 456,6 |
июнь | 723,75 | 456,6 |
июль | 713,75 | 226,8 |
август | 493,75 | 182,4 |
сентябрь | 963,75 | 300,3 |
октябрь | 573,75 | 169,8 |
ноябрь | 963,75 | 192,3 |
декабрь | 743,75 | 206,2 |
Итого: | 10 119,5 | 3275,3 |
С целью оценки полноты и своевременности исполнения генерирующими компаниями инвестиционных программ, НП "Совет рынка" в Автоматизированной информационной системе "Рынки электроэнергии и мощности" (АИС РЭМ) ежеквартально публикует рейтинг "Генерирующие компании: выполнение инвестиционных программ по ДПМ". В рейтинге учитываются различные показатели, в частности, исполнение планов финансирования инвестиционных программ, доля прироста мощности по ДПМ к установленной мощности и к общему объему мощности по ДПМ, отсутствие нарушений по срокам поставки новой мощности на рынок.
За 2011 год введено больше мощностей в тепловой генерации, чем в любой год, начиная с 1995 года. Кроме того, в 2011 году концерн "Росэнергоатом" начал осуществлять поставку мощности второго энергоблока Волгодонской АЭС 1 ГВт, а в 2013 году - нового энергоблока Калининской АЭС 1 ГВт.
В совокупности в 2011 году введено около 5 ГВт генерирующих мощностей, в том числе по объектам ДПМ 4,1 ГВт. Данный показатель является наибольшим за последнее десятилетие. В рамках системы ДПМ в 2012 году введено еще порядка 3 ГВт генерирующих мощностей, в 2013 году - около 2,7 ГВт, а в 2014 году - почти 3,3 ГВт.
График вводов генерирующего оборудования, МВт

В период с 1995 по 2014 годы объем введенных мощностей составил 39 ГВт, более ? всех вводов приходится на тепловую генерацию, включая электростанции промышленных предприятий.
В рамках ДПМ на настоящий момент оплачивается в общей сложности порядка 20 ГВт, запланированный объем новой генерации на 2011-2020 годы составляет около 25,2 ГВт мощности ТЭС.
В 2015 году в рамках ДПМ планируется ввести в эксплуатацию еще около 6 ГВт новой генерации. В 1 квартале 2015 года уже введено в эксплуатацию 1,6 ГВт генерирующей мощности.