АКОРТ:Торговые сети считают, что депутатские поправки в Закон о торговле будут способствовать дестабилизации ситуации на потребительском рынке страны.
28.01.2015 в 08:42 | Ассоциация Компаний Розничной Торговли | Advis.ru
21 января 2015 года группа депутатов Государственной Думы Российской Федерации (Ирина Яровая, Николай Панков, Виктор Звагельский, Надежда Школкина, сенатор Сергей Лисовский и другие), внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о внесении изменений в Закон о торговле. Документ предусматривает снижение более чем в три раза допустимых размеров максимального ретро-бонуса (премия, которую выплачивает поставщик товара ритейлеру за объем продаж). Предлагается также сокращение отсрочки платежей за поставки товаров. В частности, отсрочку по оплате скоропортящихся товаров предлагается снизить с десяти до пяти дней, товаров со сроком хранения до одного месяца – с 30 до 20 дней, товаров длительного хранения – с 45 до 35 дней. Законопроектом также предусматривается введение новых ограничений на оказание торговыми сетями поставщикам маркетинговых услуг, в том числе по продвижению товара. Для торговых сетей за нарушение ряда вводимых положений поправками в Кодекс об административных правонарушениях вводятся штрафы в размере более 5 млн руб.
По мнению Ассоциации Компаний Розничной Торговли эти законодательные инициативы по изменению положений Закона о торговли контрпродуктивны с точки зрения защиты интересов конечного потребителя, предпринимательства, экономики и общества. В условиях волатильности рубля, санкционных ограничений по импортным поставкам, повышения арендных, налоговых и иных платежей торговых организаций предлагаемые изменения положений Закона о торговли ощутимо осложнят финансовое положение розничных сетей, внесут дисбаланс в годами отлаженные отношения между ними и поставщиками товара, будут способствовать дестабилизации ситуации на потребительском рынке страны. Потери понесут как торговые организации, так и производители. Велик риск ощутимого снижения объемов производства и реализации продовольственных товаров.
В ходе работы над законопроектом опыт работы и мнение торговых сетей не учитывались, следствием чего стало игнорирование в нем реалий отечественного потребительского рынка и наработанных практик взаимоотношений торговых сетей с поставщиками.
Так, отсутствие стимулирования, вызванное предлагаемым депутатами значительным уменьшением размеров ретро-бонуса, снизит заинтересованность в увеличении закупок и негативно отразится на производстве и доходах производителей. Кроме того, понижение размеров бонусов спровоцирует увеличение наценки по всем товарам и неблагоприятно отразится на потребителе и продуктовой инфляции.
Поправки в закон могут создать риски и с точки зрения дефицита товаров. Средний срок оборачиваемости у сетей около 30 дней, а предлагаемая отсрочка по платежам менее срока годности и оборачиваемости товара не позволит торговым сетям обеспечить бездефицитное снабжение покупателей продуктами. Для поддержания нормального товарного запаса и без того закредитованные из-за больших инвестиционных затрат торговые сети будут вынуждены привлекать дополнительное заемное финансирование, что в условиях рекордно высоких кредитных ставок разрушит существующую с минимальной рентабельностью бизнес-модель ритейла и неизбежно скажется на конечной цене товара. Фактически торговые сети будут кредитовать поставщика, производя расчет за еще не реализованный товар и неся при этом дополнительные риски, в том числе за поставку некачественного товара. Для продуктов с коротким сроком годности своевременная оплата будет затруднена технически – невозможностью своевременно обработать торговым предприятием всего массива документов на сотни приемок в день. Данное ограничение поставит торговые сети в неравные условия с торговыми организациями, на которые не распространяется Закон о торговле, что противоречит принципу равных условий.
Поправки по ограничению оказания торговыми сетями поставщикам маркетинговых услуг, в том числе по продвижению товара, приведут к тому, что поставщику станет сложнее продвигать производимую продукцию и использовать маркетинговые возможности торговой сети. Это негативно отразится на всех участниках оборота потребительской продукции: замедлится развитие торговых сетей, сузятся возможности производителей увеличивать объемы продаж и производства, возрастут рекламные бюджеты производителей, а потребитель будет ограничен в выборе информации.
В целом предлагаемые изменения приведут к снижению финансового оборота торговых сетей, ограничат их возможности инвестировать в сдерживание цен и, тем самым, "разгонят" инфляцию. Эти инициативы отражают интересы производителей, не учитывая или прямо ущемляя интересы потребителей и торговых сетей. Полагаем, что в текущей редакции законопроект не достигнет цели обеспечения продовольственной безопасности, а, наоборот, приведет к стагнации рынка торговли продовольственными товарами, галопированию продовольственной инфляции, риску возникновения дефицита социально-значимых товаров, снижению доверия между всеми участниками продовольственного рынка, что негативно отразится на экономике страны и благополучии населения.
Ассоциация Компаний Розничной Торговли выступает за то, чтобы меры по стабилизации потребительского рынка вырабатывались через механизмы саморегулирования, созданные и функционирующие в настоящее время в отрасли и показавшие свою эффективность в последние месяцы.
Комментарий Председателя Президиума АКОРТ И.Якубсона: "Представители цивилизованной и законопослушной торговли категорически возражают против предложенных изменений, мы считаем их несвоевременными и опасными с точки зрения бездефицитного обеспечения покупателей качественными товарами по возможно низкой цене".
По мнению Ассоциации Компаний Розничной Торговли эти законодательные инициативы по изменению положений Закона о торговли контрпродуктивны с точки зрения защиты интересов конечного потребителя, предпринимательства, экономики и общества. В условиях волатильности рубля, санкционных ограничений по импортным поставкам, повышения арендных, налоговых и иных платежей торговых организаций предлагаемые изменения положений Закона о торговли ощутимо осложнят финансовое положение розничных сетей, внесут дисбаланс в годами отлаженные отношения между ними и поставщиками товара, будут способствовать дестабилизации ситуации на потребительском рынке страны. Потери понесут как торговые организации, так и производители. Велик риск ощутимого снижения объемов производства и реализации продовольственных товаров.
В ходе работы над законопроектом опыт работы и мнение торговых сетей не учитывались, следствием чего стало игнорирование в нем реалий отечественного потребительского рынка и наработанных практик взаимоотношений торговых сетей с поставщиками.
Так, отсутствие стимулирования, вызванное предлагаемым депутатами значительным уменьшением размеров ретро-бонуса, снизит заинтересованность в увеличении закупок и негативно отразится на производстве и доходах производителей. Кроме того, понижение размеров бонусов спровоцирует увеличение наценки по всем товарам и неблагоприятно отразится на потребителе и продуктовой инфляции.
Поправки в закон могут создать риски и с точки зрения дефицита товаров. Средний срок оборачиваемости у сетей около 30 дней, а предлагаемая отсрочка по платежам менее срока годности и оборачиваемости товара не позволит торговым сетям обеспечить бездефицитное снабжение покупателей продуктами. Для поддержания нормального товарного запаса и без того закредитованные из-за больших инвестиционных затрат торговые сети будут вынуждены привлекать дополнительное заемное финансирование, что в условиях рекордно высоких кредитных ставок разрушит существующую с минимальной рентабельностью бизнес-модель ритейла и неизбежно скажется на конечной цене товара. Фактически торговые сети будут кредитовать поставщика, производя расчет за еще не реализованный товар и неся при этом дополнительные риски, в том числе за поставку некачественного товара. Для продуктов с коротким сроком годности своевременная оплата будет затруднена технически – невозможностью своевременно обработать торговым предприятием всего массива документов на сотни приемок в день. Данное ограничение поставит торговые сети в неравные условия с торговыми организациями, на которые не распространяется Закон о торговле, что противоречит принципу равных условий.
Поправки по ограничению оказания торговыми сетями поставщикам маркетинговых услуг, в том числе по продвижению товара, приведут к тому, что поставщику станет сложнее продвигать производимую продукцию и использовать маркетинговые возможности торговой сети. Это негативно отразится на всех участниках оборота потребительской продукции: замедлится развитие торговых сетей, сузятся возможности производителей увеличивать объемы продаж и производства, возрастут рекламные бюджеты производителей, а потребитель будет ограничен в выборе информации.
В целом предлагаемые изменения приведут к снижению финансового оборота торговых сетей, ограничат их возможности инвестировать в сдерживание цен и, тем самым, "разгонят" инфляцию. Эти инициативы отражают интересы производителей, не учитывая или прямо ущемляя интересы потребителей и торговых сетей. Полагаем, что в текущей редакции законопроект не достигнет цели обеспечения продовольственной безопасности, а, наоборот, приведет к стагнации рынка торговли продовольственными товарами, галопированию продовольственной инфляции, риску возникновения дефицита социально-значимых товаров, снижению доверия между всеми участниками продовольственного рынка, что негативно отразится на экономике страны и благополучии населения.
Ассоциация Компаний Розничной Торговли выступает за то, чтобы меры по стабилизации потребительского рынка вырабатывались через механизмы саморегулирования, созданные и функционирующие в настоящее время в отрасли и показавшие свою эффективность в последние месяцы.
Комментарий Председателя Президиума АКОРТ И.Якубсона: "Представители цивилизованной и законопослушной торговли категорически возражают против предложенных изменений, мы считаем их несвоевременными и опасными с точки зрения бездефицитного обеспечения покупателей качественными товарами по возможно низкой цене".