АКОРТ:Торговые сети считают, что депутатские поправки в Закон о торговле будут способствовать дестабилизации ситуации на потребительском рынке страны.

21 января 2015 года группа депутатов Государственной Думы Российской Федерации (Ирина Яровая, Николай Панков, Виктор Звагельский, Надежда Школкина, сенатор Сергей Лисовский и другие), внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о внесении изменений в Закон о торговле. Документ предусматривает снижение более чем в три раза допустимых размеров максимального ретро-бонуса (премия, которую выплачивает поставщик товара ритейлеру за объем продаж). Предлагается также сокращение отсрочки платежей за поставки товаров. В частности, отсрочку по оплате скоропортящихся товаров предлагается снизить с десяти до пяти дней, товаров со сроком хранения до одного месяца – с 30 до 20 дней, товаров длительного хранения – с 45 до 35 дней. Законопроектом также предусматривается введение новых ограничений на оказание торговыми сетями поставщикам маркетинговых услуг, в том числе по продвижению товара. Для торговых сетей за нарушение ряда вводимых положений поправками в Кодекс об административных правонарушениях вводятся штрафы в размере более 5 млн руб.
По мнению Ассоциации Компаний Розничной Торговли эти законодательные инициативы по изменению положений Закона о торговли контрпродуктивны с точки зрения защиты интересов конечного потребителя, предпринимательства, экономики и общества. В условиях волатильности рубля, санкционных ограничений по импортным поставкам, повышения арендных, налоговых и иных платежей торговых организаций предлагаемые изменения положений Закона о торговли ощутимо осложнят финансовое положение розничных сетей, внесут дисбаланс в годами отлаженные отношения между ними и поставщиками товара, будут способствовать дестабилизации ситуации на потребительском рынке страны. Потери понесут как торговые организации, так и производители. Велик риск ощутимого снижения объемов производства и реализации продовольственных товаров.
В ходе работы над законопроектом опыт работы и мнение торговых сетей не учитывались, следствием чего стало игнорирование в нем реалий отечественного потребительского рынка и наработанных практик взаимоотношений торговых сетей с поставщиками.
Так, отсутствие стимулирования, вызванное предлагаемым депутатами значительным уменьшением размеров ретро-бонуса, снизит заинтересованность в увеличении закупок и негативно отразится на производстве и доходах производителей. Кроме того, понижение размеров бонусов спровоцирует увеличение наценки по всем товарам и неблагоприятно отразится на потребителе и продуктовой инфляции.
Поправки в закон могут создать риски и с точки зрения дефицита товаров. Средний срок оборачиваемости у сетей около 30 дней, а предлагаемая отсрочка по платежам менее срока годности и оборачиваемости товара не позволит торговым сетям обеспечить бездефицитное снабжение покупателей продуктами. Для поддержания нормального товарного запаса и без того закредитованные из-за больших инвестиционных затрат торговые сети будут вынуждены привлекать дополнительное заемное финансирование, что в условиях рекордно высоких кредитных ставок разрушит существующую с минимальной рентабельностью бизнес-модель ритейла и неизбежно скажется на конечной цене товара. Фактически торговые сети будут кредитовать поставщика, производя расчет за еще не реализованный товар и неся при этом дополнительные риски, в том числе за поставку некачественного товара. Для продуктов с коротким сроком годности своевременная оплата будет затруднена технически – невозможностью своевременно обработать торговым предприятием всего массива документов на сотни приемок в день. Данное ограничение поставит торговые сети в неравные условия с торговыми организациями, на которые не распространяется Закон о торговле, что противоречит принципу равных условий.
Поправки по ограничению оказания торговыми сетями поставщикам маркетинговых услуг, в том числе по продвижению товара, приведут к тому, что поставщику станет сложнее продвигать производимую продукцию и использовать маркетинговые возможности торговой сети. Это негативно отразится на всех участниках оборота потребительской продукции: замедлится развитие торговых сетей, сузятся возможности производителей увеличивать объемы продаж и производства, возрастут рекламные бюджеты производителей, а потребитель будет ограничен в выборе информации.
В целом предлагаемые изменения приведут к снижению финансового оборота торговых сетей, ограничат их возможности инвестировать в сдерживание цен и, тем самым, "разгонят" инфляцию. Эти инициативы отражают интересы производителей, не учитывая или прямо ущемляя интересы потребителей и торговых сетей. Полагаем, что в текущей редакции законопроект не достигнет цели обеспечения продовольственной безопасности, а, наоборот, приведет к стагнации рынка торговли продовольственными товарами, галопированию продовольственной инфляции, риску возникновения дефицита социально-значимых товаров, снижению доверия между всеми участниками продовольственного рынка, что негативно отразится на экономике страны и благополучии населения.
Ассоциация Компаний Розничной Торговли выступает за то, чтобы меры по стабилизации потребительского рынка вырабатывались через механизмы саморегулирования, созданные и функционирующие в настоящее время в отрасли и показавшие свою эффективность в последние месяцы.
Комментарий Председателя Президиума АКОРТ И.Якубсона: "Представители цивилизованной и законопослушной торговли категорически возражают против предложенных изменений, мы считаем их несвоевременными и опасными с точки зрения бездефицитного обеспечения покупателей качественными товарами по возможно низкой цене".
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233