Продуктами закупились по-крупному. Продовольственные ретейлеры отчитались о потребительском буме. "Фонтанка.ru". 8 февраля 2019

В условиях "нулевого роста" 2019 года ретейлеры ищут спасения в интернет-продажах, а также хотят зарабатывать на аптеках и кафе.
В преддверии Нового года россияне не отказывали себе в потребительских радостях, следует из данных крупнейших продовольственных ретейлеров, публикующих свою финансовую отчетность. Магазинам Х5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), "Лента", "Магнит", "О`Кей" в IV квартале удалось серьезно улучшить показали не только по сравнению с предыдущими месяцами, но и прошлым годом.
Наиболее впечатляющей динамики добился "Магнит". В презентации, опубликованной 7 февраля, ретейлер сообщает, что впервые за два года закончил квартал с положительными сопоставимыми (like-for-like) продажами. Это означает, что компании удалось нарастить выручку не только за счет открытия новых точек и географической экспансии, но и за счет увеличения покупок в магазинах, которые работают больше года. В октябре-декабре сопоставимые продажи группы выросли на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, у главного формата "магазин у дома" – на 0,3%. Свои успехи компания приписывает изменению ассортимента (в частности, она увеличила долю товаров категории "фреш") и бОльшей эффективности промо-акций. Но по итогам всего 2018 года показатель like-for-like остался в минусе.
У "Ленты" сопоставимые продажи в четвертом квартале росли в полтора раза быстрее, чем по году в целом (2,1% и 1,3%, соответственно). У Х5 Retail Group показатель разогнался более чем в два раза (+3,7% за IV квартал и 1,5% в целом по году). Компании удалось увеличить как число клиентов, так и сумму их трат. А вот "Лента" смогла похвастаться только ростом среднего чека: трафик в IV квартале был на уровне прошлого года.
Сети "О`Кей" тоже удалось улучшить динамику в четвертом квартале, хотя выбраться из отрицательной зоны не удалось. Сопоставимые продажи ретейлера за октябрь-декабрь снизились на 2,7% (для сравнения: за год в целом — на 3,3). Трафик ускорил падение (на 4,3% в четвертом квартале по сравнению с 2,6% в целом по году), но зато средний чек вышел в положительную зону, увеличившись на 0,8% (в целом по году снижение составило 0,6%).
Но поводов для оптимизма компания не видит. Тратить больше потребителя вынуждает инфляция: цены на полке выросли на 2,9% в годовом выражении, комментируют в "О`Кее". Но поскольку реальные располагаемые доходы остаются низкими, единственный способ заманить покупателя — это скидки. "Грамотно организованные промо-кампании в преддверии праздников наряду с улучшением ассортимента и инициативами в области маркетинга помогли нам замедлить снижение количества товарных наименований на клиента", – сообщает ретейлер.
Январская динамика потребления, на первый взгляд, не подтверждает опасания ретейлеров. Так, по данным исследовательского холдинга "Ромир", по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года повседневные траты отечественных потребителей выросли на 5,3%. Но основную долю этого роста обеспечила инфляция: из-за повышения НДС на 2% продавцы подняли цены на 5%, сообщил Росстат. Таким образом, реальный рост потребления составил всего 0,3%.
В дальнейшем динамика может ухудшиться, прогнозируют в "Магните". Санкции США и ЕС продолжат давить на экономику, а государство ясно высказалось в пользу усиления регулирования: помимо роста НДС и введения новых правил сертификации рынок ждет ужесточения торгового законодательства. В своей "Стратегии трансформации", также опубликованной 7 февраля, компания дает "нулевой LFL–базовый прогноз для рынка". То есть, даже несмотря на ожидаемую инфляцию в 4%, выручка увеличиваться не будет. "Для роста потребуется пересмотреть ценовое предложение", – поясняет ретейлер.
Но снижать цены уже некуда: с осени продавцы заявляют, что доля промо-акций достигла критических уровней, а в условиях повышения НДС даже удержать стоимость в прежних значениях – уже успех.
"Мы стремимся постоянно поддерживать долю промо-акций на стабильном уровне, делая акцент на предложения, доведенные непосредственно до внимания покупателей (около 30%)", – комментируют в "О`Кее". Чтобы повысить эффективность скидок, ретейлер внедрил IT-решение, позволяющее предлагать акционные товары на основе анализа предпочтений конкретного клиента.
"Магнит" планирует расти за счет выхода в смежные сегменты, например аптеки. Также ретейлер считает перспективным запуск кафе, торговлю игрушками и товарами для животных, а также интернет-продажи. Но если "Магнит" только рассуждает об онлайн-магазине, Х5 Retail Group уже взяла эту стратегию на вооружение, запустив доставку продуктов в Москве и Петербурге.
Еще один способ остаться в плюсе – переманивать клиентов у конкурентов, считают в "Ленте". "Мы продолжаем привлекать новых покупателей, отбирая их в основном у других сетей гипермаркетов, региональных сетей", – поясняет ретейлер в своей отчетности. Спортивно-военной риторики придерживается и "Магнит". "Гонка" за лучшими локациями ещё не закончена: их, может быть, сложно получить, но нам необходимо победить", – отмечает компания в своей стратегии. Консолидация рынка тоже далека от завершения, считает ретейлер.
Это мнение вполне разделяет "Дикси". В конце января ретейлер объявил о слиянии с алкогольными сетями "Бристоль" и "Красное и белое", что позволит объединенному игроку стать третьим по обороту розничным игроком в России.
Усиления консолидации ждут и на петербургском рынке. Как сообщала "Фонтанка", один из старейших игроков, холдинг "Продовольственная биржа", сворачивает свои сети "Полушка" и "Лайм". На площади закрывающихся точек претендуют федеральные X5 Retail Group, Spar, "Магнит", а также местные "Реалъ" и "Семишагофф". Последняя, по данным "Коммерсанта", недавно приобрела складской комплекс в Металлострое площадью 16,5 тыс. кв. м, что может говорить о планах активной экспансии, а также о желании оптимизировать издержки (содержать собственный склад дешевле, чем арендованный).
Региональные игроки почувствовали усиление ценового давления федералов, признает генеральный директор "Реалъ" Игорь Янковский. По его словам, в IV квартале ретейлер подъема не ощутил. "В 2019 году успехом будет удержаться на прежнем уровне", – говорит он. Противостоять натиску компания планирует за счет изменения программы лояльности.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233