Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.12 66.7454 +0.1246
EUR 19.12 75.7761 +0.3947
Все котировки валют
 Топ новости

Люди или памятники: центр Петербурга снова хотят расселить. "РосБизнесКонсалтинг". 11 октября 2018

Администрация Санкт-Петербурга разместила на своем сайте для общественного обсуждения законопроект "О реставрации, капитальном ремонте и приспособлении для современного использования жилищного фонда исторического центра Санкт-Петербурга". Основным разработчиком документа стала группа депутатов во главе с Оксаной Дмитриевой.
Основные цели законопроекта — привлечь инвесторов к сохранению зданий-памятников и на их средства расселить имеющиеся в этих зданиях коммунальные квартиры. Сохранение памятников предусматривает полный набор работ, в соответствии с требованиями комитета по государственному использованию и охране памятников Петербурга (КГИОП), по восстановлению нарушенных предметов охраны, проведению капитального ремонта здания (если это необходимо) и благоустройству территории с одновременным расселением коммунальных квартир.
В законопроекте детально прописаны условия для инвесторов, призванные заинтересовать их, а также для жителей этих домов, призванные соблюсти их интересы в процессе реализации проекта. Перечисленные задачи должны быть решены в рамках соответствующей "Программы реставрации и капитального ремонта" — предполагается, что правительство Санкт-Петербурга разработает и утвердит ее в срок до 1 июля 2019 года.
Это уже вторая попытка начать системную реконструкцию исторического центра Санкт-Петербурга. Первая, известная составлением перечня пилотных кварталов и бурными протестами жителей этих кварталов, сошла на нет. По всей видимости, реализация новой программы тоже будет сопряжена с конфликтами интересов.
Редакция РБК Петербург попросила высказать свое мнение о законопроекте двух экспертов, имеющих непосредственное отношение к этому сюжету. Александр Кононов принимал участие (в качестве эксперта) в подготовке настоящего законопроекта, а Владимир Котегов являлся по сути главным лоббистом интересов жителей пилотных кварталов "Конюшенная" и "Северная Коломна-Новая Голландия" в ходе предыдущей попытки реконструировать центр. Возможно, возглавляемая им общественная организация будет представлять интересы жителей и на новом витке развития этой истории.
"СОБСТВЕННИКОВ ШАНТАЖИРУЮТ"
Председатель Совета общественного движения "Защита исторического Петербурга" Владимир Котегов:
"Сейчас собственников жилых и нежилых помещений фактически шантажируют. С помощью законопроекта их загоняют в угол. Если собственники соглашаются на эту программу, то у них выкупают помещения на невыгодных для них условиях — переселяют на окраины. Абсолютное большинство собственников, я уверен, на это не согласится. Лично я не согласен обменять даже свои комнаты в коммуналке на квартиру на окраине.
Главный дефект законопроекта, по моему мнению, как раз в том, что в случае отказа собственников от участия в программе на них перенесут все тяготы, связанные с капремонтом и реставрацией памятника — притом что памятник в большинстве случаев не был приведен государством в нормативное состояние на момент приватизации квартир, с чем и связаны сейчас основные затраты на капремонт и реставрацию.
Когда собственники не согласны включать свой дом в программу, то контролирующий орган составляет акт о ненадлежащем уходе за объектом культурного наследия и выставляет собственникам полный счет на реставрацию и капитальный ремонт здания. Реставрация — штука дорогая, так что получится многомиллионный счет. Если люди не оплачивают эти счета, то их по суду будут вынуждать продавать свои помещения. Но оплатят им не реальную стоимость помещений, а вычтут из нее стоимость реставрации, которую оценит некий государственный орган. В результате собственники получат копейки, а может даже ничего не получат, а еще останутся должны.
В предыдущем варианте реконструкции центра — по программе "Сохранение и развитие территорий "Конюшенная" и "Северная Коломна — Новая Голландия" — было предусмотрено специальное предварительное обследование зданий на предмет выявления дефектов. В нынешнем варианте подобное обследование не предусмотрено. В законопроекте сказано, что дом может быть включен в программу, в том числе в случае, если он "нуждается в реставрации и капитальном ремонте". Эта расплывчатая формулировка допускает огромный произвол со стороны принимающих решение. А принимать решение будут лица, заинтересованные в реализации программы.
Перечень домов для включения в программу, я уверен, будет составлен волюнтаристски — не исходя из их реального состояния, а в соответствии с желаниями инвесторов ими заняться, потому что весь законопроект заточен именно под инвесторов. Но цель любого предпринимателя — заработать. Поэтому они будут стараться включить в программу не те памятники, которые действительно нуждаются в первоочередной реставрации, а те, на которых можно больше заработать. Мы это наблюдали в истории с предыдущей программой, пилотными кварталами "Конюшенная" и "Северная Коломна — Новая Голландия". Нет оснований рассчитывать, что в этот раз будет иначе.
При всем том, у меня есть большие сомнения, что будет выполнена главная официальная цель всей этой затеи — реставрация памятников. Мы видим, как на практике власти относятся к собственникам и арендаторам зданий памятников. Федеральный памятник в доме 4/1 по Миллионной улице (бывшая императорская Главная аптека) находится в безобразном состоянии. Литер А этого здания уже семь лет находится под "временной кровлей". Она плохого качества и здание стремительно разрушается (протечки по фасаду, грибок). А ведь архитекторами этого памятника были Трезини и Кваренги. В плачевном состоянии также федеральный памятник на Миллионной, 10, который собственник превратил в доходный дом. На него был составлен официальный акт о нарушениях, выдано предписание их устранить, возбуждено уголовное дело, но воз и ныне там — штраф собственнику и мировое соглашение, а историческая планировка не восстановлена. Вот как КГИОП заботится о памятниках, следит за сохранением памятников его владельцами.
Боюсь, что и в нашей истории качественной реставрации и надлежащего потом поддержания памятников не будет. Так что жителей будут мучать совершенно напрасно".
"ПРЯНИКИ" ДЛЯ БИЗНЕСА
Заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александр Кононов:
"Законопроект мотивирован необходимостью привлечь частные средства для сохранения памятников. В силу нынешних приоритетов власти бюджетных средств на охрану памятников выделяется мало и их катастрофически не хватает. В Петербурге около 9 тыс. зарегистрированных объектов культурного наследия. Практически все они находятся в ведении городских властей, включая большинство памятников и ансамблей федерального значения. В мировой практике принято привлекать частные средства к сохранению памятников. У нас это не запрещено, но эффективного механизма не создано. Власти не справляются с сохранением памятников, все предыдущие попытки навести порядок, в том числе, путем привлечения частных инвестиций, качественно ситуацию не изменили, так что если ничего не предпринимать, культурное наследие Петербурга продолжит разрушаться и уничтожаться, как, собственно, сейчас и происходит.
В такой ситуации я считаю, что любая разумная, то есть, более или менее профессионально проработанная и обсужденная со всеми потенциальными участниками процесса, инициатива по привлечению дополнительных средств в ремонт, реставрацию и поддержание памятников — это благо. Другое дело, что непрофессиональная инициатива может принести больше вреда, чем пользы.
Как показывает опыт, частные средства идут в эту сферу неохотно и избирательно — никто не рвется покупать или арендовать памятники, нуждающиеся в серьезных работах, потому что их реставрация и последующее содержание очень дороги, так что особой прибыли от владения не получить, а мороки много. По этой причине нужны дополнительные стимулы, чтобы привлечь бизнес.
Данный законопроект предлагает предпринимателям некоторые "пряники" за то, что они вложат свои средства в сохранение памятников-многоквартирных домов. Причем, не только в реставрацию и капремонт аварийных памятников, но вообще любых, находящихся в неудовлетворительном состоянии, то есть тех, чьи номинальные владельцы (собственники жилых и нежилых помещений) явно не справляются с надлежащим уходом за ними.
Законопроект смотрит на здание-памятник в первую очередь с точки зрения возможности привлечь инвестора, который был бы заинтересован расселить коммунальные квартиры, вложиться в восстановление как самих этих квартир, так и общедомового имущества (лестниц, вестибюлей, дворов и т.д.), с сохранением архитектурно-художественных элементов, составляющих предметы охраны. Расселять дом в большинстве случаев не нужно (лишь временно отселять в редких случаях, если надо, к примеру, заменить перекрытия), так что собственников квартир, если они согласятся на условия программы, трогать не предполагается. В некоторых случаях под действие программы подпадут близлежащие дома и территории. Это нужно для того, чтобы создать комфортную среду для будущих жителей отреставрированного здания-памятника, потому что покупать в нем квартиры за десятки миллионов (а это необходимо, чтобы инвестор получил прибыль) люди будут только в случае, если вокруг их жилья будет создана адекватная среда. Жить в люксовой квартире в окружении трущоб никто не захочет.
Мы в ВООПИиК считаем, что замысел в целом интересный, концепция законопроекта после всех корректировок и обсуждений, в которых мы также участвовали, адекватна поставленным целям. При всем том, законопроект довольно сложный, в нем много нюансов, иногда для меня неочевидных. Насколько предложенный механизм окажется эффективным и работоспособным, никто сейчас сказать не сможет — слишком много факторов влияет на процесс. Мы считаем, что надо попробовать: выбрать два-три памятника и реализовать в них пилотный проект. По ходу его реализации надо фиксировать возникающие новые проблемы, выработать способы их решения и потом при необходимости корректировать этот механизм для его распространения на весь исторический центр".
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специалисты INFOLine подготовили для Вас ДВА НОВЫХ исследования

170 крупнейших инвестиционных проектов строительства пищевых производств РФ. Проекты 2019-2022 годов. Расширенная версия"

200 крупнейших инвестиционных проектов строительства агрокомплексов РФ. Проекты 2019-2022 годов. Расширенная версия"

Расширенная версия содержит:

·        Основные показатели сельского хозяйства и пищевой промышленности РФ, рейтинги крупнейших компаний отрасли по финансовым и инвестиционным показателям, анализ состояния агропромышленного комплекса, пищевой промышленности в целом и отдельных сегментов.

·        Динамика различных показателей отрасли с 2011 года, общие по стране и региональные статистические данные 2017 года.

·        Подробное описание реализуемых и планируемых к реализации в 2019-2022 гг инвестиционных проектов, а также завершенных в 2018 г.

При покупке расширенной версии до 28.12.2018 Вы получаете ПОДАРОК – аналитическое исследование по выбранной отрасли!

"Агропромышленный комплекс России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Перспективы развития до 2020 года"

"Производство продуктов питания и напитков России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Перспективы развития до 2020 года"

Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ или задать вопросы
по e-mail: 
str@allinvest.ru

Готова ответить на Ваши вопросы по телефонам: +7(812)322-6848 доб.167, +7(495)772-7640 доб.167 менеджер проекта Елена Барышникова,