Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 25.02 65.5149 -0.0252
EUR 25.02 74.3332 +0.0369
Все котировки валют
 Топ новости

Люди или памятники: центр Петербурга снова хотят расселить. "РосБизнесКонсалтинг". 11 октября 2018

Администрация Санкт-Петербурга разместила на своем сайте для общественного обсуждения законопроект "О реставрации, капитальном ремонте и приспособлении для современного использования жилищного фонда исторического центра Санкт-Петербурга". Основным разработчиком документа стала группа депутатов во главе с Оксаной Дмитриевой.
Основные цели законопроекта — привлечь инвесторов к сохранению зданий-памятников и на их средства расселить имеющиеся в этих зданиях коммунальные квартиры. Сохранение памятников предусматривает полный набор работ, в соответствии с требованиями комитета по государственному использованию и охране памятников Петербурга (КГИОП), по восстановлению нарушенных предметов охраны, проведению капитального ремонта здания (если это необходимо) и благоустройству территории с одновременным расселением коммунальных квартир.
В законопроекте детально прописаны условия для инвесторов, призванные заинтересовать их, а также для жителей этих домов, призванные соблюсти их интересы в процессе реализации проекта. Перечисленные задачи должны быть решены в рамках соответствующей "Программы реставрации и капитального ремонта" — предполагается, что правительство Санкт-Петербурга разработает и утвердит ее в срок до 1 июля 2019 года.
Это уже вторая попытка начать системную реконструкцию исторического центра Санкт-Петербурга. Первая, известная составлением перечня пилотных кварталов и бурными протестами жителей этих кварталов, сошла на нет. По всей видимости, реализация новой программы тоже будет сопряжена с конфликтами интересов.
Редакция РБК Петербург попросила высказать свое мнение о законопроекте двух экспертов, имеющих непосредственное отношение к этому сюжету. Александр Кононов принимал участие (в качестве эксперта) в подготовке настоящего законопроекта, а Владимир Котегов являлся по сути главным лоббистом интересов жителей пилотных кварталов "Конюшенная" и "Северная Коломна-Новая Голландия" в ходе предыдущей попытки реконструировать центр. Возможно, возглавляемая им общественная организация будет представлять интересы жителей и на новом витке развития этой истории.
"СОБСТВЕННИКОВ ШАНТАЖИРУЮТ"
Председатель Совета общественного движения "Защита исторического Петербурга" Владимир Котегов:
"Сейчас собственников жилых и нежилых помещений фактически шантажируют. С помощью законопроекта их загоняют в угол. Если собственники соглашаются на эту программу, то у них выкупают помещения на невыгодных для них условиях — переселяют на окраины. Абсолютное большинство собственников, я уверен, на это не согласится. Лично я не согласен обменять даже свои комнаты в коммуналке на квартиру на окраине.
Главный дефект законопроекта, по моему мнению, как раз в том, что в случае отказа собственников от участия в программе на них перенесут все тяготы, связанные с капремонтом и реставрацией памятника — притом что памятник в большинстве случаев не был приведен государством в нормативное состояние на момент приватизации квартир, с чем и связаны сейчас основные затраты на капремонт и реставрацию.
Когда собственники не согласны включать свой дом в программу, то контролирующий орган составляет акт о ненадлежащем уходе за объектом культурного наследия и выставляет собственникам полный счет на реставрацию и капитальный ремонт здания. Реставрация — штука дорогая, так что получится многомиллионный счет. Если люди не оплачивают эти счета, то их по суду будут вынуждать продавать свои помещения. Но оплатят им не реальную стоимость помещений, а вычтут из нее стоимость реставрации, которую оценит некий государственный орган. В результате собственники получат копейки, а может даже ничего не получат, а еще останутся должны.
В предыдущем варианте реконструкции центра — по программе "Сохранение и развитие территорий "Конюшенная" и "Северная Коломна — Новая Голландия" — было предусмотрено специальное предварительное обследование зданий на предмет выявления дефектов. В нынешнем варианте подобное обследование не предусмотрено. В законопроекте сказано, что дом может быть включен в программу, в том числе в случае, если он "нуждается в реставрации и капитальном ремонте". Эта расплывчатая формулировка допускает огромный произвол со стороны принимающих решение. А принимать решение будут лица, заинтересованные в реализации программы.
Перечень домов для включения в программу, я уверен, будет составлен волюнтаристски — не исходя из их реального состояния, а в соответствии с желаниями инвесторов ими заняться, потому что весь законопроект заточен именно под инвесторов. Но цель любого предпринимателя — заработать. Поэтому они будут стараться включить в программу не те памятники, которые действительно нуждаются в первоочередной реставрации, а те, на которых можно больше заработать. Мы это наблюдали в истории с предыдущей программой, пилотными кварталами "Конюшенная" и "Северная Коломна — Новая Голландия". Нет оснований рассчитывать, что в этот раз будет иначе.
При всем том, у меня есть большие сомнения, что будет выполнена главная официальная цель всей этой затеи — реставрация памятников. Мы видим, как на практике власти относятся к собственникам и арендаторам зданий памятников. Федеральный памятник в доме 4/1 по Миллионной улице (бывшая императорская Главная аптека) находится в безобразном состоянии. Литер А этого здания уже семь лет находится под "временной кровлей". Она плохого качества и здание стремительно разрушается (протечки по фасаду, грибок). А ведь архитекторами этого памятника были Трезини и Кваренги. В плачевном состоянии также федеральный памятник на Миллионной, 10, который собственник превратил в доходный дом. На него был составлен официальный акт о нарушениях, выдано предписание их устранить, возбуждено уголовное дело, но воз и ныне там — штраф собственнику и мировое соглашение, а историческая планировка не восстановлена. Вот как КГИОП заботится о памятниках, следит за сохранением памятников его владельцами.
Боюсь, что и в нашей истории качественной реставрации и надлежащего потом поддержания памятников не будет. Так что жителей будут мучать совершенно напрасно".
"ПРЯНИКИ" ДЛЯ БИЗНЕСА
Заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александр Кононов:
"Законопроект мотивирован необходимостью привлечь частные средства для сохранения памятников. В силу нынешних приоритетов власти бюджетных средств на охрану памятников выделяется мало и их катастрофически не хватает. В Петербурге около 9 тыс. зарегистрированных объектов культурного наследия. Практически все они находятся в ведении городских властей, включая большинство памятников и ансамблей федерального значения. В мировой практике принято привлекать частные средства к сохранению памятников. У нас это не запрещено, но эффективного механизма не создано. Власти не справляются с сохранением памятников, все предыдущие попытки навести порядок, в том числе, путем привлечения частных инвестиций, качественно ситуацию не изменили, так что если ничего не предпринимать, культурное наследие Петербурга продолжит разрушаться и уничтожаться, как, собственно, сейчас и происходит.
В такой ситуации я считаю, что любая разумная, то есть, более или менее профессионально проработанная и обсужденная со всеми потенциальными участниками процесса, инициатива по привлечению дополнительных средств в ремонт, реставрацию и поддержание памятников — это благо. Другое дело, что непрофессиональная инициатива может принести больше вреда, чем пользы.
Как показывает опыт, частные средства идут в эту сферу неохотно и избирательно — никто не рвется покупать или арендовать памятники, нуждающиеся в серьезных работах, потому что их реставрация и последующее содержание очень дороги, так что особой прибыли от владения не получить, а мороки много. По этой причине нужны дополнительные стимулы, чтобы привлечь бизнес.
Данный законопроект предлагает предпринимателям некоторые "пряники" за то, что они вложат свои средства в сохранение памятников-многоквартирных домов. Причем, не только в реставрацию и капремонт аварийных памятников, но вообще любых, находящихся в неудовлетворительном состоянии, то есть тех, чьи номинальные владельцы (собственники жилых и нежилых помещений) явно не справляются с надлежащим уходом за ними.
Законопроект смотрит на здание-памятник в первую очередь с точки зрения возможности привлечь инвестора, который был бы заинтересован расселить коммунальные квартиры, вложиться в восстановление как самих этих квартир, так и общедомового имущества (лестниц, вестибюлей, дворов и т.д.), с сохранением архитектурно-художественных элементов, составляющих предметы охраны. Расселять дом в большинстве случаев не нужно (лишь временно отселять в редких случаях, если надо, к примеру, заменить перекрытия), так что собственников квартир, если они согласятся на условия программы, трогать не предполагается. В некоторых случаях под действие программы подпадут близлежащие дома и территории. Это нужно для того, чтобы создать комфортную среду для будущих жителей отреставрированного здания-памятника, потому что покупать в нем квартиры за десятки миллионов (а это необходимо, чтобы инвестор получил прибыль) люди будут только в случае, если вокруг их жилья будет создана адекватная среда. Жить в люксовой квартире в окружении трущоб никто не захочет.
Мы в ВООПИиК считаем, что замысел в целом интересный, концепция законопроекта после всех корректировок и обсуждений, в которых мы также участвовали, адекватна поставленным целям. При всем том, законопроект довольно сложный, в нем много нюансов, иногда для меня неочевидных. Насколько предложенный механизм окажется эффективным и работоспособным, никто сейчас сказать не сможет — слишком много факторов влияет на процесс. Мы считаем, что надо попробовать: выбрать два-три памятника и реализовать в них пилотный проект. По ходу его реализации надо фиксировать возникающие новые проблемы, выработать способы их решения и потом при необходимости корректировать этот механизм для его распространения на весь исторический центр".
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специальное предложение до 28 февраля 2019 г.:

Специалисты INFOLine планируют к выходу  Обзор "INFOLine Rail Russia TOP: Итоги 2018 года" , который включает в себя актуальный Рейтинг операторов грузового железнодорожного подвижного состава России  "INFOLine Rail Russia TOP", анализ развития транспортного комплекса РФ и мониторинг изменений в государственном регулировании железнодорожного и альтернативных видов транспорта.

Предлагаем воспользоваться специальным предложением на приобретение комплекса информационных продуктов:

Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ 

Для получения детальной информации о продуктах и услугах агентства INFOLine, предлагаем Вам связаться с нами по телефонам +7(812)322-6848 (доб. 302) или +7(495)772-7640, а также по электронной почте на mailto:transport@infoline.spb.ruт РФ"

Менеджер проекта Евгения Надточаева