Цемент поедет по автодорогам? - Дмитрий Сапронов, исполнительный директор НО "Союзцемент". "ИА РЖД-Партнер.ру". 13 ноября 2018
Транспорт и логистика » Автомобильный транспорт
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Строительные материалы » Цемент и бетон
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Строительные материалы » Цемент и бетон
Рынок цемента в текущем году характеризуется общим падением объемов производства (-3,2% к объему за 9 месяцев 2017 г.), при этом объем железнодорожных перевозок имеет тенденцию к снижению. Кому достаются неперевезенные железнодорожниками объемы и можно ли надеяться на рост рынка в ближайшей перспективе? Об этом РЖД-Партнер.ру рассказывает исполнительный директор НО "Союзцемент" Дмитрий Сапронов.
– Дмитрий Всеволодович, падение перевозок цемента по железной дороге является устойчивым трендом. Чем это обуславливается в настоящее время?
– Это можно объяснить в первую очередь увеличением доли автомобильных перевозок. В 2016–2017 гг. в отгрузках цемента с предприятий РФ доля железнодорожных отгрузок составляла 49%, доля автомобильного транспорта, соответственно, 51%. За 9 месяцев 2018 года доля отгрузок по железной дороге снизилась до 47%, автоотгрузок, соответственно, увеличилась до 53%. Тренд на увеличение автоотгрузок вызван несколькими факторами, основным из которых являются снижение потребления на рынке цемента. Во-первых, это означает, что конкуренция вне домашних регионов для производителей становится все более острой, а спрос уменьшается. Во-вторых, сказывается нехватка подвижного состава (хопперов-цементовозов), что вынуждает производителей выбирать автомобильную доставку даже для тех случаев, где она менее конкурентоспособна по отношению к железнодорожной.
– В чем основная выгода перевозки цемента автотранспортом для производителя?
– Автотранспорт дает большую оперативность и мобильность по отношению к поставкам по сети РЖД. Для закупки автомобилей не нужно иметь отдельные железнодорожные подъездные пути, автотранспорт может доставить цемент непосредственно на объект, что делает такой вид доставки универсальным. С ростом плеча доставки эффективность автодоставки начинает уступать железнодорожной доставке, делая ее на больших расстояниях неэффективной. Однако в последнее время в связи со значительным ростом стоимости аренды вагонов автомобиль начинает становиться эффективным на все более длинные плечи. Если рост ставок или тарифов продолжится, доля железнодорожного транспорта в поставках цемента может продолжить снижение.
– Какие факторы могут повлиять на увеличение производства (а значит, и перевозок) цемента в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
– Основным фактором увеличения производства цемента является спрос со стороны строительного сектора. Инвестиции в жилье, доступный ипотечный кредит для населения, выполнение государственных программ по увеличению обеспеченности жителей РФ квадратными метрами на душу населения, повышения качества жилья, в том числе реализация таких программ, как реновация в Москве – все это может повысить спрос на цемент, а значит, и объемы его перевозки. По нашей оценке, реализация целей, поставленных президентом РФ, по вводу жилья до 120 млн кв. м в год может привести к росту потребления цемента для жилищного строительства в 1,5 раза (до 35 млн т цемента в год). А в случае распространения реновации для всех без исключения регионов объемы перевозок, в том числе по железной дороге, могут вырасти еще больше. Также свой вклад в рост потребления цемента могут внести крупные строительные проекты национального масштаба, например строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань.
– Дмитрий Всеволодович, падение перевозок цемента по железной дороге является устойчивым трендом. Чем это обуславливается в настоящее время?
– Это можно объяснить в первую очередь увеличением доли автомобильных перевозок. В 2016–2017 гг. в отгрузках цемента с предприятий РФ доля железнодорожных отгрузок составляла 49%, доля автомобильного транспорта, соответственно, 51%. За 9 месяцев 2018 года доля отгрузок по железной дороге снизилась до 47%, автоотгрузок, соответственно, увеличилась до 53%. Тренд на увеличение автоотгрузок вызван несколькими факторами, основным из которых являются снижение потребления на рынке цемента. Во-первых, это означает, что конкуренция вне домашних регионов для производителей становится все более острой, а спрос уменьшается. Во-вторых, сказывается нехватка подвижного состава (хопперов-цементовозов), что вынуждает производителей выбирать автомобильную доставку даже для тех случаев, где она менее конкурентоспособна по отношению к железнодорожной.
– В чем основная выгода перевозки цемента автотранспортом для производителя?
– Автотранспорт дает большую оперативность и мобильность по отношению к поставкам по сети РЖД. Для закупки автомобилей не нужно иметь отдельные железнодорожные подъездные пути, автотранспорт может доставить цемент непосредственно на объект, что делает такой вид доставки универсальным. С ростом плеча доставки эффективность автодоставки начинает уступать железнодорожной доставке, делая ее на больших расстояниях неэффективной. Однако в последнее время в связи со значительным ростом стоимости аренды вагонов автомобиль начинает становиться эффективным на все более длинные плечи. Если рост ставок или тарифов продолжится, доля железнодорожного транспорта в поставках цемента может продолжить снижение.
– Какие факторы могут повлиять на увеличение производства (а значит, и перевозок) цемента в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
– Основным фактором увеличения производства цемента является спрос со стороны строительного сектора. Инвестиции в жилье, доступный ипотечный кредит для населения, выполнение государственных программ по увеличению обеспеченности жителей РФ квадратными метрами на душу населения, повышения качества жилья, в том числе реализация таких программ, как реновация в Москве – все это может повысить спрос на цемент, а значит, и объемы его перевозки. По нашей оценке, реализация целей, поставленных президентом РФ, по вводу жилья до 120 млн кв. м в год может привести к росту потребления цемента для жилищного строительства в 1,5 раза (до 35 млн т цемента в год). А в случае распространения реновации для всех без исключения регионов объемы перевозок, в том числе по железной дороге, могут вырасти еще больше. Также свой вклад в рост потребления цемента могут внести крупные строительные проекты национального масштаба, например строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.