Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Обзор грузооборота морских портов России (январь – октябрь 2017 г.). " ИА РЖД-Партнер.ру". 20 ноября 2017

Рост грузооборота продолжается уже несколько лет и 2017 год не стал исключением. Согласно прогнозам Минтранса, грузооборот в морских портах РФ по итогам 2017 года достигнет 800 млн т. Итоги 10 месяцев говорят о том, что прогнозы экспертов, скорее всего, оправдаются.
Все больше и больше
По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России за январь – октябрь 2017 года вырос на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 649,5 млн т. По-прежнему наибольшую долю составляют наливные грузы. Их объем по итогам 10 месяцев текущего года достиг 343 млн т, что на 8,3% выше аналогичного уровня прошлого года. Наибольший рост демонстрирует перевалка сырой нефти – на 12,6%, до 210,7 млн т, а также сжиженного газа – на 7,2%, до 11,8 млн т. Объем перевалки нефтепродуктов остается стабильным – 116,8 млн т (+1,2% к уровню 2016 г.). Объем перевалки сухогрузов по итогам января – октября составил 306,5 млн т (+10,4%). Основные номенклатуры, переваливаемые в портах: уголь – 129,1 млн т (+13,8%), грузы в контейнерах – 39,7 млн т (+13%), зерно – 37 млн т (+31,3%), черные металлы – 23,1 млн т (-2,3%), минеральные удобрения – 14,3 млн т (+8,8%), рефрижераторные грузы – 2,5 млн т (+2,5%).
"Более 400 млн т (62% грузопотока) являются грузы первичной добычи, не подвергнутые переработке. Они имеют невысокую стоимость и не требуют оснащения высокотехнологичным оборудованием для перевалки. Рост грузооборота (в 5 раз) российских портов за последние 15 лет заставил российских стивидоров активно обновлять портовое перевалочное оборудование. Однако весь этот рост был обусловлен увеличением грузопотока первичных грузов", – отмечает генеральный директор ПАО "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов. Что касается внешнеторговых грузов, то объем импорта постепенно увеличивается. Хотя объем экспорта превалирует: по итогам 10 месяцев 2017 года – в 17 раз. Так, на экспорт было перегружено 500,6 млн т, что на 6,9% выше аналогичного периода прошлого года, а импортных грузов – 29,6 млн т (+14%). Транзитный грузопоток также демонстрирует положительную динамику – рост на 15,4%, до 47,7 млн т. А каботажных грузов было перевалено 71,4 млн т (+21,9%). В АСОП комментируют, что несмотря на кризисные явления в экономике России, операторы морских терминалов работают достаточно устойчиво и демонстрируют стабильный рост в перевалке грузов различной номенклатуры.
Если говорить об отдельных бассейнах, то наиболее положительную динамику роста перевалки наливных грузов демонстрируют порты Арктики. В январе – октябре 2017 года они перегрузили 60,9 млн т, что на 52,2% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Объем перевалки наливных грузов увеличился в 2 раза, до 36,7 млн т, а сухогрузов – на 9,6%, до 24,2 млн т. Показатели Арктического бассейна растут в основном за счет работы порта Мурманск, доля которого в структуре составляет 70%. Его грузооборот по итогам 10 месяцев составил 42,6 млн т, увеличившись на 60,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Рост показателей во многом связан с началом работы рейдового перегрузочного комплекса ООО "Кольский нефтяной терминал". Однако за указанный период значительно увеличилась не только перевалка нефти и нефтепродуктов, но и угля. Другие гавани также демонстрируют значительный рост перевалки. Например Сабетта – в 3 раза, до 6 млн т, а Кандалакша – в 2 раза, до 1,3 млн т. Помимо портов Арктического бассейна сахалинские гавани также можно отнести к разряду наиболее динамично развивающихся. Сахалинский порт Невельск увеличил перевалку грузов с 0,835 до 1,551 млн т грузов, а порт Шахтерск нарастил грузооборот на 162,2%, перевалив 5,758 млн т по сравнению с прошлогодними 3,549 млн т. Что касается других портов Дальневосточного бассейна, то наиболее высокие результаты демонстрируют порты Восточный – 57,7 млн т (+1,4%), Ванино – 24,7 млн т (-0,9%), Находка – 20,2 млн т (+3,8%), Пригородное – 14,1 млн т (+6,7%), Владивосток – 14 млн т (+18,7%), Посьет – до 6,4 млн т (-5,1%), Де-Кастри – до 9,2 млн т (-3,5%). В целом же в морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот за 10 месяцев 2017 года увеличился до 160,7 млн т, что на 4,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем перевалки сухогрузов увеличивается в основном за счет перевалки угля, грузов в контейнерах, лесных, тарно-штучных грузов и металлолома. В то же время сократилась перевалка черных металлов и руды. В целом объем сухогрузов составил 98,8 млн т, что выше уровня прошлого года на 6,7%. Объем наливных грузов остался практически на уровне прошлого года и составил 61,9 млн т (+1%). Перевалка этой категории грузов растет за счет сырой нефти и сжиженного газа, в то же время перевалка нефтепродуктов снижается. Отметим, что в грузообороте Дальневосточного бассейна доля экспорта составляет практически 90%.
Балтийские и Азово-черноморские порты наращивают грузооборот более медленными темпами. Несмотря на то, что основную долю грузопотока, переваливаемого российскими портами Балтийского бассейна, составляют наливные грузы – 119,5 млн т по итогам 10 месяцев текущего года, наибольшую положительную динамику демонстрирует переработка в гаванях сухогрузов – рост составил 16,2%, до 85,9 млн т. В целом же грузооборот морских портов Балтийского бассейна за январь – октябрь 2017 года увеличился до 205,4 млн т, что на 4,9% выше аналогичного периода 2016-го.
Грузооборот южных портов РФ постепенно увеличивается и по итогам января – октября 2017 года составил 219,3 млн т. Это на 9,8% выше, чем за 10 месяцев 2016-го. Отметим, что если в I квартале грузооборот вырос на 6,6%, то уже по итогам 6 месяцев этот показатель составил 11,1%. Однако в результате работы за 9 месяцев текущего года темпы роста несколько снизились – до 8,3%.
Перевалка сухогрузов увеличилась до 95,3 млн т (+10,1%), в основном за счет зерна, угля и грузов в контейнерах. В то же время уменьшился объем перевалки черных металлов и минеральных удобрений. Объем переработки наливных грузов составил 124 млн т, что выше аналогичного показателя прошлого года на 9,5%.
Единственный бассейн, который портит общую картину – Каспийский, хотя его доля в структуре всего грузопотока, обрабатываемого российскими портами, составляет 0,5%. По итогам января – октября 2017 года в морских портах Каспийского бассейна было перегружено 3,1 млн т грузов. Объем грузопотока снизился по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 35,3%. Из них сухогрузов было перевалено 2,2 млн т (-9,8%), а наливных – 0,9 млн т (-61,4%). Объем перевалки сухогрузов снизился за счет зерна и черных металлов, в то же время увеличилась перевалка лесных и тарно-штучных грузов. Перевалка наливных грузов снизилась за счет сырой нефти практически в 3 раза. Положительную динамику перевалки демонстрируют только стивидоры порта Оля – до 195 тыс. т (+25% к уровню 2016 г.). Объем перевалки грузов порта Махачкала составил по итогам 10 месяцев 2017 года 1,1 млн т, что на 58,3% меньше, чем в январе – октябре 2016-го, Астрахань – 1,8 млн т (-9,1%).
Импорт возвращается
За январь – октябрь российские морские порты обработали 3,8 млн TEU, что на 16,2% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Из них 2,9 млн TEU – груженые, а 357 тыс. TEU – рефрижераторные. Наибольшую положительную динамику демонстрирует транзитный грузопоток – рост на 23,5%, до 54 тыс. TEU. Однако его доля составляет 1,4% от всего контейнеропотока. Объем экспорта по итогам 10 месяцев текущего года составил 1,57 млн TEU (+16,9%), а импорта – 1,61 млн TEU (+17,9%). Каботаж по-прежнему остается на высоком уровне – 0,6 млн TEU, что на 9,2% выше уровня прошлого года. Порты Дальнего Востока демонстрируют самую высокую динамику – рост по итогам 10 месяцев 2017-го составил 26,2%. В физическом выражении объем составил 1,22 млн TEU по итогам 10 месяцев текущего года. Объем экспорта составил 363 тыс. TEU, увеличившись на 34,1%, а импорта – 374,3 тыс. TEU (+41,7% к уровню 2016 г.). Положительную динамику демонстрируют также транзитный и каботажный контейнеропотоки: рост на 22,4% (до 53,2 тыс. TEU) и 10,8% (435 тыс. TEU) соответственно.
Высокие темпы роста контейнерооборота демонстрируют как небольшие, так и крупные гавани региона. В частности, порт Холмск увеличил объем перевалки контейнеров на 42,1% (на его долю приходится 0,3% от всего контейнеропотока, перерабатываемого на Дальнем Востоке), а порт Владивосток, доля которого составляет 57% – на 34,2%, Восточный – на 22,6% (25% от всего контейнеропотока бассейна), в то же время Магадан (0,4%) и Зарубино (0,05%) – на 15,4 и 15% соответственно.
В минус ушли только гавани Арктического бассейна (контейнеропоток снизился на 0,4%), которые за указанный период обработали 124 тыс. TEU. Объем импорта превысил показатели экспорта в 2 раза и составил 2,3 тыс. TEU, что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем экспорта сократился практически в 4 раза. Основная доля контейнеропотока приходится на каботаж – 120,7 тыс. TEU – и продолжает увеличиваться – рост по итогам 10 месяцев составил 3,9%.
Объем переработки контейнеров на российской Балтике стабильно увеличивается: по итогам января – октября 2017 года рост составил 11,1%, до 1,86 млн TEU. Объем экспорта и импорта, проходящего через эти гавани, примерно одинаковый: 914,5 и 946,4 тыс. TEU соответственно. Динамика роста по итогам 10 месяцев 2017 года также примерно одинаковая: 11,9 и 10,3% соответственно. Порт Калининград демонстрирует самые высокие темпы роста среди всех гаваней российской Балтики. По итогам 10 месяцев объем составил 205,4 тыс. TEU, что на 30,5% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Большой порт Санкт-Петербург перерабатывает наибольшую долю грузов, проходящую через северо-западные порты. За январь – октябрь текущего года объем составил 1,6 млн TEU, увеличившись на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Еще один порт Северо-Запада, который обрабатывает контейнеры – Усть-Луга. За 10 месяцев через него прошло 63 тыс. TEU, что на 9,7% меньше, чем за аналогичный период 2016 года.
Южные порты переработали 599,3 тыс. TEU, что на 17,9% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Объем транзита контейнеров через южные порты увеличился в 3 раза. В структуре контейнеропотока порта это, конечно, незначительный объем. Основную долю составляет перевалка экспортных и импортных грузов: 298,3 и 288,2 тыс. TEU соответственно. Темпы роста данных показателей по итогам 10 месяцев работы в 2017 году также примерно одинаковые: 16,1 и 20% соответственно. На каботаж пришлось 11,9 тыс. TEU, что на 7,7% больше, чем за аналогичный период 2016-го.
И даже гавани Каспийского бассейна прибавили 6,7% к уровню прошлого года, переработав 1,8 тыс. TEU. Объем экспорта составил 761 TEU (+2,3% к аналогичному периоду 2016 года), а импорта – 735 TEU (+8,7% к уровню прошлого года). Каботаж увеличился до 315 TEU, что на 13,7% выше 10 месяцев прошлого года. Главной гаванью региона является порт Астрахань. Именно в нем перерабатывается практически весь контейнеропоток, идущий через российский Каспий.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.