Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Эксперты заявили об улучшении настроений в малом бизнесе. "РосБизнесКонсалтинг". 14 августа 2017.

Малый бизнес стал лучше оценивать ситуацию в экономике, однако в целом его настроения остаются негативными, показало исследование Альфа-банка
Настроения малого бизнеса оказались на самом высоком уровне за два года, однако остались в отрицательной плоскости, свидетельствуют данные нового исследования Альфа-банка "Пульс малого бизнеса" (есть у РБК). Индекс настроений предпринимателей составил минус 21 (он может колебаться от 100 до минус 100), полугодом раньше он находился на уровне минус 27, а худших значений достигал в ноябре 2015 года (минус 38).
Положительную динамику показали все четыре основных показателя, которые ложатся в основу данных по "настроениям": индекс текущей ситуации и индекс ожиданий на следующие полгода как по деятельности своей компании, так и по экономике в целом. При этом еще в конце прошлого года ожидания предпринимателей ухудшились — несмотря на анонсированный тогда выход экономики на траекторию роста, они готовились к новым трудностям. Теперь же оценки малого бизнеса улучшились, однако не настолько, чтобы выйти в плюс. "Переходу в положительную зону поспособствует не только отсутствие потрясений и новых неоднозначных законопроектов (как переход на онлайн-кассы), но и фактор времени, так как не все еще справились с последствиями последнего экономического кризиса", — отмечает руководитель блока "Массовый бизнес" Альфа-банка Денис Осин.
Положительным оказался лишь индекс ожиданий по компании — плюс 20 пунктов, ниже нуля он опускался только в депрессивный для предпринимателей ноябрь 2015 года (самые высокие темпы падения ВВП наблюдались именно в конце того года). Респонденты воспринимают собственное дело "как свое личное будущее, поэтому они изначально не могут оценивать его негативно", объясняет Осин. На отрицательные оценки экономики в целом, по его словам, в основном влияет "общий негативный информационный фон" (отсутствие быстрого роста ВВП, колебания курса рубля, низкие цены на нефть), а также историческая память о постоянных колебаниях в экономике. Исследование проводилось в июне, оно затронуло 2,3 тыс. компаний — клиентов банка. В опросе приняли участие юридические лица и индивидуальные предприниматели с выручкой до 350 млн руб. в год.

Неустойчивый тренд
«Компании более позитивно оценивают ситуацию по сравнению с ноябрем 2016 года, но ожидания предпринимателей полгода назад оказались лучше реальной ситуации. Во многом это связано с тем, что треть компаний отмечают стагнацию. При этом представители малого бизнеса реже говорят о негативном влиянии санкций, несмотря на продление санкций Евросоюза против России и расширение санкционного списка со стороны США», — пишут авторы.
Слабая положительная динамика в настроениях малого бизнеса действительно есть, но «нельзя сказать, что это устойчивый тренд, который будет держаться вечно», говорит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Показатель настроения предпринимателей подвержен сильным колебаниям и значительно зависит от внешних факторов, в частности от курса рубля, добавляет Корочкин: если «курс куда-нибудь улетит», это резко повлияет на самочувствие компаний. Средний курс доллара в январе—июне составил 57,97 руб., по данным терминала Bloomberg, а в июле—ноябре (то есть к моменту проведения предыдущего опроса Альфа-банка) — 64,18 руб. Население склонно связывать курс рубля с благополучием страны, писал Sberbank CIB, а директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков говорил РБК, что восприятие экономических перспектив через призму обменного курса «распространенное российское заблуждение». В настроениях малого бизнеса можно лишь фиксировать произошедшее, но сказать, что будет через квартал, намного сложнее, резюмирует Корочкин из «Опоры России».
Похожие взгляды малых и крупных
В отрицательной плоскости остаются и настроения крупного и среднего бизнеса — их ежемесячно анализирует Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Индекс деловой среды, который включает оценку делового климата, финансовых рынков, инвестиционной и социальной активности и так далее, в июле составил 43,1 пункта (за «нулевой» уровень берутся 50 пунктов). В последний раз он опускался ниже этого уровня в феврале прошлого года.
В то же время позитивную динамику показывает индекс деловой активности в промышленности PMI, который рассчитывает IHS Markit. По итогам июля он составил 52,7 балла, это максимум за полгода (значение выше 50 баллов также говорит о росте деловой активности, ниже — о ее падении). Однако хуже приспосабливается сфера услуг: в июле деловая активность компаний из этого сектора упала до 14-месячного минимума (52,6 балла).
Без ориентации на мир
Доля компаний малого бизнеса, связанных с импортом, падает: таковых, по опросу Альфа-банка, 23 против 28% в ноябре. Предприниматели «сокращают закупку товаров и услуг на зарубежных рынках, уступая более крупным игрокам», но «остаются высокозависимыми от внешних торговых операций», указывают авторы. Это «ответ на вызовы времени», импорт «пойдет в гору», если снимут санкции и укрепится рубль, считает Осин.

В то же время удельный вес предприятий, которые имеют дело с экспортом, не меняется — 9%, как и в конце прошлого года. Место на международном рынке завоевывали лишь небольшие компании из сферы IT. «Сейчас многие предприниматели пользуются возможностями, которые открываются для них на внутреннем рынке с уходом части конкурентов. Санкции в том числе диктуют необходимость в первую очередь насытить внутренний рынок», — отмечает Осин. Хотя, по данным ФТС, число малых предприятий, занимающихся экспортом, на начало 2017 года составило 28,1 тыс., почти вдвое превысив значение годом ранее.
Существуют финансовые и нефинансовые барьеры для выхода малого бизнеса на внешние рынки, говорит глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков. К первым, по его словам, относится отсутствие актуальной информации о зарубежных рынках и потенциальных покупателях, а также отсутствие сертификации российской продукции за рубежом и недостаточный уровень квалификации сотрудников небольших предприятий. К финансовым препятствиям Фрадков относит как отсутствие денег, так и «высокие коммерческие и политические риски на зарубежных рынках». Из-за них экспортеры, в частности, не готовы предоставлять отсрочку платежа потенциальным иностранным покупателям, заключает глава РЭЦ.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.