Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Ромир: Рост индекса "Кофе с Молоком" возобновился.

В июне 2014 года Индекс "Кофе с Молоком" (КсМ) снизился на 3% по сравнению с маем, на 6% по сравнению с апрелем и на 13% по сравнению с мартом. Это нормальное сезонное снижение. Значение индекса составило 702 пункта, что на 8% больше значения июня 2013. Столь заметный рост индекса КсМ в годовом выражении наблюдается впервые с ноября 2012 года. До этого годовой рост не превышал 3-5%, а в иные месяцы так и вовсе наблюдалось снижение показателя. Рост индекса в годовом выражении был обусловлен повышением цен на входящие в него ингредиенты, а также увеличением объемов потребления подешевевшего кофе. В Москве индекс КсМ показал 10%-ный годовой рост, а в других крупных городах рост составил 7,4%. Таким образом, россияне не отказывают себе в элементарных простых удовольствиях, не смотря на рост цен.
Индекс "Кофе с Молоком" (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой н ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться "от хорошей жизни", в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса "Кофе с Молоком" являются, по сути, элементарным набором "простых удовольствий".
Примечательно, что ценовой показатель "Кофе с Молоком" в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс "Кофе с Молоком" является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Индекс "Кофе с Молоком" имеет ярко выраженную сезонность. Год начинается с довольно высоких показателей января и февраля, но они все же на 12-20% ниже значений предыдущего декабря. Локального пика значение индекса достигает в марте, после чего начинает снижаться. Наиболее сильное снижение происходит в летние месяцы, после чего в сентябре-октябре возобновляется рост. И в декабре фиксируется абсолютный годовой максимум показателя.
Однако глубина сезонного снижения индекса год от года сильно отличается. В 2010-2012 гг. значение индекса КсМ в июне было на 9-10% ниже показателей марта соответствующего года. В 2013 году июньское падение индекса с мартовских значений превысило 17%. В июне 2014 индекс уступил мартовскому значению 13%.
Вообще годовая динамика по июню отличается весьма рваным характером. В один год показатель может вырасти на 19-20%, в следующий – всего на 4-5%, а то и совсем останется без изменений, как это было в прошлом июне. Зато и в область отрицательных значений годовой рост по июню пока ни разу не уходи, в отличие, например, от январских значений.
Итак, за год (по сравнению с июнем 2013 года) индекс "Кофе с Молоком" вырос на 8%. Это самый значительный рост в годовом выражении с ноября 2012 года. Тогда показатель вырос по сравнению с ноябрем 2011 на 8,5%. И теперь уже со всей уверенностью можно заявить, что тенденция к стабилизации (и снижению) индекса КсМ преодолена. О том, насколько устойчивым окажется новый рост, можно будет судить не ранее августа-сентября.
За три года (с июня 2011) индекс "Кофе с Молоком" вырос только на 12%, что почти в два раза уступает официальным оценкам инфляции потребительского рынка за эти три года. За пять лет (с июня 2009) индекс КсМ вырос на 39,5%, что также ниже оценок инфляции потребительского рынка (44%) за этот период.
Диаграмма 1. Динамика Индекса "Кофе с Молоком". Январь 2010 – июнь 2014
Данные: Romir Scan Panel, июнь 2014
Годовой рост индекса на 8% был полностью обусловлен двумя факторами. Во-первых, ростом средней реальной цены приобретения молока на 19% за год при незначительном снижении (минус 4%) натуральных объемов приобретения этого продукта. Во вторых, ростом натуральных объемов приобретения кофе на 16% при снижении цены этого продукта на 1% за год. Также довольно сильно подорожал шоколад (на 11%), но объемы его приобретения снизились на те же 11%, и общий вклад в индекс оказался нулевым.
А вот небольшое (в пределах 2%) увеличение цены на бутилированную воду было более чем компенсировано снижением на 6% ее покупок. Снижению объемов потребления бутилированной воды в июне 2014 способствовала относительно прохладная погода, установившаяся в европейской части нашей страны во второй и третьей декадах месяца.
После того как в апреле обеспеченные потребители запаслись недорогим кофе, в мае и июне цены этого продукта у данной группы потребителей вернулись к нормальным показателям. Впрочем, они оказались ниже, чем июне 2013 почти на 20%. А вот объемы закупок кофе резко сократились – почти в два раза против показателя мая 2014 и почти в три раза к июню 2013. У других групп потребителей аномального потребления ни по одному из продуктов замечено не было.
В Москве Индекс КсМ в июне снизился на 5,3% к показателю мая, на 9% к апрелю и на 16,5% с рекордных значений марта 2014. За год, с июня 2013, он вырос на 10%. За пять лет (с июня 2009) рост индекса в столице составил 29%, что в 1,5 раза ниже уровня инфляции, накопленной за пятилетку.
Годовой рост индекса в Москве на 10% произошел благодаря росту цен на молоко и шоколад (по 18%), лишь отчасти компенсированному снижением потребления этих продуктов (на 10%). А также благодаря росту покупок кофе на 30% при снижении средней реальной цены приобретения этого продукта на 10%. Цены и объемы приобретения воды за год изменились не значительно – в пределах 1,5 %.
Обеспеченные москвичи в июне уже не покупали кофе в два раза дешевле, чем представители менее обеспеченных групп, как это было в апреле и мае. И закупки кофе в этой группе в июне сократились по сравнению с маем вдвое. Зато обеспеченные москвичи нашли источник дешевой воды (на четверть дешевле, чем платили среднеобеспеченные) и увеличили объем ее потребления в три раза.
В других крупных городах в июне 2014 года Индекс КсМ в среднем снизился только на 1% по сравнению с маем и на 10,5% по сравнению мартом. За год (с июня 2013) рост значения индекса составил 7,4%, совпав с официальной оценкой инфляции за этот период. За три года (с июня 2011) рост индекса составил 14%, что в 1,5 раза ниже показателя инфляции потребительского рынка. За пять лет (с июня 2009) рост индекса составил 46%, что практически совпадает со значением потребительской инфляции за пятилетку.
Годовой рост индекса на 7,4% произошел исключительно благодаря росту цены приобретения молока на 20% при стабильном потреблении этого продукта и росту объемов приобретения кофе на 12% при росте же его средней цены на 2%. Рост цены шоколада на 8% был полностью нивелирован снижением его покупок на 12%. Индекс мог бы вырасти и сильнее, но этому помешало снижение потребления бутилированной воды (две прохладные декады) при стабильных ценах на этот продукт.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.