Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 21.01 66.3309 -0.1129
EUR 21.01 75.5841 -0.0489
Все котировки валют
 Топ новости

"Если б нормативы соблюдались, у нас была бы цветущая экологичная страна". "РБК+". 10 апреля 2018

Какие изменения требуются российской системе охраны природы и труда и насколько российский бизнес проявляет интерес к экологической сфере, РБК+ рассказал соучредитель и гендиректор EcoStandard group Николай Кривозерцев.
— Насколько актуальна "зеленая повестка" для российских компаний, что стимулирует компании двигаться в этом направлении?
— Главную роль в развитии экологической ответственности бизнеса и в России, и в мире играет госрегулирование. Государство создает тренд: c одной стороны, оно диктует бизнесу все более жесткие требования, а с другой, — которая у нас, увы, отсутствует, — мотивирует его налоговыми льготами, дешевыми кредитами или дотациями. Власти могут проводить "зеленые" закупки при строительстве социально значимых объектов — детского сада, школы — и ставить условием использование безопасных, экологичных материалов и технологий. Второй регулятор — это общество, которое формирует запрос на здоровый образ жизни, на органические продукты, на ответственность, на борьбу с глобальным потеплением.
— В России такой запрос есть?
— В меньшей степени, но есть. Опросы показывают, что 80% населения готовы покупать продукты питания чуть дороже, если они будут более качественные и безопасные. Меньше людей готовы переплачивать за экологичный транспорт, но есть и такие — в первую очередь это москвичи и петербуржцы, постепенно к ним присоединяются жители городов-миллионников и небольших, но прогрессивных городов вроде Сочи.
— Это интерес со стороны частных лиц. А со стороны бизнеса он есть?
— Ответственность российского бизнеса в вопросах экологии растет, и рост рынка очевиден. За 20 лет работы мы открыли 11 филиалов по всей стране, наш оборот растет на 30–50% в удачные годы и даже в кризис — на 10–15%. Я думаю, что в России рынок услуг в сфере экологического консалтинга и охраны труда, в котором мы работаем, будет расти еще 20–25 лет. Обороты западных компаний, работающих в этой области, исчисляются миллиардами долларов, так что нам точно есть куда расти еще долгое время.
— Как вы оцениваете соответствующее госрегулирование в России?
— В России сложилась карательная система надзора в сфере окружающей среды, многие экологические нормативы у нас самые жесткие в мире. Например, российский норматив по концентрации формальдегида в воздухе в три раза строже, чем в Японии. Проблема в том, что его никто не соблюдает — иначе у нас была бы цветущая экологичная страна. И, честно говоря, если бы нормы были адекватнее, их было бы проще исполнять. А контрольно-надзорная система выстроена так, что всегда можно договориться с инспектором, заплатить формальный штраф, прописать какой-то перечень мероприятий — и все. Но это не значит, что нужно закручивать гайки. Пусть бюрократическая нагрузка будет ниже, а нормативы — более мягкими, но обязательными к исполнению, без бесконечных уловок и бумажек, которыми можно прикрыться.
— Есть ли у бизнеса запрос на изменение этой системы?
— Поговорить о том, как все это плохо, конечно, все горазды. Но когда компании понимают, что теперь придется реально покупать дорогое оборудование и за ним следить, энтузиазм по борьбе с плохой контрольно-надзорной системой сразу уменьшается.
— Решит ли проблему внедрение дистанционного контроля загрязнений? Не получим ли мы в итоге совсем другую статистику?
— Нынешняя статистика абсолютно не соответствует действительности: мы знаем, как делаются проекты по нормативам допустимых сбросов, там миллион всяких возможностей для "творчества" инженера. За системой дистанционного мониторинга будущее, и когда она действительно появится в масштабах страны, это будет прорыв: кто загрязняет окружающую среду, тот и будет компенсировать этот ущерб.
— Стало модно выпускать отчеты об устойчивом развитии. Это PR-инструмент компаний, или за этим стоит что-то большее?
— Это работа на международную репутацию. Наши компании выпускают отчеты, потому что их акции тоже продаются на бирже. Если говорить об устойчивом развитии как концепции, то рано или поздно все к этому придут. Но сейчас это на 95% PR, модный тренд, если честно. Цель бизнеса — зарабатывать деньги. Если общество и государство не требуют от него сокращать загрязнения, если предприятие чувствует, что может обойти систему, — оно ее обходит. Чтобы что-то изменилось, "зеленая" сертификация, отчеты по устойчивому развитию должны стать рыночными механизмами, коммерчески выгодными бизнесу. Пока же заказчиком отчета всегда выступает PR-департамент. Их интересует одно: "А вы нам на фотографии ржавчину уберите с наших труб", "А вы сделайте позеленее, побольше детей". Мы говорим: "Дайте нам реальные цифры, дайте какую-нибудь статистику" — и слышим в ответ: "Ой, это мы не знаем, это все очень сложно". Не всегда, но часто отчеты пишутся именно так.
— Неужели все стремятся пускать "зеленую" пыль в глаза…
— Мы просто знаем этот рынок. Мы приходим, говорим: "Вот 40 пунктов. Вот этот пункт вы выполняете? Как это можно подтвердить: расчетом, декларацией, справкой?" Через полчаса тебе приносят справку за подписью генерального директора, и проверить ее правдивость можно далеко не всегда. Такое есть во всем мире, это натура человеческая: немножко схитрить, чтобы получить более высокий результат. Наши контрольные органы и законодательная система со множеством противоречий приучили нас, что все можно обойти, обхитрить, прикрыться.
— Что же делать?
— Автоматизация, цифровизация контроля — как это уже делает налоговая служба — решит многие экологические проблемы. Все будет решаться как надо, если не будет формализма и бюрократии. Сейчас предприятия обязаны раз в пять лет разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и ежеквартально сдавать отчетность — такой проект стоит от 300 тыс. до 2-3 млн руб. Если посчитать, сколько бизнес вложил в эту бумагу, понимаешь, что на эти деньги можно было бы в нескольких регионах полностью решить проблему отходов.
— Может ли владелец бизнеса или обычный человек что-то сделать на своем уровне?
— На каком своем уровне? Владельцы огромных химических заводов могут миллионам людей помочь. Отдельный человек мало что может сделать — разве что просто верить, что он чему-то помогает, когда экономит воду у себя в кране.
— А помогает?
— По факту, нет. Вот если десять миллиардов человек откажутся от пластиковых стаканчиков, это будет супер. Ответственность в вопросах экологии должна стать нормой приличия, гражданской ответственностью, воспитанием.
— Нужно менять культуру.
— Да, это должно быть в школе, в литературе, в кинематографе. Не в заказном кинематографе — это должно войти в культуру, как моральные нормы приходят в нашу жизнь из классической литературы. Это не должно навязываться государством, быть обязаловкой вроде сдачи макулатуры в советское время.
— Ну вот прошлый год у нас был Годом экологии. Это что-то изменило?
— С точки зрения PR все поработали, все что-то "зеленое" сделали — выставки, конкурсы, конференции. Нельзя сказать, что произошел какой-то прорыв, — за год ничего не сделать. Хорошо хотя бы, что об этом так серьезно поговорили, причем первые лица государства, — надеюсь, это даст старт каким-то стратегическим проектам.
— Реформа контрольно-надзорной деятельности затрагивает не только сферу экологии, но и охрану труда. Как обстоят дела здесь?
— Экология и охрана труда относятся к жизни и здоровью населения, поэтому они в приоритете. Никто не задумывается, а во всем мире на рабочих местах гибнет в три раза больше людей, чем на дорогах. Это огромная проблема, которую скрывают за забором предприятия. Девять из десяти несчастных случаев не попадают в статистику: упал человек без страховки с лесов, а расследование констатирует, что он умер от инфаркта в полете. С другой стороны, в том, что касается охраны труда, у нас одно из лучших законодательств в мире: оценка условий труда и вредных факторов должна проводиться на каждом рабочем месте. Это амбициозная суперзадача, которую опять превратили в формальность: зачастую компании, уполномоченные это делать, составляют отчет даже без выезда на место. При оценке рабочего места офисного сотрудника это нужно не всегда, но когда речь идет о шахтере или работнике химцеха, оценка должна проводиться объективно и влиять на рабочий график сотрудника, подбор и выдачу ему средств индивидуальной защиты, количество отпускных дней и т.д.
Стоит сказать, что в мировой практике экология и охрана труда неразрывны, а у нас за это отвечают разные ведомства, при этом Роспотребнадзор требует проводить те же замеры, что и Роструд. Экология и санитарно-гигиеническая безопасность отделены друг от друга, хотя в плане ответственности бизнеса эти вопросы должны идти рука об руку. Все опять упирается в систему формализма и излишних требований, зато, когда президент говорит о повышении производительности труда как о национальной сверхзадаче, вопросы охраны труда, сокращения производственного травматизма сразу выходят на первый план. Это хорошо, потому что иначе результатов не достичь.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специалисты INFOLine подготовили для Вас специальное предложение, которое действует до 31.01.2019

12 месяцев подписки на продукт  "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2017-2018 годов" со скидкой 50%!

·        Операционные итоги 2018 года по 200 крупнейшим сетям FMCG России: динамика и прирост количества и площадей объектов по форматам (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома), наиболее значимые открытия и закрытия.

·        Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке ТОП-50 крупнейших сетей FMCG России (сети с выручкой более 10,8 млрд. руб.)

·        Структура и динамика прироста торговых площадей по торговым сетям и форматам.

·        Основные события и планы развития торговых сетей FMCG РФ

·        Обзор актуальных кейсов в развитии розничной торговли РФ

·        Комментарии по гос. регулированию отрасли

·        Ежемесячное обновление показателей, по мере их выхода

При оформлении годовой подписки до 31.01.2019 Вы также получаете в ПОДАРОК презентацию INFOLine с предварительными итогами 2018 года


Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ или задать вопросы по e-mail: retail@infoline.spb.ru

Готов ответить на Ваши вопросы по телефонам: +7(812) 322-6848 доб. 154, +7(495) 772-7640 доб. 154 менеджер проекта Шишкин Артем