Катализаторы импортозамещения. "ТАСС". 15 декабря 2017
15.12.2017 в 16:13 | ТАСС | Advis.ru
Важность нового масштабного проекта развития катализаторного производства "Газпром нефти" для отечественной нефтеперерабатывающей отрасли высоко оценена Министерством энергетики России. Именно поэтому проекту присвоен статус национального.
"Евро-5": Перезагрузка
С лета прошлого года Россия живет по экологическому стандарту "Евро-5". Относительно новый для нашей страны регламент (в Европе он действует уже восемь лет) предъявляет повышенные требования к содержанию вредных веществ в автомобильных выхлопных газах. Для российской нефтепереработки повышение экологичности производственных процессов и качества выпускаемого моторного топлива стало одной из приоритетных задач.
Что означают новые экологические требования для нефтеперерабатывающей отрасли? В первую очередь – необходимость активной модернизации. Новый стандарт определяет главное направление развития российской нефтепереработки – повышение эффективности производства, или, как говорят нефтяники, глубины переработки.
И тут на первый план выходят катализаторы.
Они, как шеф-повара ресторанов, способны превратить сырье в качественный продукт. Катализаторы используются повсеместно: в энергетике и деревообработке, при производстве удобрений, в фармацевтической, пищевой, химической и, конечно, нефтяной промышленности. В ней катализаторы ускоряют процессы нефтепереработки и обеспечивают высокую степень очистки топлива и масел. До недавнего времени главная проблема отечественного нефтепрома заключалась в том, что своих катализаторов в достаточном количестве не было: российская нефтеперерабатывающая отрасль более чем на 70% зависит от импорта. Между тем потребности в ближайшие годы будут только увеличиваться. Специалисты подсчитали: если в 2011 году стране требовалось 7,2 тыс. тонн катализаторной продукции, то в этом году – уже 11,2 тыс. тонн. А к 2020-му, если верить прогнозам, понадобится 18,2 тыс. тонн, то есть за 10 лет спрос на катализаторы вырастет в 2,5 раза. Такая ситуация не могла устроить лидеров отечественной нефтяной отрасли – и вызов был принят.
Кухня НПЗ
Чтобы превратить нефть в бензин или моторное масло, ее необходимо переработать. Основной процесс этой переработки называется крекингом. Крекинг бывает термическим и каталитическим. Термический крекинг известен с XIX века и представляет собой нагревание сырья до высоких температур (более 500 °C) без доступа воздуха. Каталитический крекинг – более продвинутый способ обработки углеводородов. Это то же самое нагревание, но с добавлением катализаторов, которые делают процесс более быстрым, а получаемые нефтепродукты – высококачественными. Каталитический крекинг – один из ключевых процессов вторичной переработки нефти, применяемый в производстве бензина стандарта "Евро-5".
Приправы для топлива
Катализаторы – это гранулы с многокомпонентными составами, внешне напоминающие кондитерскую посыпку. Они предназначены для ускорения протекания химических реакций в установках, производящих компоненты бензина и дизельного топлива. Катализаторы загружаются в реакторы установок, как специи добавляются в блюдо.
Катализаторы нефтепереработки, в свою очередь, подразделяются на несколько видов, в том числе на катализаторы для каталитического крекинга, гидрокрекинга и гидроочистки. Эти способы переработки сырья отличаются технологией процесса, используемыми материалами и получаемым продуктом. Все эти виды катализаторов объединяет то, что на отечественном рынке они практически не представлены. Катализаторы гидрокрекинга вообще не производятся в России, а катализаторы каталитического крекинга выпускают всего два завода в стране. Омский НПЗ – один из лидеров отрасли. В этом году его микросферический цеолитсодержащий бицеолитный катализатор марки М попал в "Сто лучших товаров России". И это не случайно: бицеолитный катализатор используется в технологии каталитического крекинга – одного из важнейших процессов, обеспечивающих глубокую переработку нефти и производство бензина стандарта "Евро-5".
Омский прорыв
В последние десятилетия в России не строили современных заводов по производству катализаторов. Чтобы избежать зависимости от импорта и в перспективе самой выйти на международный рынок, "Газпром нефть" разработала программу развития катализаторного производства. Проект реализуется в Омске. Выбор места неслучаен: именно на Омском НПЗ в 1960-е годы впервые в Советском Союзе наладили выпуск катализаторов каталитического крекинга. В 2017 году новое предприятие, призванное стать флагманом отрасли, было зарегистрировано в Омске и получило название – "Газпромнефть – Каталитические системы". Подход отражен в самом названии: это не просто выделение в структуру направления по производству катализаторов, а выход на рынок с принципиально новым комплексным и системным решением, которое предполагает полный цикл бизнеса: научные разработки технологий, их внедрение, производство продукции, испытания и исследования катализаторов на сырье с разными характеристиками, регенерация и реактивация катализаторов.
Год назад в рамках проекта развития катализаторного производства в Омске был создан первый в России инженерный центр по испытанию катализаторов. Главная гордость центра – пилотная установка каталитического крекинга, которая работает в условиях, максимально приближенных к промышленным. Фактически это уменьшенная копия комплекса каталитического крекинга, реальная высота которого может достигать высоты 17-этажного дома! Она позволяет испытывать новые катализаторы с использованием разных типов сырья и оборудования. Еще одной особенностью установки является ее универсальность – комплекс призван удовлетворить потребности не только "Газпром нефти", но и ее партнеров. Потенциальные потребители катализаторов могут проводить испытания на собственном сырье с учетом индивидуальных параметров своих НПЗ, то есть для каждого образца создаются особые условия. Катализаторы подбирают с учетом состава нефти и характеристик установок конкретного нефтеперерабатывающего завода. Важно, что при этом инженерный центр выполняет полный цикл работ по внедрению новых катализаторов: от разработки рецептуры до промышленного выпуска необходимого катализатора. Такой комплексный подход – абсолютно новое явление на отечественном рынке.
В области инновационных разработок "Газпром нефть" активно сотрудничает с ведущими российскими научно-исследовательскими центрами. Например, технологию производства катализаторов гидрогенизационных процессов для компании разрабатывает Институт катализа им. Г. К. Борескова, а Институт проблем переработки углеводородов совершенствует существующие технологии производства катализаторов каталитического крекинга и создает новые. "Газпром нефти" принадлежат уже 35 патентов на технологии и разработки новых видов катализаторов.
Хватит покупать, пора производить
Масштабная модернизация отечественных НПЗ и строительство комплексов вторичной переработки ведут к постоянному росту потребности нефтяной промышленности в катализаторах. Снижения спроса на катализаторы в России, как и во всем мире, не предвидится. В связи с этим "Газпром нефть" приняла решение о строительстве в Омске нового завода по производству катализаторов, запуск которого планируется на 2020 год.
Министерство энергетики России присвоило проекту статус национального. Инвестиции "Газпром нефти" в реализацию проекта превышают 18 млрд рублей.
Производить на новом заводе будут не только катализаторы каталитического крекинга, но и катализаторы гидропроцессов, которые сейчас закупаются за рубежом. На рынок они выйдут под брендом "Селектум", как и производимые сейчас катализаторы каталитического крекинга. Процесс идет полным ходом: в 2016 году в Омске был успешно испытан первый отечественный катализатор гидроочистки. В планах на 2020-й – выпустить около 4,5 тыс. тонн этой продукции.
Мощность проекта позволит "Газпром нефти" не только полностью обеспечить потребности российской нефтеперерабатывающей отрасли, но и экспортировать продукцию в страны СНГ и ближнего зарубежья.
Кроме того, планируется предоставлять услуги по регенерации – многократному использованию катализаторов: отработанный материал будут принимать от сторонних предприятий и восстанавливать на собственных мощностях.
Реализация проекта позволит получить качественный, во многом превосходящий зарубежные аналоги продукт с высоким экспортным потенциалом, созданный по отечественной технологии и из российских материалов. Отечественный рынок не будет зависеть от импортируемого товара, а нефтеперерабатывающая отрасль в достаточном количестве получит стратегически важный продукт, необходимый для производства топлива стандарта "Евро-5".
Для справки: Название компании: Газпром нефть, ПАО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
"Евро-5": Перезагрузка
С лета прошлого года Россия живет по экологическому стандарту "Евро-5". Относительно новый для нашей страны регламент (в Европе он действует уже восемь лет) предъявляет повышенные требования к содержанию вредных веществ в автомобильных выхлопных газах. Для российской нефтепереработки повышение экологичности производственных процессов и качества выпускаемого моторного топлива стало одной из приоритетных задач.
Что означают новые экологические требования для нефтеперерабатывающей отрасли? В первую очередь – необходимость активной модернизации. Новый стандарт определяет главное направление развития российской нефтепереработки – повышение эффективности производства, или, как говорят нефтяники, глубины переработки.
И тут на первый план выходят катализаторы.
Они, как шеф-повара ресторанов, способны превратить сырье в качественный продукт. Катализаторы используются повсеместно: в энергетике и деревообработке, при производстве удобрений, в фармацевтической, пищевой, химической и, конечно, нефтяной промышленности. В ней катализаторы ускоряют процессы нефтепереработки и обеспечивают высокую степень очистки топлива и масел. До недавнего времени главная проблема отечественного нефтепрома заключалась в том, что своих катализаторов в достаточном количестве не было: российская нефтеперерабатывающая отрасль более чем на 70% зависит от импорта. Между тем потребности в ближайшие годы будут только увеличиваться. Специалисты подсчитали: если в 2011 году стране требовалось 7,2 тыс. тонн катализаторной продукции, то в этом году – уже 11,2 тыс. тонн. А к 2020-му, если верить прогнозам, понадобится 18,2 тыс. тонн, то есть за 10 лет спрос на катализаторы вырастет в 2,5 раза. Такая ситуация не могла устроить лидеров отечественной нефтяной отрасли – и вызов был принят.
Кухня НПЗ
Чтобы превратить нефть в бензин или моторное масло, ее необходимо переработать. Основной процесс этой переработки называется крекингом. Крекинг бывает термическим и каталитическим. Термический крекинг известен с XIX века и представляет собой нагревание сырья до высоких температур (более 500 °C) без доступа воздуха. Каталитический крекинг – более продвинутый способ обработки углеводородов. Это то же самое нагревание, но с добавлением катализаторов, которые делают процесс более быстрым, а получаемые нефтепродукты – высококачественными. Каталитический крекинг – один из ключевых процессов вторичной переработки нефти, применяемый в производстве бензина стандарта "Евро-5".
Приправы для топлива
Катализаторы – это гранулы с многокомпонентными составами, внешне напоминающие кондитерскую посыпку. Они предназначены для ускорения протекания химических реакций в установках, производящих компоненты бензина и дизельного топлива. Катализаторы загружаются в реакторы установок, как специи добавляются в блюдо.
Катализаторы нефтепереработки, в свою очередь, подразделяются на несколько видов, в том числе на катализаторы для каталитического крекинга, гидрокрекинга и гидроочистки. Эти способы переработки сырья отличаются технологией процесса, используемыми материалами и получаемым продуктом. Все эти виды катализаторов объединяет то, что на отечественном рынке они практически не представлены. Катализаторы гидрокрекинга вообще не производятся в России, а катализаторы каталитического крекинга выпускают всего два завода в стране. Омский НПЗ – один из лидеров отрасли. В этом году его микросферический цеолитсодержащий бицеолитный катализатор марки М попал в "Сто лучших товаров России". И это не случайно: бицеолитный катализатор используется в технологии каталитического крекинга – одного из важнейших процессов, обеспечивающих глубокую переработку нефти и производство бензина стандарта "Евро-5".
Омский прорыв
В последние десятилетия в России не строили современных заводов по производству катализаторов. Чтобы избежать зависимости от импорта и в перспективе самой выйти на международный рынок, "Газпром нефть" разработала программу развития катализаторного производства. Проект реализуется в Омске. Выбор места неслучаен: именно на Омском НПЗ в 1960-е годы впервые в Советском Союзе наладили выпуск катализаторов каталитического крекинга. В 2017 году новое предприятие, призванное стать флагманом отрасли, было зарегистрировано в Омске и получило название – "Газпромнефть – Каталитические системы". Подход отражен в самом названии: это не просто выделение в структуру направления по производству катализаторов, а выход на рынок с принципиально новым комплексным и системным решением, которое предполагает полный цикл бизнеса: научные разработки технологий, их внедрение, производство продукции, испытания и исследования катализаторов на сырье с разными характеристиками, регенерация и реактивация катализаторов.
Год назад в рамках проекта развития катализаторного производства в Омске был создан первый в России инженерный центр по испытанию катализаторов. Главная гордость центра – пилотная установка каталитического крекинга, которая работает в условиях, максимально приближенных к промышленным. Фактически это уменьшенная копия комплекса каталитического крекинга, реальная высота которого может достигать высоты 17-этажного дома! Она позволяет испытывать новые катализаторы с использованием разных типов сырья и оборудования. Еще одной особенностью установки является ее универсальность – комплекс призван удовлетворить потребности не только "Газпром нефти", но и ее партнеров. Потенциальные потребители катализаторов могут проводить испытания на собственном сырье с учетом индивидуальных параметров своих НПЗ, то есть для каждого образца создаются особые условия. Катализаторы подбирают с учетом состава нефти и характеристик установок конкретного нефтеперерабатывающего завода. Важно, что при этом инженерный центр выполняет полный цикл работ по внедрению новых катализаторов: от разработки рецептуры до промышленного выпуска необходимого катализатора. Такой комплексный подход – абсолютно новое явление на отечественном рынке.
В области инновационных разработок "Газпром нефть" активно сотрудничает с ведущими российскими научно-исследовательскими центрами. Например, технологию производства катализаторов гидрогенизационных процессов для компании разрабатывает Институт катализа им. Г. К. Борескова, а Институт проблем переработки углеводородов совершенствует существующие технологии производства катализаторов каталитического крекинга и создает новые. "Газпром нефти" принадлежат уже 35 патентов на технологии и разработки новых видов катализаторов.
Хватит покупать, пора производить
Масштабная модернизация отечественных НПЗ и строительство комплексов вторичной переработки ведут к постоянному росту потребности нефтяной промышленности в катализаторах. Снижения спроса на катализаторы в России, как и во всем мире, не предвидится. В связи с этим "Газпром нефть" приняла решение о строительстве в Омске нового завода по производству катализаторов, запуск которого планируется на 2020 год.
Министерство энергетики России присвоило проекту статус национального. Инвестиции "Газпром нефти" в реализацию проекта превышают 18 млрд рублей.
Производить на новом заводе будут не только катализаторы каталитического крекинга, но и катализаторы гидропроцессов, которые сейчас закупаются за рубежом. На рынок они выйдут под брендом "Селектум", как и производимые сейчас катализаторы каталитического крекинга. Процесс идет полным ходом: в 2016 году в Омске был успешно испытан первый отечественный катализатор гидроочистки. В планах на 2020-й – выпустить около 4,5 тыс. тонн этой продукции.
Мощность проекта позволит "Газпром нефти" не только полностью обеспечить потребности российской нефтеперерабатывающей отрасли, но и экспортировать продукцию в страны СНГ и ближнего зарубежья.
Кроме того, планируется предоставлять услуги по регенерации – многократному использованию катализаторов: отработанный материал будут принимать от сторонних предприятий и восстанавливать на собственных мощностях.
Реализация проекта позволит получить качественный, во многом превосходящий зарубежные аналоги продукт с высоким экспортным потенциалом, созданный по отечественной технологии и из российских материалов. Отечественный рынок не будет зависеть от импортируемого товара, а нефтеперерабатывающая отрасль в достаточном количестве получит стратегически важный продукт, необходимый для производства топлива стандарта "Евро-5".
Для справки: Название компании: Газпром нефть, ПАО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.