Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

АКОРТ: Предложения к Доктрине продовольственной безопасности.

АКОРТ: Предложения к Доктрине продовольственной безопасности.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина) утверждена указом Президента России от 30.01.2010 № 120 и за истекшие 8 лет оказала существенное положительное влияние на реализацию аграрной политики, укрепление продовольственной независимости и развитие импортозамещения в России. Прирост среднегодового производства базовых продуктов в 2016-2017 гг. по сравнению с 2011-2015 гг. составил от 6,2% (яйца) до 35,5% (зерно) при приросте населения всего на 2,1%. За 2013 – 2017 гг. агропродовольственный импорт РФ сократился на 33% до $28,8 млрд., а экспорт, напротив, вырос на 28% до $20,7 млрд., что улучшило внешнеторговый баланс – покрытие экспортом импорта возросло в 1,9 раза до почти 72%.
Установленные Доктриной пороговые значения доли отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка достигнуты или превзойдены по всем продуктам, кроме молока и пищевой соли. По основным продуктам в 2017 г. достигнуты или превышены рекомендованные Минздравом России нормы среднедушевого потребления, кроме фруктов (отставание на 38%), молока (на 28%), овощей (на 20%). Приближены к нормам (94-98%) общая калорийность рациона питания, содержание белков. Эти позитивные тренды подтверждаются и оценками авторитетных международных экспертов. Так, в 2017 г. в рейтинге Глобального индекса продовольственной безопасности Россия занимала 41 место среди 113 стран, опережая всех своих партнеров по ЕАЭС, СНГ и БРИКС (кроме Бразилии), хотя и уступая США и странам ЕС (кроме Болгарии).
Таким образом, задачи действующей Доктрины в целом решены.
Вместе с тем, за прошедший с принятия Доктрины период заметно изменились внешние и внутренние условия функционирования агропродовольственного комплекса страны. Основные из таких изменений следующие:
Объявление санкций в отношении Российской Федерации со стороны ряда зарубежных стран и ответные контрсанкции. Долговременное (8-12 лет) объективно обусловленное ухудшение отношений с Западом. Одновременно началась фрагментарная, но стратегическая переориентация российских внешнеэкономических связей на Восток, к другим новым рынкам.
Ускорение роста АПК в России в последние несколько лет, выход на рекордные уровни урожая зерновых, быстрый рост сельскохозяйственного экспорта при слабом развитии собственного опыта работы на зарубежных рынках и соответствующей инфраструктуры для широкой экспансии на внешние рынки.
Вступление России в ВТО, начало деятельности ЕАЭС, активизация участия России в таких интеграционных объединениях, как ШОС, АСЕАН, новых международных организациях – Азиатский банк развития, Новый банк развития (БРИКС), Фонд Шелкового пути, сворачивание взаимодействия с ЕБРР.
Резкое снижение курса рубля к основным мировым валютам в период действия Доктрины, повлекшее сокращение реальных доходов населения, что, в первую очередь, сказалось на группе населения с самыми низкими доходами (нижний дециль), в которой удельный вес затрат на питание в общих расходах повысился за период с 2013 по 2016 год на 6,2 процентных пункта и достиг критического уровня в 54,4%.
Указанные изменения определяют необходимость существенного пересмотра целей и задач Доктрины и основных направлений их реализации. С учетом новых вызовов и изменившихся условий, следует внести следующие уточнения в Доктрину.
1. Сама Доктрина должна превратиться в короткий концептуальный документ, определяющий на долгосрочную перспективу (12-15 лет) основные цели, принципы и механизмы решения вопросов продовольственной безопасности, охватывающий исключительно конкретные угрозы и риски продовольственного обеспечения страны, гарантии государства и ключевые меры по предотвращению, либо устранению их последствий.
2. Перечень ключевых показателей Доктрины целесообразно формировать с учетом принятых в международной практике подходов к оценке продовольственной безопасности, в частности установленных ООН "Целей тысячелетия", определив целевые уровни основных показателей Глобального индекса продовольственной безопасности, и в соответствии с рекомендациями ФАО охарактеризовав экономическую и физическую доступность продовольствия для населения, безопасность и качество питания. В качестве детализации этих показателей в Доктрину могут быть включены такие показатели как снижение доли расходов населения на продовольствие, а также ключевые показатели экономического развития в сфере продовольствия – объемы производства, импорт, экспорт или их приросты. По сравнению с действующей Доктриной в предстоящем периоде задачи импортозамещения уже недостаточны. Следует развивать экспорт и обеспечивать его стимулирование.
3. Основные принципы Доктрины:
ответственность государства за обеспечение гарантированного уровня продовольственного благополучия населения, особенно в критических и чрезвычайных ситуациях (в том числе техногенного, природного, экономического, политического и иного характера);
развитие доверия и сотрудничества между участниками продовольственного рынка страны, а также с партнерами из других стран, упреждающая диверсификации связей и направлений сотрудничества с целью предотвращения рисков и угроз продовольственной безопасности;
формирование систем коллективной безопасности особенно в рамках ЕАЭС, ШОС и других интеграционных объединений, в которых Россия активно участвует в том числе путем создания продовольственных фондов, консорциумов по борьбе с последствиями катастроф и чрезвычайных ситуаций;
отсутствие продовольственной дискриминации, обеспечение физической, географической, экономической доступности продовольствия каждому человеку, полнота необходимого состава полезных составляющих и безопасность потребления в пределах сбалансированных потребительских корзин разных групп населения, которые нуждаются в описании и актуализации;
ориентация на потребителя, поддержание и развитие здорового образа жизни;
сочетание свободы информированного выбора потребителя о составе, качестве, последствиях употребления продуктов питания (в том числе, негативно влияющих на организм, потребление которых ведет к ожирению или создает нагрузку на различные органы) и личной ответственности каждого за выбор того, чем он питается и какие риски для здоровья на себя берет;
обеспечение максимальной независимости по ключевым стратегическим группам продовольственных продуктов, технологиям их производства, инфраструктуре обеспечения населения необходимыми продуктами в случае реализации рисков и угроз.
4. Основные текущие и перспективные риски и угрозы, требующие отражения в Доктрине и меры, направленные на их "купирование":
Повышение спроса на продовольствие, изменение его структуры и ужесточение конкуренции за эту продукцию в мире в связи с ростом населения Земли. В России есть хороший потенциал – земля, трудовые ресурсы, вода – для того, чтобы играть на глобальных продовольственных рынках гораздо большую роль, чем сейчас. Требуется, с одной стороны, недопущение вовлечения России в такие конфликты, с другой, - система прогнозирования рисков и выстраивание упреждающего выхода на "горячие" продовольственные рынки.
Растущий дефицит пресной воды в мире. Фактор "водного стресса", влияющий на конкуренцию за воду, и на повышение спроса на водоемкие товары, в том числе, продукцию АПК будет усиливаться. Необходимо обеспечение строгого долгосрочного контроля за использованием данного ресурса.
Расширение протекционизма, торговых барьеров и торговых войн между США, Китаем, Европейскими странами и иными глобальными игроками, а также в отношении России. Такой фактор, вероятно, приобретает долгосрочный характер и задачи России противостоять таким тенденциям. Санкции и барьеры дали краткосрочные и среднесрочные эффекты для развития отечественных рынков, но долгосрочную конкурентоспособность на них не построить. Будущие российские "национальные чемпионы" мирового уровня должны иметь возможность широко масштабировать свою деятельность. Межстрановые и тем более региональные барьеры ограничат их развитие.
Глобальные изменения климата, особенно остро сказывающиеся на ухудшении продовольственной ситуации в поясе от Северной Африки до Центральной Азии.
Деградация, экологическая деструкция почвы и других природных ресурсов для производства продовольствия.
Высокий уровень консолидации глобальных экономических игроков в области производства продовольствия (генетика, селекционные материалы, торговые трейдеры и др.). Уже сегодня импортозависимость российской экономики по ресурсам для АПК гораздо выше, чем по продуктам питания. По селекционным и генетическим направлениям Россия серьезно отстала от развитых стран, утратив даже имевшиеся ранее позиции. Необходимо участие в международных альянсах с Индией, Китаем, странами Юго-Восточной Азии, Бразилией по разработке элитных пород, семян, и других аналогичных материалов в сфере сельского хозяйства. Постепенное восстановление, хотя бы частичное, отечественного семеноводства.
Растущие риски попадания в продовольственные продукты антибиотиков, пестицидов, средств защиты растений, химических веществ из почвы, воды, воздуха и других вредных веществ, не отслеживаемых традиционными лабораторными испытаниями. Необходимо обеспечивать сбалансированность питания, поддерживать необходимый уровень обогащенных минеральными веществами продуктов, расширять функциональное питание, рациональное питание, вести грамотную политику в области медицины и здорового образа жизни.
Пробелы и отсталость системы образования и науки в продовольственной сфере, отсутствие инструментов трансфера технологий, слабость кадров, способных воспринимать и использовать такие технологии.
Отставание в сфере цифровизации, "интернета вещей", "уберизации" сельского хозяйства и последующей продовольственной цепочки, Возможные риски новых форм технологической зависимости от развитых стран в сфере производства, доставки до потребителя и контроля качества продовольствия в будущем.
Несогласованность политики в области развития АПК стран ЕАЭС. Необходима максимально возможная унификация документов, регламентов, норм, стандартов деятельности в странах Евразийского экономического союза в данной сфере.
5. Вместе с Доктриной необходимо разработать и утвердить Дорожную карту ее реализации на среднесрочную перспективу (далее – Дорожная карта), в которой должны быть сформулированы подробные требования к стратегическим документам развития Российской Федерации, в том числе государственным программам Российской Федерации. Такие требования должны охватывать широкий список целевых показателей продовольственного обеспечения населения, качества питания, государственного регулирования экономической деятельности в данной сфере, детализированную систему мер, разграничение ответственности за решение задач продовольственной безопасности, организацию мониторинга и оценки эффективности реализации Дорожной карты, в том числе ее независимую экспертизу. Дорожную карту необходимо разрабатывать каждые 5-6 лет либо при возникновении критически значимых изменений, требующих оперативных корректировок документа.
6. Основные направления решения задач продовольственной безопасности, которые следует включить в Дорожную карту.
Следует поддерживать и усиливать сбалансированность, стрессоустойчивость всей сети товаропроводящих цепочек, включая производство продовольствия, транспортно-логистическую инфраструктуру, оптово-распределительные центры, оптовую и розничную торговлю. Должны быть выработаны механизмы выявления и устранения "узких мест" сдерживающих развитие сектора, в том числе в смежных отраслях. Основой решения задачи продовольственной безопасности в будущем станут наиболее эффективные компоненты производственной и распределительной инфраструктуры. Необходимо развитие здоровой конкуренции, способствующей повышению качества продуктов, росту производительности труда и снижению цен, сокращение волатильности на рынках и снижению рисков перебоев в поставках. Избыточное административное давление на бизнес, ведет к повышению издержек, перекладываемых на производителей и потребителей продуктов питания.
Основа государственного регулирования продовольственных рынков – обеспечение устойчивости бизнес-моделей и гарантии предпринимательской свободы. Доктрина должна содержать ключевые направления дерегулирования для обеспечения максимальной эффективности и конкуренции по всей цепочке.
Нужно сохранять баланс между крупными холдинговыми хозяйствами и мелкими фермерскими. С точки зрения государственной политики – это не только вопросы эффективности и издержек бизнеса, но и развитие сельских территорий, образа жизни. Нужна система поддержки малого и среднего бизнеса в АПК и торговле.
Для снижения потерь и отходов по всей цепочке нужны соблюдение требований технологического режима, обеспечение прослеживаемости продукции, надлежащая транспортная упаковка. Государство и бизнес заинтересованы в стимулировании, в том числе налоговыми методами, перераспределения излишков и продуктов с истекающими сроками годности. К этой работе необходимо широко привлекать благотворительные организации.
Важное внимание в Дорожной карте должно быть посвящено развитию утилизации и вторичной переработке не использованных продуктов.
Необходимы безусловная прозрачность крупных землевладений, создание реестра "конечных" владельцев земельных участков. Следует определить четкие рамки владения и пользования гражданами России и иностранными гражданами или юридическими лицами крупными земельными наделами, сельскохозяйственными предприятиями, особенно в критически значимых для государства сферах;
Рекомендуемые национальные нормы потребления пищевых продуктов в настоящее время завышены по объему (физические нагрузки уменьшаются и требуется меньший объем пищи) растет уровень ожирения и количество людей с избыточным весом. При этом нормы требуют большей детализации с точки зрения учета протеинов, микроэлементов, витаминов, нутриентов, других полезных составляющих. Управление качественным питанием должно идти одновременно с обучением и элементами воспитания, формированием ценностей здорового образа жизни.
Особое внимание необходимо уделить наиболее бедным слоям населения. По оценкам, чтобы довести потребление нижнего дециля населения по доходам до уровня потребления следующего дециля необходимо около 100 млрд руб. Даже в этом случае уровень потребления нижнего дециля составит 60% рекомендуемых норм. Последствия некачественного питания этих людей, а тем более детей из бедных семей – серьезная угроза для страны. Один из путей решения такой проблемы – организация внутренней продовольственной помощи. Такая помощь должна покрывать удорожание продуктов, разницу в цене, позволяющую малоимущим приобретать качественные продукты.
В Дорожной карте следует сформулировать жесткие требования к организации системы социального питания в организованных коллективах (в том числе в больницах, армии, школах). Сегодня основной критерий в закупочных процедурах – цена, по которой приобретается продовольствие, поэтому в рацион попадают транс-жиры, остатки антибиотиков или пестицидов, другие вредные составляющие.
В Дорожной карте необходимо четко описать модели устойчивого обеспечения населения необходимым продовольствием в критических и чрезвычайных ситуациях, определив форматы участия рыночной инфраструктуры в решении этих задач. Необходимо определение порядка формирования и использования централизованного и децентрализованных продовольственных резервов на случай таких ситуаций.
Статистика, а, следовательно, управленческие решения на ее основе опирается на архаичный фундамент. Данные компаний представляются в Росстат на бумажных носителях, что делает невозможной их качественную обработку. Группировка показателей, например, по разным сортам рыбы – различная (селедка – по видам разделки, белые сорта рыбы – по способу обработки: копченая, соленая) приводит к несводимости данных. Нужна достоверная, совместимая и подробная информация в машиночитаемом виде о состоянии продовольственных рынков, качестве продуктов питания. Наличие такой информации позволит повысить степень электронного документооборота, электронного обмена данными между участниками продовольственной цепочки и государством.
Одним из системообразующих факторов укрепления продовольственной безопасности государства должно стать развитие, популяризация и повышение престижа образовательной и научно-исследовательской деятельности, связанной с АПК, внедрение и развитие лучших мировых практик в данной сфере.
7. Следует предложить конкретные варианты мониторинга продовольственной безопасности. Необходимо также сформировать порядок независимой оценки результатов реализации Дорожной карты с подготовкой ежегодного национального Доклада о состоянии продовольственной безопасности в России.

Для справки: Название компании: Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.