Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Тема недели-новые правила допуска подвижного состава на ж/д пути после ремонта. Битва за безопасность или попытка передела сфер влияния? "Моя колея 1520". 18 января 2017

Реформа федерального железнодорожного транспорта (МПС РФ) привела к плачевным для владельца инфраструктуры, по совместительству перевозчика (ОАО "РЖД") результатам в вопросах взаимодействия с другими участниками хозяйственной деятельности (операторы ж/д подвижного состава, вагоноремонтные предприятия, владельцы путей необщего пользования и т.д.). ОАО "РЖД" утратило функции контролёра, арбитра, законодателя, судьи в вопросах организации перевозок железнодорожным транспортом. Указаные функции перешли к федеральным органам исполнительной власти. Не имея привычных рычагов управления, перевозчик с трудом справляется с функцией своевременно и качественно обеспечивать потребности физических, юридических лиц и государства в перевозках, в т.ч. обеспечивать безопасность движения.
Безопасность движения ОАО "РЖД" решило обеспечить в т.ч. за счёт "наведения порядка" в вагоноремонтном комплексе (независимо от форм собственности вагоноремонтных предприятий), ужесточив правила допуска грузовых вагонов на инфраструктуру после плановых видов ремонта. Требований инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации для обеспечения безопасности движения владельцу инфраструктуры оказалось недостаточно.
По инициативе перевозчика, законодатель, приказом Минтранса России №257 от 01.09.2016, изложил в новой редакции пункт 6 приложения №5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. В настоящее время, для решения вопроса о допуске на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, прошедшего ремонт (в т.ч. в объеме ТР-1, ТР-2), владелец инфраструктуры имеет правоего осмотреть и выполнить:
- идентификацию паспортным данным по техническим и эксплуатационным характеристикам;
- сверку номерных узлов и деталей на соответствие данным в информационных системах учета;
- проверку наличия документов об обязательном подтверждении соответствия (сертификатов).
По результатам осмотра ОАО "РЖД" допускает (либо не допускает) подвижной состав к эксплуатации.
Иных критериев оценки для допуска вагонов после ремонта на пути общего пользования законодатель не установил.
Однако, ОАО "РЖД", в нарушении ст.17 федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", разработало и внедрилоПоложение о допуске грузового вагона на инфраструктуру, содержащее собственные обязательные требования, которым должен удовлетворять подвижной состав при его допуске на пути общего пользования. Владелец инфраструктуры дополнил, предусмотренные приказом Минтранса России от 01.09.2016 №257, изменения в приложение №5 к ПТЭ, собственноручно оформленным правом "проверять соответствие технического состояни вагонов требованиям нормативной документации и критериям, установленным приложением А". Приложение "А" не содержит ссылок на нормативную документацию, критерии оценки не имеют ничего общего с основными причинами транспортных происшествий. Уполномоченное лицо (приемщик вагонов) при осмотре вагона с целью допуска его на пути общего пользования:
- не имеет надлежащих условий для контроля литых деталей тележки на наличие дефектов (освещенность, доступ к "изломоопасным" поверхностям, средства контроля);
- не в состоянии контролировать качество сборки буксового узла колесной пары (необходим постоянный контроль подготовки деталей для сборки, технологии монтажа);
- не может опробовать автотормоза (не имеет средств испытания тормоза).
Всё оснащение приемщика – молоток, лупа, щупы и несколько шаблонов. Человека искренне жаль! Ответственность за допуск несёт – возможности полноценно проверить качество ремонта не имеет. Подписывая акт-допуск на соответствие критериям допуска, приемщик вагонов становится первым в очереди потенциальных виновных в случае тяжелого транспортного происшествия.
В нарушение приказа Минтранса России от 01.09.2016 №257 владелец инфраструктуры (ОАО "РЖД") собственным положением предусматривает допуск вагонов исключитено после плановых видов ремонта. Однако, новая редакция пункта 6 приложения №5 к ПТЭ обязывает владельца инфраструктуры выполнять осмотр вагонов прошедших ремонт (не исключая текущий-отцепочный). Ситуация анекдотична – на станциях, где нет ремонтных вагонных депо, но есть участки текущего-отцепочного ремонта эксплуатационных вагонных депо, выпуск вагонов из ремонта и их допуск на инфраструктуру выполняют одни и те же должностные лица. От лица приемщика вагонов уведомление о приемке из ремонта формы ВУ-36 подписывает лицо выпускающее (как вариант – вагонный мастер ВЧДЭ). Будет указанное лицо не допускать на инфраструктуру собственноручно отремонтированный вагон? Ответ очевиден…
По версии ОАО "РЖД" основной причиной сходов вагонов на путях общего пользования, причина которых на первый взгляд неочевидна, являются несоответствия износов узлов и деталей тележки модели 18-100 предельно допустимым, установленным распоряжением ОАО "РЖД" от 01.06.2009 №1145р "О вводе нормативов предельно допустимых в эксплуатации износов узлов и деталей тележки модели 18-100, превышение которых может привести к сходу с рельсов". Однако, при решении вопроса о допуске подвижного состава после ремонта на пути общего пользования, вопрос проверки указанных износов даже не рассматривается! Создается впечатление, что данное распоряжение необходимо ОАО "РЖД" для назначения виновного в случае схода, но не для его предотвращения.
При этом, для "наведения порядка" с качеством ремонта на предприятиях АО "ВРК-1", АО "ВРК-2", АО "ВРК-3" владельцу инфраструктуры (ОАО "РЖД") не требуется изменения законодательства. Согласно имеющейся в открытом доступе информации, аффилированым лицом, имеющим крупнейшую долю участия в уставном капитале всех трёх вагоноремонтных компаний (АО "ВРК-1", АО "ВРК-2", АО "ВРК-3"), является ОАО "РЖД" - 99,9999999%. (Аффилированное лицо – это юридическое или физическое лицо, способное оказывать прямое влияние на деятельность компании).
Таким образом, угроза безопасности движения, связанная с неудовлетворительным качеством плановых ремонтов на предприятиях АО "ВРК-1", АО "ВРК-2", АО "ВРК-3", - следствие бездействия фактического владельца - ОАО "РЖД". Для наведения порядка не нужно ужесточать порядок допуска вагонов после ремонта, достаточно организовать непосредственно ремонт и контроль на вагоноремонтных предприятиях.
Заложником сложившейся ситуации являются операторы подвижного состава. В условиях сложившегося на текущий момент дефицита подвижного состава, выпущенные из планового ремонта вагоны не допускаются на пути общего пользования по прихоти ОАО "РЖД". И это не является мерами, направленными на обеспечение безопасности движения. Создавая другим участникам хозяйственной деятельности проблемы, владелец инфраструктуры умышленно ставит их в зависимое от себя положение. Положение, ликвидировать которое была призвана реформа федерального железнодорожного транспорта.
С просьбой устранить нарушения прав доступа на инфраструктуру операторы подвижного состава, иные участники хозяйственной деятельности, могут обратиться в государственные надзорные органы (Ространснадзор, Прокуратуру).
Проблемы качества ремонта подвижного состава, обеспечения безопасности движения на которую оказывает негативное влияние низкое качество ремонта, со временем отрегулируют отношения хозяйствующих субъектов. Дальновидному оператору, который умеет считать свои расходы уже сейчас, не выгодны сиюминутные дивиденды от низкой стоимости планового ремонта с последующими расходами на многочисленные внеплановые ремонты, ответственностью за ущерб, который может нанести собственный неисправный подвижной состав третьим лицам в случае транспортных происшествий. Политика кнута, репрессивных мер, не обеспечит должного уровня безопасности движения.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.