Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 16.10 65.7508 -0.2243
EUR 16.10 76.054 -0.4507
Все котировки валют
 Топ новости

Российские гипермаркеты ищут оружие против бедности. "РосБизнесКонсалтинг". 15 мая 2018

Растущая конкуренция со стороны дискаунтеров заставляет российские сети гипермаркетов искать новые стратегии развития. Некоторые из ретейлеров постепенно приходят к выводу о необходимости смены позиционирования, пытаясь сфокусироваться на более дорогих товарах, другие - стимулируют более платежеспособный спрос. Эксперты ретейл-рынка считают подобные шаги хотя и вынужденными, но не совсем логичными.
Новые приоритеты
О смене коммерческой модели недавно заявил гендиректор "Ашан ритейл Россия" Франсуа Реми. По его словам, сеть уходит от позиционирования дискаунтера с упором на дешевые товары. "У нас они называются товарами первой трети ассортимента. Задача сейчас - дать клиентам более полное предложение, особенно во второй и третьей трети ассортимента, т.е. в среднем и премиум-сегменте", - пояснил Реми "Ведомостям". При этом сеть намерена предлагать более дешевые товары и в премиальном сегменте.
В результате смены стратегии количество товарных наименований в ассортименте сети может увеличиться на 30-40%. Сейчас в "Ашане" обычно представлено около 50 тыс. видов товаров. По словам Реми, за счет расширения предложения компания надеется нарастить число товаров в корзине покупателя и поднять трафик.
О необходимости продвигать более дорогие товары говорят и другие сети гипермаркетов. Например, об этом говорилгендиректор "Ленты" Ян Дюннинг, комментируя результаты первого квартала 2018 года. "Покупатели позитивно реагировали на изменения в нашем предложении, маркетинге и коммуникациях, покупая больше товаров и отдавая предпочтение более дорогим позициям, что привело к самому мощному росту качества продаж с 2013 года", - приводила пресс-служба "Ленты" слова Дюннинга. По итогам первого квартала 2018 года сопоставимые продажи ретейлера увеличились на 6,1% год к году, а средний чек - на 5,5%. Руководство сети оценило показатели ретейлера как "воодушевляющие".
При этом в торговой сети подчеркивают, что речь не идет о смене стратегии - скорее, ретейлер старается реагировать на запрос потребителя. "Мы коммуницируем покупателям то, что ими востребовано. Если он ищет более дешевые товары, то мы ему делаем соответствующие предложения. Если хочет попробовать что-то более дорогое, то это мы ему соответственно коммуницируем. Но мы не переключаем покупателей насильно на более дорогие товары, это не работает", - пояснили РБК Петербург в пресс-службе компании.
Аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин согласен с тем, что в случае с "Лентой" уместнее говорить о стимулировании продаж более дорогих товаров, чем о смене позиционирования. "Программа лояльности сети позволяет анализировать покупки и предоставлять таргетированное персональное предложение. Это дает возможность оперативно реагировать на изменение спроса. В результате компания предлагает товары по более высоким ценам для тех, кто может себе позволить", - объясняет эксперт.
Вынужденный шаг
По словам гендиректора агентства INFOLine Ивана Федякова, желание торговых сетей сменить позиционирование или акценты в коммуникации, прежде всего, связано с кризисом формата гипермаркетов, который возник в результате жесткой конкуренции в эконом-сегменте.
"Конкуренция оттягивает потребителя в другие магазины. Магазины шаговой доступности стали предлагать покупателю цены, близкие к гипермаркетам. Это стало возможным, потому что крупные сети стали добиваться хороших закупочных цен, а поставщики добровольно-принудительно - участвовать в акциях", - поясняет Федяков. В результате многие покупатели предпочли не тратить время и деньги на дорогу в гипермаркет, а посещать магазины шаговой доступности, добавляет эксперт. Тимур Нигматуллин соглашается, что низкие цены уже не служат дополнительной мотивацией к покупкам в гипермаркетах.
Гипермаркеты могли бы предлагать более конкурентные цены, если бы не имели дополнительных издержек из-за большой площади. По словам Федякова, доля non-food товаров (электроника, бытовая техника, товары для интерьера, игрушки, одежда - ред.), которая в некоторых магазинах занимает 50-70% площади, избыточна - эта группа не так востребована. "Данную категорию покупают не так активно из-за конкуренции с интернет-магазинами наподобие AliExpress", - говорит Федяков.
Эксперт добавляет, что абсолютные данные игроки рынка не раскрывают, но косвенно о наличии подобной проблемы говорит желание ретейлеров сдать в аренду часть площадей гипермаркетов. Например, "Карусель" в гипермаркетах на улице Савушкина и проспекте Руставели предлагает в аренду помещения, площадь которых превышает тысячу квадратных метров, следует из информации на сайте ретейлера.
Сомнительный шаг
Эксперт не уверен, что новая политика гипермаркетов окажется эффективной в долгосрочной перспективе. "Решение перейти на более дорогой ассортимент вызывает сомнение, поскольку оно не соответствует экономической ситуации и современным трендам развития розничных сетей. Хотя я допускаю, макроэкономические показатели позволяют говорить о возможном улучшении. Хуже уже не должно быть", - полагает Федяков. "Несмотря на падение реальных доходов россиян, многие потребители устали от постоянной экономии и давления, и иногда хотят себя побаловать более качественными товарами", - добавляет эксперт.
Нигматуллин, в свою очередь, допускает рост спроса на более дорогие товары. "Последние опросы показывают, что сберегательные настроения снижаются. И по законам экономики после затяжного кризиса, если нет новых шоков, должен быть рост. Восстановительный рост будет заметен в первой половине этого года", - говорит он. Впрочем, периодические покупки дорогостоящих товаров в долгосрочной перспективе обычно не перерастают в привычку покупателя потреблять более широкий ассортимент, добавляет Нигматуллин.
Справка
По данным Петростата, реальные денежные доходы петербуржцев в январе-феврале 2018 года выросли на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. При этом оборот розничной торговли за первый квартал 2018 года в сопоставимых ценах увеличился на 1,6%, а выручка розничных предприятий пищевых продуктами - на 2,3% год к году.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специальное предложение до 31 октября 2018 г.:

Специалисты INFOLine подготовили Обзор "INFOLine Rail Russia TOP: №2 2018 год" (Итоги первого полугодия), который включает в себя актуальный Рейтинг операторов грузового железнодорожного подвижного состава России "INFOLine Rail Russia TOP", анализ развития транспортного комплекса РФ и мониторинг изменений в государственном регулировании железнодорожного и альтернативных видов транспорта.

Предлагаем воспользоваться специальным предложением на приобретение комплекса информационных продуктов по направлению Транспорт:

При покупке "INFOLine Rail Russia TOP: №2 2018 год" (Итоги первого полугодия) - Вы получаете в ПОДАРОК подписку до конца 2018 года на "Тематические новости: Железнодорожный транспорт РФ".

Услуга "Тематические новости: Железнодорожный транспорт РФ" – это собранная со всего рынка и систематизированная оригинальная информация о событиях рынка грузовых железнодорожных перевозок РФ и зарубежья. На основе данных из проверенных авторитетных и профильных источников формируется новостной бюллетень – постоянно обновляющаяся информационная карта для вашего бизнеса.


Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ 

Для получения детальной информации о продуктах и услугах агентства INFOLine, предлагаем Вам связаться с нами по телефонам +7(812)322-6848 (доб. 302) или +7(495)772-7640, а также по электронной почте на transport@infoline.spb.ru

Менеджер проекта Евгения Надточаева