Серия отраслевых исследований
Предлагаем БЕСПЛАТНО! Получить Краткую версию исследования одной из интересующих Вас отраслей.
Специальное предложение: Клиенты INFOLine получают билет на Неделю Российского Ритейла
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 24.05 61.5945 +0.3335
EUR 24.05 72.1826 -0.0564
Все котировки валют
 Топ новости

Российские гипермаркеты ищут оружие против бедности. "РосБизнесКонсалтинг". 15 мая 2018

Растущая конкуренция со стороны дискаунтеров заставляет российские сети гипермаркетов искать новые стратегии развития. Некоторые из ретейлеров постепенно приходят к выводу о необходимости смены позиционирования, пытаясь сфокусироваться на более дорогих товарах, другие - стимулируют более платежеспособный спрос. Эксперты ретейл-рынка считают подобные шаги хотя и вынужденными, но не совсем логичными.
Новые приоритеты
О смене коммерческой модели недавно заявил гендиректор "Ашан ритейл Россия" Франсуа Реми. По его словам, сеть уходит от позиционирования дискаунтера с упором на дешевые товары. "У нас они называются товарами первой трети ассортимента. Задача сейчас - дать клиентам более полное предложение, особенно во второй и третьей трети ассортимента, т.е. в среднем и премиум-сегменте", - пояснил Реми "Ведомостям". При этом сеть намерена предлагать более дешевые товары и в премиальном сегменте.
В результате смены стратегии количество товарных наименований в ассортименте сети может увеличиться на 30-40%. Сейчас в "Ашане" обычно представлено около 50 тыс. видов товаров. По словам Реми, за счет расширения предложения компания надеется нарастить число товаров в корзине покупателя и поднять трафик.
О необходимости продвигать более дорогие товары говорят и другие сети гипермаркетов. Например, об этом говорилгендиректор "Ленты" Ян Дюннинг, комментируя результаты первого квартала 2018 года. "Покупатели позитивно реагировали на изменения в нашем предложении, маркетинге и коммуникациях, покупая больше товаров и отдавая предпочтение более дорогим позициям, что привело к самому мощному росту качества продаж с 2013 года", - приводила пресс-служба "Ленты" слова Дюннинга. По итогам первого квартала 2018 года сопоставимые продажи ретейлера увеличились на 6,1% год к году, а средний чек - на 5,5%. Руководство сети оценило показатели ретейлера как "воодушевляющие".
При этом в торговой сети подчеркивают, что речь не идет о смене стратегии - скорее, ретейлер старается реагировать на запрос потребителя. "Мы коммуницируем покупателям то, что ими востребовано. Если он ищет более дешевые товары, то мы ему делаем соответствующие предложения. Если хочет попробовать что-то более дорогое, то это мы ему соответственно коммуницируем. Но мы не переключаем покупателей насильно на более дорогие товары, это не работает", - пояснили РБК Петербург в пресс-службе компании.
Аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин согласен с тем, что в случае с "Лентой" уместнее говорить о стимулировании продаж более дорогих товаров, чем о смене позиционирования. "Программа лояльности сети позволяет анализировать покупки и предоставлять таргетированное персональное предложение. Это дает возможность оперативно реагировать на изменение спроса. В результате компания предлагает товары по более высоким ценам для тех, кто может себе позволить", - объясняет эксперт.
Вынужденный шаг
По словам гендиректора агентства INFOLine Ивана Федякова, желание торговых сетей сменить позиционирование или акценты в коммуникации, прежде всего, связано с кризисом формата гипермаркетов, который возник в результате жесткой конкуренции в эконом-сегменте.
"Конкуренция оттягивает потребителя в другие магазины. Магазины шаговой доступности стали предлагать покупателю цены, близкие к гипермаркетам. Это стало возможным, потому что крупные сети стали добиваться хороших закупочных цен, а поставщики добровольно-принудительно - участвовать в акциях", - поясняет Федяков. В результате многие покупатели предпочли не тратить время и деньги на дорогу в гипермаркет, а посещать магазины шаговой доступности, добавляет эксперт. Тимур Нигматуллин соглашается, что низкие цены уже не служат дополнительной мотивацией к покупкам в гипермаркетах.
Гипермаркеты могли бы предлагать более конкурентные цены, если бы не имели дополнительных издержек из-за большой площади. По словам Федякова, доля non-food товаров (электроника, бытовая техника, товары для интерьера, игрушки, одежда - ред.), которая в некоторых магазинах занимает 50-70% площади, избыточна - эта группа не так востребована. "Данную категорию покупают не так активно из-за конкуренции с интернет-магазинами наподобие AliExpress", - говорит Федяков.
Эксперт добавляет, что абсолютные данные игроки рынка не раскрывают, но косвенно о наличии подобной проблемы говорит желание ретейлеров сдать в аренду часть площадей гипермаркетов. Например, "Карусель" в гипермаркетах на улице Савушкина и проспекте Руставели предлагает в аренду помещения, площадь которых превышает тысячу квадратных метров, следует из информации на сайте ретейлера.
Сомнительный шаг
Эксперт не уверен, что новая политика гипермаркетов окажется эффективной в долгосрочной перспективе. "Решение перейти на более дорогой ассортимент вызывает сомнение, поскольку оно не соответствует экономической ситуации и современным трендам развития розничных сетей. Хотя я допускаю, макроэкономические показатели позволяют говорить о возможном улучшении. Хуже уже не должно быть", - полагает Федяков. "Несмотря на падение реальных доходов россиян, многие потребители устали от постоянной экономии и давления, и иногда хотят себя побаловать более качественными товарами", - добавляет эксперт.
Нигматуллин, в свою очередь, допускает рост спроса на более дорогие товары. "Последние опросы показывают, что сберегательные настроения снижаются. И по законам экономики после затяжного кризиса, если нет новых шоков, должен быть рост. Восстановительный рост будет заметен в первой половине этого года", - говорит он. Впрочем, периодические покупки дорогостоящих товаров в долгосрочной перспективе обычно не перерастают в привычку покупателя потреблять более широкий ассортимент, добавляет Нигматуллин.
Справка
По данным Петростата, реальные денежные доходы петербуржцев в январе-феврале 2018 года выросли на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. При этом оборот розничной торговли за первый квартал 2018 года в сопоставимых ценах увеличился на 1,6%, а выручка розничных предприятий пищевых продуктами - на 2,3% год к году.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специальное предложение: Клиенты INFOLine получают билет на Неделю Российского Ритейла (6 июня 2018 года) в подарок – КОЛИЧЕСТВО БИЛЕТОВ ОГРАНИЧЕНО!

В связи с приближением главного делового события лета 2018 года специалисты INFOLine предлагают воспользоваться специальным предложением для приобретения нового исследования «Розничная торговля Food/ Non-Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года». При оплате исследования, билет на Неделю Российского Ритейла предоставляется в подарок – КОЛИЧЕСТВО БИЛЕТОВ ОГРАНИЧЕНО!

Аналитическое агентство INFOLine – генеральный аналитический партнер «Недели Российского ритейла» (Москва, Центр международной торговли). Мероприятие пройдет в четвёртый раз и все эти годы агентство INFOLine поддерживает его. Отчет с мероприятия 2017 года вы можете получить здесь.


INFOLine откроет «Неделю Российского ритейла» в первый день форума, 6 июня 2018 года, аналитической сессией «INFOLine Retail Russia TOP-100. Самые эффективные и быстрорастущие торговые сети России». В рамках сессии традиционно будут представлены итоги исследования INFOLine Retail Russia TOP-100, итоги конъюнктурного опроса «Ожидания динамики потребительского рынка в 2018 году» и многое другое. Подробнее о программе мероприятия здесь

Билет предоставляется на все три дня деловой программы.

Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ.

 Если у Вас есть вопросы, то напишите нам по e-mail: retail@infoline.spb.ru

или свяжитесь по телефонам:

+7 (812) 3226848 доб.184

+7 (495) 7727640 доб.184

Менеджер проекта Никита Матвеев