Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

"Рынок автокафе формата drive-thru недооценен". "РБК+". 14 января 2019

О том, как автокафе развивает городскую среду и автомобильную и кофейную культуру, РБК+ рассказал генеральный директор Coffee Machine Дмитрий Лутченко.
— Как развивается рынок автокафе в России и от каких факторов зависит? С какими зарубежными странами мы сравнимы по потенциалу рынка?
— Рынок автокафе развивают в основном глобальные фастфуд-сети. Особенно активно — McDonalds. Собственно, культура автокафе идет из Америки. В США сервисы, связанные с обслуживанием потребителя, передвигающегося на машине, очень развиты, и генерируют от 40 до 50% выручки компаний общественного питания: американцы вообще не любят выходить из машины. В Европе подобные форматы пока не так распространены.
В России формат начал формироваться недавно, и развивается он очень активно. Достаточно посмотреть на очередь, которая скапливается к окошкам "МакАвто". Людям это нравится. В России открыто уже больше 300 ресторанов "МакАвто". Особенно формат автокафе комфортен в наших климатических условиях.
На Дальнем Востоке этот сегмент рынка общественного питания стал формироваться несколько раньше, чем в центральной и западной частях страны. Основным фактором развития рынка, в том числе, стал высокий уровень автомобилизации населения. Владивосток занимает первое место в стране по количеству автомобилей: на 1000 жителей приходится более 550 машин. Грубо говоря, у каждого взрослого человека во Владивостоке, да и на Дальнем Востоке в целом есть автомобиль. Покупка личного транспорта здесь была довольно доступна, и в регионе сложилась определенная автомобильная культура. Например, у нас во Владивостоке есть улица Всеволода Сибирцева, в народе ее называют проспектом Красоты, — дорога проходит по вершине сопки, и там организован целый фудкорт из автокафе.
Во Владивостоке мы были далеко не первыми на рынке автокафе, просто решили сделать лучше, чем остальные. Сегодня даже в регионах с более низкой автомобилизацией населения, в Хабаровском крае, например, бизнес автокафе по некоторым показателям развивается динамичнее. Но пока в целом рынок автокафе формата drive-thru недооценен в России.
— Drive-thru и drive-in — в чем особенности форматов, насколько они совместимы?
— Автокафе — это заведение без зала для посетителей, гость просто подъезжает к окошку на автомобиле, и ему выдают заказ в машину. Это то, что мы привыкли видеть в "МакАвто", и то, что называется drive-thru. "Драйв-ины" подразумевают большее парковочное пространство, чтобы посетитель мог припарковаться и дождаться, когда ему вынесут заказ. Помните фрагменты из американских фильмов, где заказ привозили молодые официанты и официантки на роликах, — в этом случае залом для посетителей является салон его собственного автомобиля: он может взять еду с собой или перекусить тут же на парковке.
В процессе работы мы перепробовали разные варианты: был, например, мобильный официант, который собирал заказы в очереди и онлайн передавал их кухне. Самым эффективным оказалось именно наличие парковки: посетитель делает заказ в окне, отъезжает на парковку, и ему выносят заказ к автомобилю. Это решило проблему очередей и существенно увеличило число обрабатываемых заказов. На некоторых объектах пропускная способность увеличилась в три раза. Отдельные заведения сети пришлось расширить, чтобы соответствовать новым объемам. Численность персонала автокафе выросла с трех до десяти человек в смену.
В Приморье мы тестируем мобильное приложение, которое способно отследить приближение автомобиля покупателя, сделавшего заказ онлайн, и ему уже не нужно даже подъезжать к окну — достаточно просто заехать на парковку, нажать кнопку "Я подъехал", и заказ вынесут к машине. 15–20% заказов уже сейчас приходят из мобильного приложения.
— В чем преимуществ автокофейни, чем вы отличаетесь от сетей фастфуда?
— Мы не фастфуд. У нас тоже все готовится оперативно, но вся еда, что называется, из-под ножа. Наши "завертоны" (мексиканские лепешки с разными начинками от суперлегких до суперсытных) — это обычная нормальная еда, которую можно есть каждый день. Кроме того, больше половины объема продаж наших автокафе — напитки.
Название Coffee Machine не случайно, мы специализируемся на кофе. У нас качественный кофе итальянской обжарки, мы семь лет работаем с одним поставщиком и возим кофе непосредственно из Италии. Используем только хорошее молоко, качественную упаковку. Вообще, нам хотелось развивать культуру кофе в противовес тому напитку, который обычно наливают на АЗС или придорожном кафе в обычный пластиковый стаканчик.
Если говорить про ценовой сегмент в еде, то средняя стоимость продукта, одного "завертона", — 150–200 руб. Это несколько дороже, чем в фастфуде, но и публика у нас более взрослая, она не будет каждый день питаться бургерами.
— Как выбираете локацию? Насколько сложно найти место и договориться с местными властями?
— Земли в стране много, но земельный рынок не очень развит: взять участок в аренду достаточно тяжело, в основном участки продаются и покупаются. Можно столкнуться с административными барьерами, связанными с обустройством дорожной инфраструктуры и местными градостроительными нормами. Например, если трасса федеральная, желательно, чтобы рядом с выбранным под кафе участком была какая-то примыкающая дорога. Иначе процесс согласования может занять продолжительное время. Мы накопили достаточно опыта в этом вопросе, 90% наших автокафе расположены на собственных участках. Основная часть консультаций по нашей франшизе — это помощь в подборе и оформлении участка.
Кто-то приходит в бизнес со своей землей. Но если у франчайзи недостаточно средств на покупку земельного участка, мы чаще всего ее выкупаем, и он пользуется им на правах аренды. Средняя стоимость участка под автокафе размером до 1000 кв. м колеблется от 2 млн до 5 млн руб. Как правило, это выезды из города, в некоторых случаях участки, примыкающие к АЗС, но это не является обязательным условием. В целом мы рекомендуем выбирать более свободную и открытую площадку, с парковкой не менее чем на десять мест. Все как в ресторане, чем больше посадочных — в нашем случае парковочных — мест, тем больше он зарабатывает. С помощью собственной система метрик и замеров трафика мы можем спрогнозировать будущую выручку.
До 30% наших автокафе в Приморье находятся на трассах, и многие из них зарабатывают как лучшие городские объекты. Серьезное отличие кафе на трассе от городского — большая зависимость от сезона. Но тут нужно учитывать специфику региона — сезонность свойственна курортным территориям. Максимальная выручка на трассе в летний сезон будет выше городской, а изначальные вложения меньше — стоимость земли вне городской черты значительно дешевле.
Интересно, что если большой трафик на трассе работает в пользу кафе, то в городе ситуация другая. Высоко загруженная дорога — не всегда лучшее место для размещения автокафе: люди боятся потерять свое место в пробке.
Собственно, основная часть инвестиций необходима на благоустройство участка автокафе и строительство небольшого павильона, оборудование кухни. В зависимости от региона понадобится 4,5–5 млн руб.: 1,8 млн будет стоить постройка объекта, 1,4 млн — оборудование, 550 тыс. — паушальный взнос, 250 тыс. — первоначальный закуп, 1–1,5 млн уйдет на благоустройство участка (асфальтирование, отсыпка, подводка коммуникаций, освещение).
— Есть интерес работать в Москве или вы продолжите региональную экспансию?
— Получилось так, что сеть естественно развивалась в основном на Дальнем Востоке — сначала Владивосток, потом Приморье, Хабаровский край, Сахалин, Камчатка, Иркутская и Амурская области. В Центральной России мы пока представлены только в Краснодаре: первый объект открыли по франшизе в начале декабря и еще через месяц планируем открыть второе, уже собственное автокафе.
Москву мы до сих пор не рассматривали из-за высокой стоимости аренды земли. А вот развитие инфраструктуры Подмосковья нам интересно. Сюда мы планируем зайти с собственным автокафе сразу после Краснодара.
Всего сейчас в сети 50 кофеен. До конца года их будет уже 55. Наших собственных — 14, все они находятся во Владивостоке. В других регионах сеть развивается преимущественно за счет франшизы.
Открытие первого автокафе требует серьезной работы по привлечению клиентов, работы на узнаваемость бренда, поэтому ежемесячные роялти для первого заведения сети в регионе составляет 2% от оборота в месяц. По мере роста числа кофеен в сети увеличивается и сумма роялти, но не более 5%.
— Каков ваш опыт поиска инвестиций для открытия бизнеса?
— Мы, как и многие компании, развиваемся за счет кредитов. Это рискованно, надо быть с этим инструментом очень осторожным, но в целом он работает. Уверенности нам придает в том числе прибыльная собственная и франшизная сеть. Вложения в земельные участки менее рискованные, поскольку это актив, который легко оценивается банком и практически никогда не падает в цене.
После кризиса 2014 года кредитных инструментов на рынке стало меньше, но они постепенно возвращаются: сейчас, например, мы изучаем условия кредитования на развитие франшизы от банка "Уралсиб".
Кроме того, есть реально действующие государственные инструменты поддержки — региональные гарантийные фонды, в частности. Мы активно пользуемся гарантиями Фонда Приморского края, которые позволяют увеличить сумму залога и, соответственно, размеры кредитования в четыре раза. Сейчас используем плечо гарантийного фонда для покупки еще одного участка. На сегодняшний день это самая действующая и самая удобная схема кредитования для малого бизнеса.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.