Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

За державу обидно. "ИА РЖД-Партнер.ру". 2 апреля 2014

Индекс эффективности логистики (LPI, или Logistics Performance Index), согласно очередному исследованию группы Всемирного банка, вышедшему в свет 20 марта, вывел Россию лишь на 90-е место из 166. Даже после улучшения своей позиции (95-й в 2012 г.) мы пропустили вперед не только Финляндию (24-е место) и Китай (28-е место), но и Казахстан (88-е место) с Украиной (61-е место), не говоря уже о лидере мировой логистики – Германии. Возникает и вопрос: почему же в нашей стране грузы не слишком успешно доставляются "от двери до двери" или "точно в срок"?
Проблемы отечественной логистики – не тайна за семью печатями. Участникам рынка они хорошо известны. В первую очередь это нехватка транспортной и складской инфраструктуры, обусловленная недостатком инвестиций. Генеральный директор ОАО "Совтрансавтоэкспедиция"(входит в холдинг "Совтрансавто") Леонид Шляпников считает, что для эффективной и экономически обоснованной организации современных логистических цепочек на базе транспортных, в том числе железнодорожных коридоров и мощностей необходимо привлекать бизнес и использовать подходы государственно-частного партнерства (ГЧП). "Международный опыт показывает, что только такие формы реализации проектов приводят к долгосрочным положительным результатам для логистических операторов, железнодорожной индустрии и экономики в целом", – поясняет он. Действительно, практический опыт инвестиций в транспортную инфраструктуру в период с 1970-х по 2000-е годы в ЕС, Северной Америке, Азии демонстрирует преобладание комплексных проектов, организованных по принципу Freight Village и Inland Port. Экстенсивного, пусть и масштабного инвестирования в строительство тут недостаточно. "Главным становится объективная экспертиза проектов с учетом потребностей реальной клиентской аудитории, коммерческой и маркетинговой целесообразности реализации проектов", – считает Л. Шляпников.
В необходимости обеспечения отечественных терминалов современным оборудованием и инфраструктурой для ускорения их работы в местах перегрузки товаров уверен и коммерческий директор GEFCO Россия Никита Пушкарев. Однако он напоминает и о нюансах, касающихся качества не только инфраструктуры, но и парка. "Для иностранных клиентов важнее всего качество подвижного состава, которое даст им уверенность в том, что перевозка груза осуществляется с соблюдением всех необходимых условий и гарантией защиты от проникновения агрессивных факторов – природных и человеческих", – отмечает эксперт.
Кроме вещей сугубо материальных не слишком веселой картине отечественной логистики сегодняшнего дня не хватает ряда законодательных актов и действующей системы сертификации в области логистических услуг, в том числе на основе процедуры ISO.
В дефиците пока и четко выполняемые технологии, особенно для интермодальных сервисов. "Стыковка различных видов транспорта является проблемой для развития сервисов 3PL и 4PL в России", – считает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Поликарпов.
"Несогласованность действий портов и железной дороги приводит к нерациональному использованию ограниченных пропускных мощностей, брошенным поездам, задержкам судов, неравномерной загрузке погрузочно-разгрузочных мощностей и, как следствие, к задержкам доставки грузов", – поясняет эксперт.
Нынешним клиентам транспортных компаний нужны комплексные логистические продукты, в том числе цепочки door-to-door, но, к сожалению, подобные сервисы с участием различных видов транспорта в нашей стране пока еще слабо развиты. "К примеру, современная российская логистика с недоверием относится к перевозкам по железной дороге, – добавляет А. Поликарпов. – Во многом подобное отношение обоснованно. Однако внедрение государственных мер вывода автоперевозчиков из теневого сектора экономики должно повысить привлекательность железных дорог". В то же время, по мнению эксперта, для привлечения клиентов на стальные магистрали железнодорожникам стоит внедрять клиентоориентированные сервисы. "В том числе – проводить оптимизацию технологию согласования заявок, сокращать срок доставки грузов и обеспечивать надежность соблюдения заявленных сроков", – поясняет он.
В развитых странах комплексные технологии, такие как door-to-door и just-in-time (при которой грузы доставляются в объемах, достаточных для 1–2 дней торговли или производства), стали аксиомами. "Например, в Японии или в США никто не завозит товар на склады контейнерами, если одного контейнера хватает на полгода продаж, – поясняет генеральный директор логистической компании "РИ Лог" Виктор Ерукаев. – Там работают по системе "точно в срок" (just-in-time), которая применяется повсеместно, или по принципам логистики с нулевыми запасами на складах". Цель – максимальное сокращение издержек за счет минимизации запасов и затрат на их содержание. По словам эксперта, в западных регионах России это понимают уже многие, но очень часто, особенно на Дальнем Востоке, термин "логистика" трактуется ограниченно, и большинство местных компаний под этим подразумевает только перевозки и склад. А перейти к новому понимаю не так просто – психология человека этому препятствует.
Не случайно директор по развитию бизнеса ОАО "РЖД Логистика" Денис Мазурин считает, что в России пока еще существует множество барьеров для развития логистического сектора экономики, и один из них не связан с технологией и законодательством. "Речь идет о психологическом барьере, – отмечает эксперт. – Порой предприятие, даже ясно осознавая неэффективность существующих логистических процессов и собственных служб, не хочет передавать свою логистику профессионалам, и происходит это в первую очередь из боязни потери контроля над основными производственными бизнес-процессами".
Что же нужно для того, чтобы логистика в России заработала? С одной стороны, государственной программы развития транспортно-логистической инфраструктуры, как известно, нет. С другой – ОАО "РЖД" разработана концепция создания терминально-логистических центров (ТЛЦ) на территории Российской Федерации. Дополнить инфраструктуру в масштабах страны призваны и сухие порты, исполняющие роль тыловых терминалов морских портов. Есть и положительная практика – например, логистический парк "Янино", который, помимо стандартных операций с грузами для порта (хранение, таможенное оформление, накопление судовых партий, растаривание и пр.), выполняет и функции логистического оператора, связанные с формированием и отправкой партий автомобилей дистрибьюторам.
Еще один важный момент – все мощности должны функционировать в соответствии с европейскими стандартами качества, касающимися использования тары, параметров грузов, дискретности отправок, оборудования – всего того, что нынче стало считаться базовым сервисным уровнем. "Если ты ему не соответствуешь – ты просто неконкурентоспособен для международных игроков", – поясняет Л. Шляпников.
Исследование Всемирного банка "Налаживание связей для повышения конкурентоспособности: торговая логистика в глобальной экономике" – рейтинг интегральный. Он оценивает логистику разных стран по ряду индикаторов, включая эффективность работы таможни, качество логистической инфраструктуры, данные о международных поставках, уровень компетентности персонала местного рынка логистических услуг, контроль за поставками и их своевременность. Вывод – направлений, в которых предстоит развивать отечественную логистику, много. Правда, не всегда их развитие зависит исключительно от усилий бизнеса – например, качественно улучшить работу таможни может только Федеральная таможенная служба. Получается, что главное для достижения результата – объединение усилий, учеба на хороших примерах и кропотливая ежедневная работа.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.