Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Восток - дело тонкое: нужны ли Новосибирску агрохабы. "РБК-Новосибирск". 25 июля 2017

Восток - дело тонкое: нужны ли Новосибирску агрохабы. РБК-Новосибирск. 25 июля 2017
В Новосибирске скоро появится несколько крупных плодоовощных оптово-розничных центров. РБК Новосибирск разбирался, есть ли в них необходимость для мегаполиса, и какие перспективы для города несет их открытие
В начале этого года губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий посетил Узбекистан, после чего был подписан меморандум с целью увеличения поставок фруктов и овощей из Узбекистана. В районе пересечения Мочищенского шоссе и ул. Краузе в Новосибирске будет построен оптово-розничный центр "Фудсиб".
Проект реализуют агропромышленный холдинг "Узагроэкспорт" совместно с ООО "Импульс", владельцем которой является Дмитрий Терешков, председатель совета директоров ОАО "Сибирская хлебная корпорация". Второй бенефициар компании - Александр Манцуров, ритейлер и совладелец торгового холдинга "Сибирский гигант".
Общая стоимость проекта, озвученная в феврале этого года, составляла около 1 млрд руб. В июле сообщалось, что владельцы центра получили кредит в 250 млн руб. на реализацию проекта. Ожидается, что на узбекскую продукцию придется до 60% всех фруктов и овощей, которые будут продаваться в агрохабе, а общая площадь кросс-доков составит 4 тыс. кв.м. Владельцы будущего ОРЦ надеются привлечь местных производителей мясной и молочной продукции. На одной из пресс-конференций, говоря о перспективах проекта, министр промышленности и торговли региона Николай Симонов сообщал, что "Фудсиб" "закроет такую нишу рынка, как средний и крупный опт, обеспечит запросы ритейлеров по подработке, упаковке, маркировке, чипированию продукции, и даст дополнительные возможности для роста рынка". По словам Симонова, ритейл - это не клиенты Хилокского рынка, поскольку последний не удовлетворяет требованиям сетей к поставщикам.
В планах строительство еще одного агрохаба: агропромышленный холдинг "РосАгроМаркет" и девелоперская компания "Ермак" летом нынешнего года начали строительство ОРЦ на базе промышленно-логистического центра в районе Оби. Ввод объектов первой очереди запланирован на конец 2017 года, сообщается на сайте компании. Общая стоимость проекта - более 16,5 млрд руб., мощность составит 175 тыс. тонн, в распредцентре кроме торговых площадей будут морозильные и холодильные камеры, овощехранилище. Одно из отличий проекта - "единая электронная система учета сельхозпродукции, сбора и обработки заказов, что делает его самой высокотехнологичной из продуктовых оптовых баз в Новосибирске".
Третий проект - агропарк "Новосибирск", позиционирующий себя (по описанию на сайте компании) как "крупнейшая оптово-розничная площадка в Сибири". Определенную заинтересованность в этом проекте, по мнению источников РБК Новосибирск, имеет бизнесмен Богдан Локоть, сын мэра Новосибирска. Торговцам предлагают услуги грузчиков, аренду складов, электрокары и тележки, и обещают внушительный поток покупателей, - агропарк открылся на проезде Энергетиков, 17, вблизи гипермаркетов "Лента" и "Гигант" на площадях, которые ранее занимал DIY-гипермаркет Forma.
Есть ли рынок
По данным пресс-службы регионального правительства, на сегодняшний день Новосибирская область ежегодно потребляет 200-250 тыс. тонн плодоовощной продукции из Узбекистана. По идее создателей проекта распределительного центра "Фудсиб", благодаря открытию этого агрохаба эта цифра может вырасти еще на 75 тыс. тонн.
Не все эксперты настроены на быстрый рост рынка в ближайшей перспективе. Так, один из источников РБК Новосибирск среди компаний, занимающихся оптовой торговлей фруктами и овощами рассказал, что рынок плодоовощной продукции находится в кризисе уже четвертый год. В 2015 году он провалился на 15-20%, сегодня на рынке наблюдают 10% сокращение продаж и покупок относительно показателей 2013 года.
Есть и подвижки в спросе: россияне все чаще стараются покупать более дешевые продукты. "Если раньше, к примеру, покупали экзотические манго, то сейчас - более дешевые цитрусовые", - отметил спикер.
"Ежегодно объемы выращенной для России продукции немного растут, так как это - единственная возможность заработать для той части населения Узбекистана и Таджикистана, которые не выезжают из своих стран на заработки, - рассказал спикер.
- Однако рост поставки, скорее, происходит сезонно. При увеличении поставок из Средней Азии уменьшаются поставки фруктов и овощей из дальнего зарубежья".
Еще одним источником роста для агрохабов, который декларировался федеральными чиновниками, может стать курс на логистику местной агропродукции. Осенью прошлого года директор департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза Владимир Волик сообщал, что действующая в стране инфраструктура рассчитана на хранение 2 млн тонн агропродукции, а дефицит агрологистических мощностей оценивается в 2,5 млн тонн. В результате у отечественной продукции даже с ростом производства при поддержке санкций очень низкая товарность, то есть от поля до прилавка доходит лишь часть выращенного.
"Этот показатель - товарность - у нас безумно низкий, по картофелю, например, товарность всего 25%, - сообщал Волик. - У нас большие урожаи, но когда смотрим на товарность, то понимаем, что здесь у нас большая беда".
Открытия и их последствия
Российская практика открытия подобных агрохабов в крупных российских городах часто влечет за собой "перетягивание" потоков крупных плодовоовощных баз. Так, незадолго до открытия в Москве крупнейшего российского оптово-розничного продовольственного центра "Фуд-сити" была расформирована крупнейшая московская плодовоовощная база "Покровская" в районе Бирюлево Западное.
В Новосибирске новые агрохабы составят конкуренцию гиганту российского уровня - торговому центру "Хилокский" (Хилокский рынок). При этом источники РБК Новосибирск предполагают, что, как и в случае с плодоовощной базой "Покровская" в Москве, и с Гусинобродской "барахолкой" в Новосибирске, может быть так или иначе применен административный ресурс.
Зачем властям города и региона бороться с Хилокским рынком? Возможно, и потому, что "Хилок" - достаточно закрытый мир, где действуют свои обычаи. Количество мигрантов, которое живет и работает в этом районе, велико. Окрестности рынка регулярно привлекают внимание правоохранителей: так, в прошлом году на рынке произошла массовый конфликт, в которой принимали участие до 200 человек, в начале 2012 года сотрудники федеральной службы по контролю наркотиков выявили преступную группировку, которая под видом торговли фруктами сбывала героин. "Хилоский" регулярно привлекает внимание и сотрудников миграционных служб. Например, в мае текущего года в очередном рейде по выявлению незаконных мигрантов, УФМС обнаружили 18 нарушителей.
Вокруг "Хилокского" рынка сложилась своя уникальная инфраструктура. Есть здесь и свои парикмахерские, и точки по продаже сим-карт, с помощью которых можно наиболее удобно звонить в Среднюю Азию. Вопрос религии важен для выходцев из центральноазиатского региона - на территории рынка построили Базарную мечеть. Рядом есть мясные лавки, где торгуют исключительно халяльным мясом, среднеазиатские кафе и палатки, с мусульманской одеждой и атрибутикой. Сложившаяся на "Хилокском" рынке атмосфера как нельзя более комфортна для приезжих крупнооптовых торговцев. Торгуются здесь как на любом рынке Средней Азии, уступая покупателю до 50% заявленной стоимости. Крупных покупателей знают в лицо, вручая им дополнительные подарки - приправы, зелень, фрукты.
На востоке нет единства
Как рассказал корреспонденту РБК Новосибирск источник в Москве, близкий к "Узагроэкспорт", данный проект изначально был создан для консолидации узбекской продукции с целью ее дальнейшего распространения по территории РФ. Для этого были созданы региональные филиалы, причем похожие проекты создаются и с другими государствами, например, с Абхазией. Однако по словам источника, "Уэагроэкспорту" не удалось подчинить себе всех поставщиков и создать единый канал из-за сильной конкуренции.
"Восток - дело тонкое. Этот рынок очень специфичный, с большим влиянием национальных диаспор, особенно в Москве. Рынок очень сильно поделен", - отметил спикер.
Отсюда логично предположить, что даже при консолидации определенной части продукции из Узбекистана около "Узагроэкспорта", количество приверженцев привычной модели торговли через Хилокский рынок будет весьма значительным.
Смогут ли конкурировать
Алексей Александров, депутат Заксобрания, экс-соучредитель ТЦ "Хилокский" считает, что появление агрохабов в Новосибирске никак не повлияет на деятельность Хилокского рынка. "Как повлияло строительство Metro - там тоже фрукты продают? Как повлияло строительство сети "Лента", как повлияло строительство многих других объектов?", - задается вопросом Александров.
Для крупного опта самое важное требование - создание логистических возможностей для подвоза продукции к местам реализации. Агромаркет "Новосибирск" находится около Димитровского моста, вблизи оживленной трассы. Александров считает, что место для размещения этого агрохаба выбрано неудачно. "Ежегодно на Хилокский рынок приезжает 10 тысяч фур. Как в центр города можно впустить такое количество грузовых машин? Это надо быть врагом Новосибирска. Для этого нужны развязки, размещения. Фуры дороги разобьют", - недоумевает Александров.
С точки зрения логистики, проекты "Фудсиб" и "Росагромаркет" расположены удачнее - первый на выезде в сторону Кемерово, второй вблизи трассы на Омск.
Спорным эксперты считают и достоинство в виде наличия удобств торговли, набора инфраструктуры. "Чистенько, красиво - крупно-оптовым продавцам это не нужно, - комментировал в интервью ksonline.ru ситуацию экс-учредитель крупной компании по поставкам плодоовощной продукции "Продгамма" Александр Хамидуллин. - Необходимо, чтобы водитель мог заехать и выехать на фуре. Всё. Охраняемый, чистый, охлаждаемый торговый центр с собственной карантинной и таможенной зоной, по сути, никому не нужен".
Возможно, при должном внимании к проблеме такие агрохабы могут решить часть вопросов со сбытом спелой продукции, которая является товарной буквально в перспективе несколько часов. Условие - должное количество и качество компаний по переработке плодоовощной продукции. Тогда будет создано и достаточное количество новых рабочих мест.
"Ведь что такое ОРЦ - это правильные условия хранения, это холодильники, это добавленная стоимость в виде сортировки, мойки продукции, калибровки, упаковки в вакуум, нарезки. ОРЦ - это большой плюс как бизнес-модель", - уверен спикер редакции.
При этом наличие и использование такой инфраструктуры повысит товарность продукции, но вместе с нею может на какую то долю повысить и стоимость продукции для потребителя, - в стоимость, кроме цены овощей или фруктов, будут закладывать услуги по их сортировке, мойке и упаковке. На Хилокский рынок горожане едут как раз за самыми дешевыми в сезон овощами и фруктами.
Главный вопрос - смогут ли новые агрохабы создать поток покупателей. Базовая ставка аренды в открывшемся агропарке на Энергетиков - 2 тыс. руб. за 1 кв. м. на первом этаже и 1,5 тыс. руб. - на втором. "Две тыс. руб за квадратный метр вполне приемлемо, особенно для объекта с высоким трафиком клиентов, - комментирует специалист по коммерческой недвижимости АН "Жилфонд". - Если помещение больших размеров, то это недёшево. Большую роль всегда играет локация. Если расположение арендуемой площадки хорошее - с большим потоком покупателей, то и арендная плата может быть выше, чем в других местах".
Один из торговцев Хилокского рынка рассказал корреспонденту РБК Новосибирск, что он платит 1 тыс. руб. в сутки за право торговать на территории рынка. "В месяц выходит чуть больше 33 тыс. рублей, однако торговля бойкая, эти деньги окупаются с лихвой", - сообщил торговец.

Для справки: Название компании: Холдинг РосАгроМаркет (Федеральная сеть ОРЦ) Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.