Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Профицитный бензин Казахстана, часть вторая. "OilCapital.ru". 20 февраля 2019

Топливный суверенитет
На повестку были вынесены два основных вопроса, касающихся дальнейшего эффективного функционирования отечественного рынка: снятие зависимости от внешних поставок путем запрета на российский импорт и обеспечение экспорта собственного бензина в соседние центрально-азиатские республики за счет накапливающихся излишков. В 2018 г. министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев неоднократно заявлял, что в вопросе, кого поддержать — отечественного производителя или импорт, — он склоняется к поддержке местных НПЗ.
В итоге приказом от 3 июля 2018 г. № 262 "О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Республику Казахстан из Российской Федерации" с 26 августа граница для российского бензина была закрыта сроком на 3 месяца. Бозумбаев ссылался в том числе на совместные балансы, утверждаемые обеими сторонами.
"Мы еще не выбрали тот объем импорта из России на этот год, который должны были выбрать. Но пусть он остается на всякий случай. Практика показывает, что аварии могут быть на наших НПЗ. Но запрет временный, на 3 месяца,
— пояснял он. — Я разговаривал с министром Новаком, и мои заместители — с заместителями. Все всё хорошо понимают, и российские нефтяники тоже".
Казахстан и Россия регулируют поставки нефти и нефтепродуктов в соответствии с подписанным в Москве 9 декабря 2010 г. межправительственным соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве — им, в частности, оговаривались условия таких поставок и запрет на экспорт из Казахстана за пределы территории Таможенного союза определенных видов нефтепродуктов. Позже стороны ратифицировали поправки в соглашение, продлив срок его действия до 1 января 2019 г. По окончании этого срока оно автоматически должно продлеваться на 5 лет, если одна из сторон не уведомит другую не менее чем за 6 месяцев до истечения первоначального срока действия о намерении прекратить его действие.
Учитывая создавшуюся ситуацию с бензиновым профицитом в Казахстане, в соответствии с пожеланиями команды Бозумбаева 3 октября 2018 г. в Москве профильными министрами был подписан межправительственный протокол о внесении в соглашение изменений. Основной целью документа стало выведение из-под условий соглашения приложения 2 ("Перечень нефтепродуктов, запрещенных к вывозу из Российской Федерации в Республику Казахстан") и приложения 3 ("Перечень нефтепродуктов, запрещенных к экспорту из Республики Казахстан за пределы таможенной территории Таможенного союза"). Изменения позволили регулировать ввоз нефтепродуктов из России в Казахстан и экспорт ГСМ с казахстанской территории за пределы ЕАЭС на межведомственном уровне.
"Когда мы импортировали из Российской Федерации, резонно Российская Федерация нам беспошлинно поставляла эти продукты и резонно она ставила вопрос: извините, не реэкспортируйте, допустим, за пределы Таможенного или Евразийского союза, не пытайтесь заработать на этих пошлинах. Поэтому мы согласились, и тем соглашением и этими двумя приложениями поставили запрет на экспорт светлых нефтепродуктов для Казахстана в дальнее зарубежье за пределы Евразийского союза. Теперь мы выводим и спокойно в гибком порядке будем, согласовывая с Минэнерго России, экспортировать те продукты, которые мы не будем от них завозить", — сказал Бозумбаев.
В январе 2019 г. в стремлении защитить рынок ГСМ глава Минэнерго подготовил проект приказа "О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Республику Казахстан из Российской Федерации", предусматривающий очередной трехмесячный запрет на ввоз в Казахстан из России бензина железнодорожным транспортом.
"В первую очередь это касается высокооктанового бензина АИ-92, которого уже сейчас профицит на рынке. В этом году у нас предполагается от 500 до 600 тыс. т профицита.
Если мы этот профицит не уберем, это создаст проблемы по выпуску других продуктов", — отметил Бозумбаев, добавив, что, к примеру, на Шымкентском НПЗ в начале 2019 г. "возникла угроза затоваривания, заполнения всех резервуаров, и в стране в целом".
"Поэтому некоторый объем, если мы его не утилизируем на экспорт, будет мешать работе наших нефтеперерабатывающих заводов. Придется снижать загрузку НПЗ, соответственно, можем получить меньше дизельного топлива и авиакеросина, чего мы допустить не можем, потому что дизельным топливом мы полностью хотим обеспечить, авиакеросином грубо 110% сделать в этом году по сравнению с потребностью", — сказал он журналистам.
В частности, по планам Минэнерго в 2019 г. АНПЗ, ПНХЗ и PKOP переработают по 5,4 млн т нефти каждый, переработка 220 тыс. т конденсата придется на завод "Конденсат", а 770 тыс. т — на CASPI BITUM.
Ранее вице-министр энергетики Болат Акчулаков заявлял, что после завершения модернизации НПЗ в Казахстане будет производиться бензина АИ-92 почти на 1 млн т больше, чем может поглотить внутренний рынок, и в этой связи, учитывая наличие собственных избыточных мощностей по переработке в России и незначительную емкость топливного рынка в соседних Кыргызстане и Узбекистане, необходимо будет искать альтернативные рынки сбыта продукции НПЗ.
"Мы видим рынки сбыта, в первую очередь для Шымкентского нефтеперерабатывающего завода, Центральную Азию и Афганистан… Конечно, там будет конкуренция с теми же компаниями из Российской Федерации, но мы думаем, что сильнейший должен в конкуренции побеждать",
— высказал мнение об экспорте Бозумбаев.
Ранее заместитель председателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти АО "НК "КазМунайГаз" Данияр Тиесов заявлял, что цена на казахстанские ГСМ будет "дешевле на центрально-азиатских рынках по сравнению с российской в связи с более низкой стоимостью транспортировки".
Ценовая "гипотония"
Предпринимаемые Минэнерго Казахстана меры способствовали снижению цен на моторное топливо в 2018 г. Согласно статистике, тонна моторного бензина на внутреннем рынке подешевела на 0,8%, до 142,3 тыс. тенге. У Минэнерго, впрочем, свои данные: как сообщил на коллегии 8 февраля Бозумбаев, стоимость бензина за год снизилась со 160 до 153,4 тенге, а по состоянию на февраль 2019 г. минимальные цены по АИ-92 составили в Алматы 139 тенге. Вместе с тем в 2018 г. наблюдался рост цен на дизтопливо на АЗС (на 33 тенге с начала 2018 г. — со 160 до 193 тенге).
Объяснив удорожание дизтоплива сезонным ростом потребления сельхозпроизводителями, сезонным увеличением транзитных перевозок, а также сохранявшейся в 2018 г. "небольшой импортозависимостью", Бозумбаев обещал защитить рынок временным запретом на вывоз дизеля в соседние страны с более высокими ценами.
В Казахстане, где отменено госрегулирование цен на моторное топливо, стоимость бензина — одна из самых дешевых в мире.
Учитывая договоренности стран ЕАЭС о создании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов к 2025 г., теоретически цена ГСМ в Казахстане должна подтянуться к уровню этих государств. Впрочем, говорить об этом рано: необходимо будет учесть разные факторы, влияющие на формирование конечной цены топлива.
Четвертый НПЗ
Ситуация с профицитом бензина в Казахстане напрямую влияет на решение о сроках строительства четвертого крупного НПЗ мощностью порядка 3 млн т нефти в год. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, стремясь как можно скорее решить проблемы дефицитного рынка топлива, на протяжении нескольких лет требовал от профильного министерства возведения нового завода. Однако с модернизацией имеющихся НПЗ этот вопрос может перейти из разряда срочных в перечень запасных.
Строительство четвертого крупного нефтеперерабатывающего предприятия в республике может быть экономически целесообразно лишь при условии его мощности до 6 млн т и привлечения иностранного инвестора.
Планируется обойтись без заимствований со стороны нацхолдинга "КазМунайГаз", имеющего и без того огромную долговую нагрузку. Инвестором может выступить, к примеру, Китай, уже контролирующий 50% PKOP, но пока о переговорах с китайской стороной речи не идет.
По информации Минэнерго РК, по состоянию на конец 2018 г. на финальной стадии была разработка предТЭО завода, в рамках которого должны быть определены параметры и месторасположение НПЗ (ранее в правительстве заявляли, что он может быть построен на базе одного из предприятий Шымкента, Актау или Актобе), линейка выпускаемой продукции и рынки сбыта.
"Когда я говорил, что надо строить немедленно четвертый завод, вы доказывали, что он нам не нужен, что у нас вот так будет ГСМ, некуда будет девать. То есть мы начинаем работать тогда, когда проблема нас догнала, — заявлял в начале 2018 г. Назарбаев. — …Регулярно встает вопрос обеспечения страны топливом. Мы модернизируем три НПЗ. Дефицит ГСМ в Казахстане покрывается на ближайшие 3-4 года, да, Канат Бозумбаев? Затем снова нужно импортировать".
В 2018 г. о строительстве нового НПЗ небольшой мощностью по переработке — всего 1 млн т нефти — с производством всей вертикальной линейки нефтепродуктов объявила сингапурская R Way Solution PTE Ltd. Возведение завода стоимостью около 300 млрд тенге планировалось начать весной 2019 г. в районе поселка Атасу в Карагандинской области. НПЗ будет ориентирован на потребности внутреннего рынка, и если проект и впрямь будет реализован, то это может отсрочить планы строительства четвертого крупного переработчика на несколько лет.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.